Аргументы и факты
28 июля 2021, 08:16
Полный улет. 15-й авиасалон МАКС запомнится громкой премьерой и QR-кодами
В этом году главным отличием салона МАКС от таких авиавыставок, как Ле-Бурже и Фарнборо, было уже то, что он состоялся
Такого авиасалона подмосковный город авиаторов Жуковский еще не знал. Пропускная система, которая ранее состояла из двух "линий обороны" - проверки ручной клади и аккредитации, - дополнилась третьей. На последнем рубеже волонтеры сканировали QR-коды и проверяли ПЦР-тесты участников и посетителей.
Воздушный извоз
С 2015 г. МАКС работает в условиях все возрастающего международного давления на Россию. Тем не менее в этом году в Жуковский приехали представители 250 зарубежных компаний из 54 стран. Притом что именно здесь были оглашены меры по постепенному вытеснению иностранной продукции из авиапарков отечественных перевозчиков. Минпромторг в лице его главы Дениса Мантурова озвучил масштабный план выпуска 735 гражданских воздушных судов к 2030 г. Это серьезная заявка, если учесть, что нынешний парк всех российских авиакомпаний - чуть больше 1 тыс. бортов и более 70% из них иностранного производства. Все самолеты, на которые делается ставка, были представлены на МАКС-2021.
Ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 и без авиасалона известен жителям России. За 10 лет эксплуатации эти самолеты перевезли десятки миллионов пассажиров. Сегодня в эксплуатации у 9 авиакомпаний находятся 175 "Суперджетов". Самолеты можно встретить в разных версиях: дальностью 3050 и 4600 км, вместимостью от 87 до 108 пассажиров.
Кстати, нынешняя ситуация с карантинными ограничениями повлияла на рынок авиаперевозок самым странным образом. Международные и дальнемагистральные перелеты обвалились еще в прошлом году. Зато в рост пошли региональные перевозки внутри стран: эпидемия эпидемией, но в отпуск хочется всем. В итоге в эпоху ковида лучше стали продаваться сравнительно небольшие самолеты с количеством кресел до сотни.
На авиасалоне корпорация "Иркут" заключила контракты о поставках 58 "Суперджетов" - один из крупнейших контрактов в истории МАКСа. 15 уже в этом году возьмет авиакомпания "Россия", 25 в 2021-2022 гг. - "Ред Уингс", от 15 до 25 в 2026 г. будут переданы авиакомпании "Азимут" и 8 до 2024 г. - "Авроре", создаваемой на базе авиапредприятий Дальневосточного федерального округа.
"На "Суперджетах" за два последних года открыто свыше 200 маршрутов между городами России. По данным ВЦИОМ, среди пассажиров сейчас есть очевидный запрос на расширение маршрутной сети по России в обход Москвы, и именно SSJ-100 с его характеристиками может закрыть эту потребность", - заявил Денис Мантуров.
Еще одним хитом продаж собираются сделать МС-21 вместимостью 200 пассажиров. Первые серийные поставки самолетов на внутренний рынок должны начаться в конце 2022 г. На авиасалоне эти самолеты летали парой, как драконы в брачный период. На одном стояли американские двигатели Pratt & Whitney, на другом - отечественные ПД-14. Разницы никто не почувствовал.
Продолжаются работы и по созданию регионального Ил-114-300 вместимостью 50-60 пассажиров. Эту машину с трудной судьбой давно ждут в российской глубинке. И совсем уж к "малой авиации" относится 9-местный "Байкал", наследник легендарного Ан-2. Серийное производство может начаться уже через год. Самолетик выглядит несколько архаично, но под капотом у него новый российский турбовинтовой двигатель.
Ни шаха без мата
Главной сенсацией военной части салона стал легкий тактический самолет (ЛТС) Су-75 Checkmate, он же Т-75, он же Су-75, он же Screamer ("Крикун"), как его назвали в американской разведке из-за большого воздухозаборника, придающего самолету особый вид. Маркетологи, работающие на ОАК, начали гнать туман за несколько дней до открытия авиасалона. Туман сгущался: в интернете появлялись "случайно утекшие" фотографии ранее невиданного самолета под черным чехлом. Множились и его возможные названия - от вполне понятного "однодвигательный истребитель 5-го поколения" до загадочного Checkmate.
Журналистов запустили в тщательно охраняемый ангар через несколько часов после того, как территорию МАКСа покинул президент Путин. На стене ангара был нарисован шахматный конь, потому журналисты тут же прозвали загадочную новинку "Конь в пальто". Вблизи ЛТС выглядит младшим братом двухдвигательного истребителя Су-57 - не таким мощным, зато более стройным. Как будто тот самолет разобрали, выкинули треть деталей и собрали заново.
На мировом рынке вооружений сейчас достаточно много истребителей с одним двигателем. Но вот чего там точно нет, так это дешевых одномоторных истребителей. А они хорошо продавались бы в страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки. Эдакий летающий автомат Калашникова. По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, Checkmate будет стоить 25-30 млн долл., притом что зарубежные аналоги - американские F-35, французские Rafale и шведские Gripen - стоят 60-90 млн долл.
Разработчики позиционируют Checkmate как "самолет открытой архитектуры". Это подразумевает, что каждый заказчик (такая форма обслуживания пришла из коммерческой авиации) может выбрать комплектацию машины под себя. Только не количество кресел в салоне, а набор боевых возможностей. Хотите применять его против воздушных целей? Против наземных и морских? Для разведки? Пожалуйста, любой каприз за ваши деньги.
Денис Мантуров заявил о готовности истребителя через 4 года. В ОАК назвали срок в 2 года, но при условии должного финансирования. При этом в обоих случаях речь идет только о создании первого летного образца для испытаний. Установочная партия новых машин может быть построена в 2026 г. В презентации, прошедшей на авиасалоне, первые поставки заказчикам обещали через 5,5 года.
К слову о покупателях. Вице-премьер Юрий Борисов обмолвился о наличии "якорного заказчика" среди иностранных ВВС. Правда, о какой стране идет речь, он не уточнил. В ролике ОАК, посвященном новинке, фигурировали Индия, Аргентина, Мьянма, Вьетнам, ОАЭ. Разумеется, новый самолет будут предлагать и нашим военным. Они тоже заждались "дешевого" и легкого истребителя. Например, для использования в палубной авиации.
Почему новый Самолет сухого назвали не по-русски?
Странное название главной авиановинки - Checkmate - привлекло к себе едва ли не больше внимания, чем ее боевые возможности.
"На самом деле Checkmate - "шах и мат" - не более чем маркетинговый прием, - объяснил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь. - Конкуренция на рынке боевых самолетов растет, и некий игровой момент, связанный с запоминающимся названием, тут вполне уместен. Придумывая название новой машине, мы, с одной стороны, хотели показать все, чем мы обладаем. Шахматы - игра интернациональная, слова "шах" и "мат" понятны без перевода в любой точке мира. С другой стороны, перед специалистами по маркетингу была поставлена задача не перехвалить самолет и продемонстрировать сдержанность и скромность. По-моему, они с этим справились"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов