О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 - в новом измерении

XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021, прошедший 20-25 июля в подмосковном Жуковском, стал единственной из крупнейших мировых аэрокосмических выставок, проведенной в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19

XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021, прошедший 20-25 июля в подмосковном Жуковском - на территории ЛИИ имени М.М. Громова - стал единственной из крупнейших мировых аэрокосмических выставок, проведенной в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Все прочие ведущие мировые авиасалоны, запланированные на этот период - ILA Berlin 2020, Farnborough 2020, Airshow China 2020 и Le Bourget 2021 - были отменены. Те компании, которые не смогли посетить авиасалон, воспользовались возможностью дистанционного участия в форуме, что стало принципиально новым форматом. Особое влияние на уровень зарубежного участия в работе МАКС-2021 оказали все усложняющиеся в последние два года внешнеполитические отношения Москвы с Вашингтоном и его геополитическими союзниками, наращивающими санкционное давление на Россию, а также на зарубежные государства и компании, сохраняющие с ней тесные связи в сфере высоких технологий и военно-технического сотрудничества.

Все это в очередной раз продемонстрировало высокий статус и реноме российского авиасалона как одного из ведущих и авторитетных международных авиакосмических форумов для зарубежных участников.

Участники

АО "Рособоронэкпорт" официально пригласило более 120 делегаций из 65 государств (1). На площадках МАКС-2021 развернули свои экспозиции 538 российских компаний и 91 зарубежный участник из 20 стран. Из числа зарубежных государств, помимо Казахстана, представившего в качестве страны-партнера авиасалона отдельную экспозицию своей аэрокосмической индустрии (11 компаний-экспонентов), экспозиции представили компании и организации из Франции (18 компаний), Чехии (девять компаний), Ирана (девять компаний), Германии (восемь компаний), Беларуси (пять компаний), США (четыре компании), а также из Индии, Италии, Канады, Бельгии, Великобритании, Швейцарии, Южной Кореи, Южно-Африканской Республики, Нидерландов, Хорватии, Словакии, Кот-д’Ивуара, Бразилии и Чили. Франция, Германия, Бельгия, Чехия, Канада, Иран и Беларусь развернули отдельные национальные экспозиции. В дистанционном формате в работе авиасалона приняли участие 202 зарубежные компании из 53 стран мира.

В совокупности, с учетом дистанционного участия в работе авиасалона МАКС-2021 приняла участие 831 компания-экспонент, в том числе свыше 250 иностранных компаний из 55 стран. Таким образом, можно констатировать, что по количеству зарубежных участников (экспонентов) МАКС-2021 превзошел показатели предыдущих МАКС-2019 (184 компании из 33 государств) и МАКС-2017 (180 компаний из 36 стран).

Помимо этого, за проводимыми мероприятиями деловой программы МАКС-2021 на официальном сайте авиасалона в онлайн режиме следили порядка 33 тыс. человек, а трансляции и прямые включения собрали аудиторию совокупной численностью более миллиона человек.

Деловая программа

Авиасалон традиционно проводился под патронажем президента России Владимира Путина, который принял участие в церемонии открытия. В приветственном обращении к организаторам, участникам и гостям форума глава государства отметил, что "за прошедшие почти три десятилетия МАКС стал важной и востребованной площадкой для презентации новейших достижений отечественной и зарубежной авиации" и, несмотря на определенные сложности, вызванные последствиями пандемии коронавируса, в полной мере отвечает своему международному статусу.

Особый акцент МАКС-2021 придало то, что он прошел под знаком объявленного в Российской Федерации Года науки и технологий. Соотвественно, ключевыми демонстриуемыми проектами, знаменующими приоритетные направления технологического развития отрасли, стали перспективные летательные аппараты с гибридными, электрическими и водородными силовыми установками, беспилотные авиационные системы, авиаплатформы для городской мобильности и решения по их интеграции в единое воздушное пространство, решения по применению в авиации искусственного интеллекта.

Прошедший авиасалон отличался масштабной деловой программы, превзошедшей программы предыдущих лет и насчитывавшей свыше 100 мероприятий - стратегических сессий, семинаров, круглых столов, презентаций, брифингов и других мероприятий по актуальным вопросам развития авиакосмической отрасли и международного научно-технического сотрудничества.

Одним из ключевых событий МАКС-2021 стало проведенное под председательством Владимира Путина совещание по тематике гражданского авиапрома, в ходе глава государства отметил прогресс в развитии национальной авиакосмической отрасли и выразил уверенность в том, что "современная, эффективная и безопасная техника российского производства поможет отечественным авиакомпаниям удовлетворять растущий спрос на полеты, займет достойное место на мировом рынке и тем самым укрепит позиции России как одного из признанных лидеров авиакосмической отрасли".

Крупнейшим и наиболее представительным мероприятием деловой программы МАКС-2021 стал 4-й Евразийский аэрокосмический конгресс "Стратегические изменения в мировой авиационно-космической отрасли: новые управленческие вызовы и перспективы", крупнейший отраслевой форум на территории Восточной Европы и Евразийского экономического союза, в работе которого приняли участие около 800 делегатов из 30 стран мира.

В рамках конференций и круглых столов форума, организованного Евразийским партнерством авиационно-космических кластеров (ЕПАК) и АО "Внешавиакосмос" при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Государственной корпорации "Ростех", Государственной корпорации "Роскосмос", обсуждались приоритетные направления развития авиационно-космической индустрии, стратегические изменения, новые управленческие вызовы и перспективы, консолидация усилий бизнеса, науки и власти для решения глобальных и прикладных, перспективы международного сотрудничества и кооперации, новые подходы к аэрокосмическому образованию.

Одной из глобальных проблем отрасли на фоне коронавирусной пандемии и связанных с ней ограничений стало снижение объема авиаперевозок, поэтому ряд мероприятий был посвящен проблематике развития отрасли в новых условия. Речь идет о конференции "Рынки будущего", организованной Объединенной авиастроительной корпорацией. В рамках мероприятия был представлен новый долгосрочный прогноз рынка самолетов гражданской авиации "Обзор рынка 2021-2040".

В числе наиболее масштабных тематических мероприятий по использованию перспективных авиационных технологий - организованный Минпромторгом России и АО "Авиасалон" круглый стол "Отечественные цифровые технологии в авиации и авиационной промышленности", проведенная ЦАГИ конференция по развитию сверхзвуковой авиации и проведенная Национальным исследовательским технологическим университетом НИТУ "МИСиС" III Международная конференция "Аддитивные технологии для аэрокосмоса 2021".

Особого внимания заслуживает организованная Минпромторгом России и Росреестром конференция "Беспилотная авиация в государственном секторе: настоящее и будущее" на тему перспектив использования беспилотных авиационных систем, правового регулирования их использования и несанкционированного воздействия на их работу.

Еще одной приоритетной внешнеполитической темой для МАКС-2021 стало развитие сотрудничества с государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С Казахстаном реализуется ряд масштабных совместных проектов в области авиации и космонавтики, включая организацию сборки вертолетов семейства "Ми" и проект "Байтерек" по оказанию пусковых услуг с космодрома Байконур. По итогам МАКС-2021 к ним теперь прибавится сотрудничество Центрального аэрогидродинамического института с ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" по совместным проектам в области авиации с использованием научно-испытательной базы ФГУП "ЦАГИ", а также в сфере исследований и разработок беспилотных летательных аппаратов и летных тренажеров.

В рамках развития стратегического сотрудничества с Китаем - государства-партнера предыдущего авиасалона - на МАКС-2021 была проведена презентация Сычуаньского авиационно-космического салона, было также подписано соглашение об установлении стратегического сотрудничества с Международным авиационно-космическим салоном МАКС.

Несмотря на продолжаемый правительством США и их западноевропейскими союзниками официальный курс санкционного давления на Россию, ведущие американские и европейские оборонные и аэрокосмические компании не сократили формат своего участия в работе МАКС-2021. Европейский концерн "Airbus" и американская корпорация "Boeing" традиционно организовали ряд специальных мероприятий в качестве бизнес-площадок, ориентированных на установление и расширение кооперационных связей с российскими компаниями.

Американская корпорация "Boeing", продемонстрировавшая на своей экспозиции линейку моделей пассажирских и грузовых воздушных судов В737-800BCF, В767-300BCF и В777 Freighter, основной акцент сделала на масштабное участие в разделе Future Hub/"Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи" (с проведением профориентационных мероприятий, лекций и мастер-классов для российских молодых специалистов и школьников). Boeing и Airbus подписали ряд контрактов и соглашений с российскими компаниями на полях МАКС-2021.

Контракты и соглашения

Согласно официальной информации, объем подписанных в ходе авиасалона МАКС-2021 контрактов и протоколов о намерениях достиг 265 млрд руб. Крупнейшими российскими контракторами стали госкорпорация "Ростех" и государственный экспортер продукции военного назначения "Рособоронэкспорт" - Ростехом было объявлено о подписании соглашений на 230 млрд руб. на поставку 161 единицы авиатехники, в том числе 77 самолетов (58 лайнеров Sukhoi Superjet, 100 и 19 региональных Ил-114-300), а Рособоронэкспортом было заявлено о подписании 13 экспортных контрактов на поставку вооружений и военной техники (в их числе - истребители Су-30СМЭ, вертолеты Ми-35М и Ми-17В5, радиолокационная техника, ПЗРК, авиационные средства поражения, бронетанковая и автомобильная техника) на сумму более миллиарда евро, а также о проведении в ходе авиасалона презентаций основных продвигаемых на мировом рынке образцов самолетов, вертолетов, средств ПВО и РЭБ для более чем 30 делегаций из 20 стран.

Внешнеторговые контракты подписали российские гражданские компании. Так, например, холдинг "Технодинамика" и Zen Technologies Limited подписали документ о стратегическом партнерстве на рынке Индии в гражданской сфере, а Государственная транспортная лизинговая компания и ООО "Индустриальные Дроны" подписали с бразильской компанией "BirdView Drone BioControl" соглашение о намерениях по экспорту беспилотных летательных аппаратов российского производства, ОДК-Климов подписала ряд соглашений по выстраиванию системы послепродажного обслуживания и ремонта вертолетных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 в Беларуси, Кыргызстане и Узбекистане.

В числе крупнейших внутренних сделок были отмечены контракты Корпорации "Иркут" и компании "ПСБ Лизинг" с российскими авиаперевозчиками на поставки лайнеров Sukhoi Superjet 100 - в общей сложности 40 машин; контракт холдинга "Вертолеты России" с "ЮТэйр-вертолетные услуги" на поставку 50 вертолетов Ми-8АМТ; и лизинговый контракт компании "ПСБ Лизинг" с Национальной службой санитарной авиации на 66 вертолетов санавиации Ми-8МТВ-1 и "Ансат".

Ряд контрактов на полях МАКС-2021 подписали американская корпорация "Boeing" и европейский концерн "Airbus". Boeing - с российской Объединенной авиастроительной корпорацией на поставку программных продуктов для лайнеров Sukhoi Superjet-100, а концерн "Airbus" - с авиакомпанией "Air Manas" по сервисному обслуживанию лайнеров A220, также анонсировав поставку российской авиакомпании "Азимут" в 2022-2024 гг. шести самолетов A220-300.

Мероприятия для молодежи и студентов

Уже традиционно значительную часть деловой программы МАКС-2021 составили мероприятия для студентов российских вузов и средне-специальных учебных заведений. Ключевым событием стал проведенный 23 июля "День студента" с открытым посещением авиасалона для учащихся очной формы обучения. Мероприятие дало будущим специалистам возможность принять участие в деловой программе салона, ярмарках вакансий, профориентационных мероприятиях, посетить лекции и мастер-классы, мероприятия проводимые в рамках выставки авиационно-технического творчества молодежи в разделе Future hub/"Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи".

Заметным событием в рамках молодежной программы стал организованный Благотворительным фондом "Система" (входит в Группу АФК "Система") проект "Лифт в будущее", включавший серию мероприятий для подростков по ознакомлению авиасалоном, профессиями аэрокосмической отрасли, известными личностями в мире авиации и космонавтики, участия в волонтерской программе и профориентационных мероприятия на площадке Future Hub, а также проведение он-лайн трансляций и репортажей, которые собрали более миллиона зрителей на канале проекта (3).

Масштабное участие в разделе "Future Hub" приняла американская корпорация "Boeing", проведшая ряд профориентационных мероприятий, лекций и мастер-классов для российских молодых специалистов и школьников, принимающих участие в программе "Авиация от А до Я", организованной российским представительством Boeing совместно с некоммерческой организацией Junior Achievement / "Достижения молодых".
Как сообщалось организаторами, в рамках программы авиасалон посетили более 4 тыс. учащихся (2). Авиасалон МАКС является единственным из крупнейших международных авиакосмических форумов, в рамках которого реализуется масштабная специальная программа для молодежи и учащихся - авиасалоны "Le Bourget", "Farnborough" и Берлинский авиасалон ILA подобные программы не проводят.

Демонстрационная программа

В рамках демонстрационной программы МАКС-2021 были представлены новейшие образцы авиатехники российских разработчиков, презентации которых стали стержневыми событиями авиасалона.

Ключевым экспонатом авиасалона МАКС-2021, безусловно, стал демонстрировавшийся прототип перспективного легкого тактического истребителя пятого поколения Checkmate разработки компании "Сухой" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Госкорпорации "Ростех"). Новая платформа, предварительно уже именуемая Су-75, является квинтэссенцией компетенций отечественных разработчиков боевых авиационных платформ, сочетая в себе инновационные технические решения и технологии - как отработанные на тяжелом истребителе Су-57, так и перспективные, включая поддержку работы пилота средствами искусственного интеллекта.

Новинка не является красивым рекламным концептом - как сообщил СМИ глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, серийный самолет будет предложен заказчикам в 2026 г. В презентационных материалах и интервью разработчики особо акцентировали внимание на экспортной ориентированности новой машины, которая составит конкуренцию западным истребителям. Речь идет о машинах легкого класса - американском истребителе пятого поколения F-35 и новейшей модификации шведского JAS-39 Gripen. В частности, генеральный директор Госкорпорации "Ростех" в числе потенциальных заказчиков обозначал страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

Заметными премьерами МАКС-2021 стали магистральный самолет МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 (на настоящее время более 80% всех комплектующих лайнера производится в России), региональный турбовинтовой самолет Ил-114-300, легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 "Байкал", созданный для замены парка Ан-2, и линейка новейшей вертолетной техники разработки холдинга "Вертолеты России".

Традиционным украшением авиасалона стала масштабная летная программа с выступлениями пилотажных групп Воздушно-космических сил России - "Русских Витязей", "Стрижей", "Соколов России", "Беркутов", а также приглашенной индийской пилотажной группы "Sarang" (на многоцелевых вертолетах ALH Dhruv). Всего в демонстрационной программе МАКС-2021 экспонировалось 202 летательных аппарата, при этом на статической экспозиции демонстрировались 133 единицы и более 80 приняли участие в летной программе.

Работу МАКС-2021, традиционно широко освещали российские и зарубежные СМИ - всего были аккредитованы 2 600 журналистов. При этом некоторое сокращение количества представителей СМИ не сказалось на информационном освещении форума и компенсировалось проведением устроителем онлайн трансляций мероприятий. МАКС-2021 посетили 135,02 тыс. специалистов и гостей, что значительно меньше показателей прошлых лет и связано исключительно с введенными организаторами санитарно-эпидемиологическими ограничениями. При этом, согласно статистике, за ходом авиасалона на официальном сайте следили 328 тыс.человек, а охват в социальных сетях оценивался в 2,1 млн пользователей.

1. MAKS-2021 Official Show-Daily (Официальное издание Международного авиакосмического салона МАКС-2021), №1, 20.07.2021
2. Итоги "Дня студента" - четвертого дня работы авиасалона МАКС-2021 // Специальный пресс-релиз АО "Авиасалон", 23.07.2021
3. Итоги "Дня студента" - четвертого дня работы авиасалона МАКС-2021 // Специальный пресс-релиз АО "Авиасалон", 23.07.2021...
Авторские права на данный материал принадлежат «Российский совет по международным делам». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка