О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чтобы гарантировать господство в воздухе

На вопросы "Красной звезды" отвечает генеральный директор ПАО "ОАК" Юрий Слюсарь

Какими преимуществами по сравнению с зарубежными аналогами обладает перспективный однодвигательный легкий тактический самолет Checkmate, который впервые показали на МАКС-2021? Удается ли выполнять планы производства авиатехники и поставок самолетов в войска в условиях пандемии COVID-19? Как идет работа по модернизации и созданию нового самолета дальней авиации Ту-160М? Что даст применение технологий искусственного интеллекта при конструировании новых авиационных комплексов? На эти и другие вопросы "Красной звезды" отвечает генеральный директор ПАО "ОАК" Юрий Слюсарь.

- Юрий Борисович, предлагаю начать беседу с вашей премьеры на Международном авиакосмическом салоне в подмосковном Жуковском. Ею стал новый однодвигательный легкий тактический самолет (ЛТС) Checkmate, который вы лично представляли президенту…

- Да, мы представили на авиасалоне нашу новую перспективную разработку - ЛТС Checkmate, собранный на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Гагарина, филиале компании "Сухой". Мы планируем поднять самолет в воздух в 2023 году.

- На МАКСе вы говорили о том, что новый легкий истребитель Checkmate сможет противостоять зарубежным боевым самолетам пятого поколения и в перспективе - шестого. За счет чего - летных характеристик, авиационных средств поражения, снижения заметности в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения или за счет размещенных на борту средств РЭБ?

- Благодаря совокупности перечисленных вами свойств. Новый ЛТС создан на основе проверенных решений и новейших технологий, отработанных и используемых сегодня в нашем флагмане - Су-57. Кабина оснащена системой интеллектуальной поддержки экипажа. Также самолет оборудован интегрированным комплексом радиоэлектронного противодействия, который помешает противнику обнаружить самолет и применить вооружение. Среди важных отличительных особенностей ЛТС Checkmate выделю РЛС с активной фазированной антенной решеткой, встроенные системы оптического обнаружения и наведения и возможность организации сетеориентированных действий как с однотипными самолетами, так и с другими типами боевых машин.

Ключевое преимущество - это стоимость машины и ее эксплуатации - становится очевидным в сравнении с конкурентами. Например, Checkmate обладает в 6-7 раз меньшей стоимостью летного часа, чем его главный международный конкурент F-35. Одновременно закупочная стоимость ЛТС сравнима с Saab Gripen NG при несопоставимо больших боевых возможностях. Так что Checkmate - это самолет для покупателей, для которых экономика эксплуатации имеет ключевое значение.

- Представители каких стран проявили коммерческий интерес к этому самолету на МАКС-2021?

- Прежде всего отмечу, что это авиационный комплекс с высоким потенциалом для модернизации. Самолет может быть адаптирован под желания заказчика, обладает открытой архитектурой. Это позволяет установить на него бортовое оборудование различных производителей. Машина изначально проектировалась для использования практически всего спектра АСП, в том числе перспективных. Эти факторы имеют большое значение для наших зарубежных коллег. На МАКСе новым истребителем интересовались партнеры с Ближнего Востока, из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

- Насколько безоблачны перспективы создания на базе Checkmate беспилотника?

- Самолет изначально разрабатывался как авиационная платформа, способная стать базовой для целого семейства машин. Беспилотная модификация ЛТС Checkmate - не исключение. Мы считаем, что она будет востребована у заказчиков, потому что позволит повысить всеракурсную осведомленность, живучесть боевой системы, даст возможность применить новые тактические приемы.

- Юрий Борисович, перейдем к делам более масштабным и поговорим о совокупном вкладе возглавляемой вами корпорации в укрепление военно-технического потенциала страны и техническое перевооружение Российской армии…

- Объединенная авиастроительная корпорация - основной поставщик самолетов различного назначения для Минобороны России, мы несем ответственность за своевременное обеспечение ВКС качественными и современными авиационными комплексами. Для нас российское военное ведомство - главный заказчик, который определяет не только план поставок, но и назначение, облик и характеристики самолетов.

До недавнего времени мы находились на этапе замены самолетов третьего поколения самолетами четвертого: Су-35, МиГ-35, Су-30СМ, Су-34. А с этого года мы вместе поднялись на следующую ступень - начали поставки нашему главному заказчику самолетов пятого поколения Су-57, на эту платформу у нас очень большие совместные планы.

- Выполнение гособоронзаказа - важное направление деятельности вашей компании, которое надежно обеспечивает занятость персонала и загруженность производственных мощностей на многие годы. Однако в 2020 году работать стало сложнее - из-за распространения в мире коронавируса. Удалось ли Объединенной авиастроительной корпорации к настоящему времени преодолеть последствия пандемии COVID-19 и вернуть производственные процессы в нормальный ритм? Сказалась ли сложная эпидемиологическая обстановка на темпах проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на серийном производстве?

- Мы выстроили нашу работу так, чтобы пандемия не оказывала влияния на нашу работу по военным программам. Разумеется, при этом на наших площадках соблюдались и соблюдаются все необходимые меры по предотвращению распространения коронавируса.

Так, в 2020 году предприятия ОАК в рамках гособоронзаказа полностью выполнили крупные долгосрочные контракты на поставку Су-35 и Су-34.

В сегменте транспортной авиации наращиваем темпы производства тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, продолжаем испытания легкого транспортника Ил-112В.

Важный большой проект - это обновление стратегических бомбардировщиков Ту-160, он реализуется в несколько этапов. Во-первых, "Туполев" ведет глубокую модернизацию строевых Ту-160. Первый самолет этой серии - Ту-160М - совершил первый полет в конце минувшего года, успешно прошел заводские испытания, а сейчас завершает и предварительные испытания в Жуковском. На самолете установлены новые двигатели НК-32 серии 02 производства ОДК, модернизировано бортовое оборудование, улучшающее характеристики базовой машины.

На Казанском авиационном заводе завершаются работы по изготовлению второго такого самолета, который сразу подключится к испытаниям. После их выполнения самолеты предъявим на государственные испытания, где их будут оценивать специалисты Министерства обороны, в том числе в условиях, максимально отвечающих боевой обстановке. После этого модернизированные самолеты будут переданы в строевые части дальней авиации.

Во-вторых, помимо глубокой модернизации, на "Туполеве" идет работа по сборке полностью нового, построенного с нуля Ту-160М. Так что все компетенции, которые у нас были в сфере дальней авиации, сохранены и развиваются.

В ходе Международного военно-технического форума "Армия-2020" были подписаны несколько крупных контрактов на поставку авиационной техники в российские ВКС. Эти соглашения стали результатом реализации поручений, выработанных по итогам проведенного Президентом России в мае 2020 года совещания по вопросам поддержки авиационной промышленности и авиаперевозок. Контракты с Минобороны России предусматривают опережающие поставки техники, закупки которой запланированы в государственной программе вооружения.

Что особенно важно в сложившейся ситуации, реализация решений о мерах поддержки прошла быстро и в необходимом объеме. Совместно с коллегами из Министерства обороны, из Министерства промышленности и торговли были оперативно подготовлены и утверждены решения, которые сохранили высокую загрузку наших основных предприятий. Так, благодаря этим решениям самый крупный завод корпорации в Комсомольске-на-Амуре фактически вдвое увеличил загрузку в текущем периоде и теперь до 2028 года включительно предприятию предстоит выполнить насыщенный производственный план.
Нельзя не отметить сохранение высокой загрузки и конструкторских бюро ОАК: по всем сегментам продолжается модернизация эксплуатируемых и разработка перспективных самолетов.

Говоря о поддержке государства, надо сказать о принятой правительством и уже реализованной программе финансового оздоровления ОАК. Сформировавшаяся за десятилетия проблемная задолженность предприятий, практически блокировавшая их развитие, была частично погашена, а частично реструктурирована. Условием такой поддержки является принятие целого ряда серьезных мер по повышению эффективности корпорации. В первую очередь это сокращение непроизводственных затрат, избыточных уровней управления, исключение дублирования вспомогательных функций. Важно, что при оптимизации работы предприятий и КБ рабочие основных специальностей и инженеры сокращаться не будут.

- Министерство обороны сегодня уделяет большое внимание организации обслуживания вооружения и техники на протяжении всего их жизненного цикла, то есть от разработки и серийного производства до сервиса, ремонта и утилизации. Скажите, вам уже удалось эффективно выстроить всю эту "цепочку" во взаимодействии с военным ведомством?

- Мы уделяем первостепенное внимание обслуживанию нашей техники на протяжении всего жизненного цикла. Исходим из того, что перед ВКС стоят важные военные задачи, а ремонт и модернизация - это наша работа. Как пример, вместе с подписанием на форуме "Армия-2020" соглашения с Минобороны России о поставке новых тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А было подписано соглашение и на сервисное обслуживание военно-транспортных самолетов компании "Ил".

- Научно-технический прогресс не стоит на месте. На какие технологические вызовы, на ваш взгляд, предстоит ответить в ближайшие годы российскому ОПК? Каково ваше видение будущего оборонной промышленности в 2020-е годы в связи с ростом возможностей искусственного интеллекта, роботизацией производства и цифровой трансформацией технологических процессов?

- Российское авиастроение должно быть передовым. Этот тезис находит поддержку, причем на деле, и у главы государства, и в Минобороны, и в Минпромторге. Благодаря этой поддержке мы существенно модернизировали наши предприятия, интенсивно разрабатываем новую технику и создаем научно-технический задел.

Это касается в том числе интеллектуализации авиационной техники, которую мы сдержанно называем "применением технологий искусственного интеллекта". По мере совершенствования авиационных комплексов разработчики стали понимать, что, помимо повышения летно-технических характеристик самолетов, бортовых систем и средств поражения, развитие авиатехники должно идти и в направлении всесторонней оценки и прогнозирования текущей боевой ситуации, на основании чего принимаются эффективные и адаптивные к ситуации решения по управлению комплексом и его бортовым оборудованием, а также реализация групповых действий. Это может быть реализовано только на основе технологий искусственного интеллекта.

Эти технологии применяются и еще активнее будут применяться, например, в истребителе пятого поколения Су-57, а также в проекте тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата. Интеллектуальная поддержка на этих комплексах заключается в выдаче летчику необходимых рекомендаций по применению авиационных средств поражения, при групповых действиях, преодолении системы ПВО и обороне самолета. Она также обеспечивает автоматическое управление режимами бортовых систем.

- В последние годы немало говорится о проблеме импортозамещения, возникшей в связи с недружественной позицией западных стран в отношении России, особенно после Крымской весны 2014 года. Говоря шире, речь идет об обеспечении технологической независимости нашей страны. На каком этапе решения этой проблемы сегодня находится ОАК?

- У нас в ОАК в этом смысле все просто - мы добились полного импортозамещения и импортонезависимости в боевой авиации.

- Создание современных вооружений, военной и специальной техники в настоящее время немыслимо без опоры на фундаментальные и прикладные науки. На этом участке сегодня все активнее заявляет о себе военный технополис ЭРА в Анапе. Осуществляет ли ваша компания взаимодействие с ним?

- Да, мы стали участником технополиса ЭРА еще в марте 2021 года, а один из наших специалистов уже защитил проект по суперкомпьютерным технологиям на выездном заседании совета технополиса. Уверен, что реализация инициатив Министерства обороны РФ по поддержке науки и передовых разработок ускорит процесс работы над актуальными инновационными проектами, в том числе и в ОАК.

- Президент России не раз обращал внимание на необходимость решать проблемы диверсификации в высокотехнологичных отраслях ОПК в меняющихся рыночных условиях. Есть ли здесь у российских оборонщиков серьезный задел в этой области? Насколько оборонка способна стать локомотивом в развитии гражданского сектора промышленности?

- В России военно-промышленный комплекс всегда был в авангарде технологий и развития экономики. Конечно, передовые решения, разработанные для военных, со временем перетекают и в гражданские продукты; так происходит не только у нас, а во всех отраслях и во всех странах.

И конечно, перед нами также стоит задача обеспечить диверсификацию производства, добившись, чтобы доля гражданской продукции была выше 50 процентов. В реализации этой задачи корпорации существенно помогает активно развивающийся сегмент внутренних региональных пассажирских перевозок.

- Оборонно-промышленный комплекс, как и Вооруженные Силы, славится своими многолетними традициями верного служения Отечеству. Что в ОАК предпринимается сегодня для сохранения исторической памяти, для героико-патриотического воспитания нового поколения оборонщиков, которым не довелось пройти через испытания ни Великой Отечественной, ни холодной войны?

- На предприятиях и в КБ ОАК очень сильны традиции уважения к истории. Мы бережем память о бессмертном подвиге Героев, воевавших на фронтах Великой Отечественной, о работавших в тылу на производствах, создававших победные технику и вооружения для нашей армии. За время войны авиационные заводы дали фронту десятки тысяч самолетов, которые внесли огромный вклад в общее дело защиты Родины. И сегодня наши инженеры и рабочие, сталкиваясь с уже новыми вызовами времени, вдохновляются этими примерами. Мы видим нашу главную задачу в том, чтобы и в будущем надежно обеспечить безопасность нашей страны, создавая самые передовые самолеты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка