Известия
18 августа 2021, 08:41
Двигательная недостаточность: почему разбился экспериментальный Ил-112В
Среди версий крушения единственного летного образца нового военно-транспортного самолета Ил-112В рассматриваются отказ двигателя, массовый отказ оборудования и ошибка пилотов
Крушение надежды
Катастрофа с Ил-112В произошла 17 августа в 11:18. Самолет упал в лесополосе у населенного пункта Никольское, в считанных километрах от аэродрома Кубинка, где он должен был приземлиться. На видеокадрах, снятых очевидцем трагедии, виден момент выхода из строя правого двигателя - возгорание быстро перешло в сильный пожар. Спустя считанные секунды транспортник накренился на правое крыло, вошел в пике и разбился. Весь инцидент занял около минуты.
Разбившийся самолет, ранее поднимавшийся в воздух менее 20 раз, еще не был передан военным и числился в реестре экспериментальной авиации Минпромторга России. Ведомство уже создало комиссию по расследованию произошедшего, которая немедленно приступила к работе. По данным источников "Известий" в авиастроительной отрасли и в военном ведомстве, сейчас рассматривается несколько версий трагедии. Среди них - неисправность двигателя, ошибка экипажа и множественный отказ систем, рассказали собеседники редакции.
Сама по себе авария на одном из двигателей не могла привести к гибели современного воздушного судна. Однако после пожара возник резкий прогрессирующий правый крен, который привел к срыву и последующему крушению. Сейчас комиссия должна понять, что привело к возникновению крена, отметили собеседники "Известий".
Возможно, ошибку допустили сами летчики-испытатели. Кроме того, негативно сказаться на летных свойствах мог пожар и последующее выключение двигателя, предполагают они. Также не исключено, что на борту произошел множественный отказ систем, что помешало пилотам не допустить появления прогрессирующего крена.
Проблемы с двигателем возникали на разбившемся Ил-112В и ранее, добавили источники. После возобновления испытаний специалисты Минобороны неоднократно обращали внимание на неполадки в работе двигательной установки опытной машины.
Самолет оснащен двумя специально разработанными для него турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01, которые пока не завершили испытания и процесс сертификации. На авиасалоне МАКС-2021 главный конструктор АО "ОДК-Климов" Станислав Конашков заявлял, что проводится огромный объем стендовых испытаний нового авиамотора, но это не одно и то же, что проверка двигателя в составе самолета, когда учитывается влияние всех систем воздушного судна.
Боролись до конца
В состав экипажа разбившегося самолета входили опытнейшие испытатели компании "Ил". Командиром был Герой Российской Федерации Николай Куимов, заслуженный летчик-испытатель РФ. Именно он 30 марта 2019 года провел первый испытательный полет опытного образца Ил-112В.
Летчик-испытатель родился 16 декабря 1957 года в городе Подольске Московской области. Окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени М.М. Расковой в 1979 году и Московский авиационный институт им. Орджоникидзе в 1985 году.
После окончания Центра подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ) Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова продолжил служить в должности старшего летчика-испытателя. Участвовал в испытаниях самолетов Ан-72, Ан-124, Ил-80.
С 1994 года был шеф-пилотом в ОКБ им. С.В. Ильюшина. Поднял в небо "президентский" Ил-96-300ПУ, транспортные Ил-76МД-90 и Ил-96-400ТД, первый серийный Ил-76МФ, воздушный танкер Ил-78М-90А, пассажирский Ил-114-300. Участвовал в испытаниях Ил-86, Ил-114-100, Ил-103. В общей сложности освоил более 35 типов самолетов.
В 2005-м выполнил боевые пуски ракет по морским целям с противолодочного самолета Ил-38. 29 декабря 2006 года Николаю Куимову присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании авиатехники.
Второй пилот разбившегося Ил-112В, заслуженный летчик-испытатель РФ Дмитрий Комаров родился 10 сентября 1969 года. В 1990 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище. Служил в строевых частях ВВС.
Став летчиком-испытателем ОАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина", в качестве второго пилота поднял в небо самолеты Ил-76ТД-90ВД, Ил-114-300. Участвовал в тестировании Ил-103, Ил-114, Ил-76МД-М.
Бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Хлудеев с самого начала испытывал Ил-112В. Вместе с экипажем проверял режимы работы двигателей, устойчивость и управляемость самолета во время первых тестовых полетов. Ранее он проходил службу в Военно-воздушных силах, но потом закончил школу летчиков-испытателей и стал бортовым инженером в ПАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина".
Игорь Маликов, бывший заместитель начальника летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России в беседе с "Известиями" выразил искренние соболезнования родным и близким экипажа. С бортинженером Николаем Хлудеевым он был знаком лично и вспоминает о нем как о прекраснейшем человеке.
- Работа пилотов, которые садятся на опытные машины, - это всегда большой человеческий риск и величайший труд, - рассказал Игорь Маликов. - После просмотра видео можно сказать, что, по всей видимости, произошел пожар двигателя - такой пожирает самолет за очень короткий промежуток времени. Пережигаются все управляющие системы, алюминиевые конструкции. Безусловно, летчики - герои, они боролись до конца. Случилось это на очень малой высоте - с парашютом не спрыгнешь, катапульты на транспортном самолете не предусмотрены.
Возгорание в воздухе всегда очень критично, отметил эксперт. В 70% таких случаев происходит потеря машины.
- Есть, конечно, противопожарные системы, но, видимо, пожар развивался так, что лился большой поток топлива, - предположил он. - Это демонстрирует длинное пламя, которое доходило практически до хвоста.
Затянувшийся проект
Проект будущего Ил-112В в КБ Ильюшина начали разрабатывать в 90-х годах прошлого века для замены парка изношенных, но многочисленных военных и гражданских турбовинтовых транспортников Ан-26 и Ан-24. Срок их эксплуатации постепенно подходит к концу, а равноценной замены устаревшим самолетам "Антонова", способной действовать в самых труднодоступных уголках нашей страны, до сих пор нет.
Скорость Ил-112В в крейсерском режиме - около 500 км/ч. По данным разработчиков, груз весом в 3,5 т самолет может перебрасывать на расстояние в 2,4 тыс. км. В перегрузочном варианте он способен поднимать до 5 т. Откидная рампа в задней части самолета позволяет загружать в него даже легкие грузовые автомобили. Характеристики позволяют самолету работать с коротких взлетно-посадочных полос длиной от 1,2 тыс. м, а также с грунтовых и снежных.
Разработка нового самолета не раз замораживалась из-за нехватки финансирования. Осложняло ситуацию и отсутствие необходимого по мощности двигателя. Специально для этой машины велась разработка форсированной версии авиамотора ТВ7-117СТ-01.
Кардинально ситуация изменилась в 2014 году, когда Минобороны утвердило тактико-технические требования и подписало контракт на опытно-конструкторскую работу на создание легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС) Ил-112В.
Первый экспериментальный Ил-112В впервые поднялся в воздух 30 марта 2019-го. После завершения единственного полета испытания были приостановлены на два года для доработок и облегчения машины. Возобновили их лишь в марте этого года после внесения изменений в конструкцию. В пятницу, 13 августа, единственный летный экземпляр перелетел из Воронежа в Кубинку для продолжения испытаний и участия в форуме "Армия-2021". В постройке находятся еще два опытных самолета. Сообщалось, что они будут переданы Минобороны до конца этого года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Путин призвал привести в порядок инфраструктуру вокруг новых аэропортов
Декабрь 23, 2024
Строительство аэровокзала Магадана прошло при поддержке ВЭБ.РФ и Сбера
Декабрь 23, 2024
Кабмин обеспечит 50-процентную скидку на авиабилеты для детей до 12 лет