Бизнес-Online
11 октября 2021, 08:30
"Двигатель отказывал неоднократно, но все хотят красиво жить": кто ответит за катастрофу под Мензелинском?
Источники "БИЗНЕС Online" из авиационной отрасли, шокированные трагедией под Мензелинском, унесшей 16 жизней, полагают, что к ЧП привели два роковых фактора - перегруз и авария двигателя
Что случилось в небе над Мензелинском
Самолет L 410 взлетел вчера с мензелинского аэродрома примерно в 9:05, а уже через несколько минут оказался на земле. На высоте 70 м пилоты доложили на землю, что отказал левый двигатель. Было решено экстренно сажать самолет, но он рухнул в 1,5 км от полосы, в промзоне Мензелинска, при этом врезавшись в бетонную стену пилорамы. На кадрах с места крушения - относительно целая хвостовая часть и груда искореженного металла вместо передней. Именно в хвосте и оказалась бо́льшая часть выживших.
Первое сообщение о трагедии поступило в оперативные службы в 9:11, на место отправилась группа спасателей мензелинского и набережночелнинского пожарно-спасательных гарнизонов. Почти два часа они извлекали людей из груды металла. "Было мясо", - заявил один из добровольцев, помогавших спасателям.
На борту находились 22 человека - 20 пассажиров и 2 члена экипажа. Шестерых спасатели достали живыми, 16, в том числе оба пилота, погибли. Уцелевших госпитализировали с различными травмами в челнинскую БСМП, еще одного в тяжелом состоянии отправили в РКБ. Их посетил президент РТ Рустам Минниханов и министр здравоохранения республики Марат Садыков. В автоград прибыла также команда врачей из Казани, включая торакального хирурга, нейрохирурга и травматолога. У пострадавших - компрессионные переломы позвонков, ключицы, повреждения грудной клетки, пневмоторакс. "Состояние всех пациентов тяжелое, но стабильное, - рассказал "БИЗНЕС Online" главврач БСМП Челнов Марат Мухамадеев. - Пациенты все в сознании, они испытали сильный шок".
На борту L 410 были парашютисты, которые намеревались накануне совершить коммерческие прыжки, в том числе первые. Согласно посадочному листу, несколько человек планировали прыгнуть в тандеме с инструкторами. Но большинство - опытные парашютисты: в документах - отметки о спортивных прыжках с высоты 2,5-4 тыс. метров. По последним данным, на борту находились 6 парашютистов из Башкортостана (двое живы, четверо погибли), трое из Удмуртии (один жив, двое погибли), по одному из Марий Эл, Ульяновской и Кировской областей (все живы) и 9 из Татарстана (все погибли).
"Чего мне не хватает? Аэротрубы, чтобы тренировать навыки в парашютном спорте, и высотного борта, чтобы не кататься за 250 километров в братский Татарстан", - писал у себя в "Фейсбуке" один из погибших парашютистов Павел Музыченко, бывший директор конгресс-бюро Башкортостана, переехавший не так давно в Санкт-Петербург.
Среди погибших - 18-летний Александр Цывинский. Он должен был прыгать с парашютом вместе со своим старшим братом Константином, который и позвал его таким образом отметить совершеннолетие, но сам опоздал с подачей заявления - и остался жив. Прямо на аэродроме ему позвонили с работы, молодой человек отвлекся, а брат Александр сел в самолет и уже не вернулся, рассказывает телеграм-канал Mash.
Мензелинский аэроклуб - филиал центрального аэроклуба РТ, расположен в 2 км от Мензелинска. Он пользуется большой популярностью как среди новичков, так и у профессиональных спортсменов. Как заявил ТАСС директор филиала Равиль Нурмехаметов, у организации не было никаких нареканий к работе аэроклуба. "Мы входим в пятерку лучших клубов, проводили два чемпионата Европы, чемпионат мира, 16 чемпионатов России, Кубки Татарстана. Здесь тренируются космонавты", - прокомментировал Нурмехаметов. Действительно, в 2010 году в Мензелинске проводился чемпионат мира по парашютному спорту, в 2011-м - Кубок России по вертолетному спорту, а с 2018 года на базе аэроклуба парашютную подготовку ведет российский отряд космонавтов. Но вчера глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин дал поручение на время расследования приостановить программу. В свою очередь, руководство ДОСААФ России до выяснения всех обстоятельств трагедии распорядилось приостановить полеты всех самолетов серии L 410.
По словам мензелинцев, аэроклуб - визитная карточка города. Но случались и инциденты. "Однажды двое в воздухе парашютами сцепились… Был случай на Сабантуе, когда парашютист упал на ребенка и сломал ключицу. Однажды их ветром в город унесло, снимали с деревьев. Один упал на яблоню, так тому сначала по голове настучали, потому что ветки сломал, а потом чаем напоили и отпустили", - вспоминают местные жители. Тем не менее вчерашняя трагедия для мензелинского аэроклуба не первая. 19 мая 2018 года разбились два опытных спортсмена - 48-летний Олег Щелканов и 34-летний Рушат Сибгатуллин. Они выполняли совместный прыжок со свободным падением с 4 тыс. до 1,6 тыс. м - на этой высоте один спортсмен влетел в раскрывшийся парашют другого, оба потеряли сознание и спустились уже на запасных куполах, но при приземлении получили травмы, не совместимые с жизнью.
"Как выяснилось, разрушилась турбина"
Самолетом L 410 управляли 60-летний Михаил Беляев и 61-летний Александр Зыков. Как указано на сайте мензелинского аэроклуба, Беляев освоил Ан-12, Ан-24, Ан-26, L 29, L 410, Ан-28; Зыков - Як-18, Як-40, Ан-24, Як-42, Ту-134, L 410. По словам супруги Беляева Галины, он летал с 19 лет. В его профессионализме она не сомневается, для него полеты были смыслом всей жизни. "Он к инструкциям всегда относился внимательно. Всегда говорил, что они написаны кровью, - рассказала она "БИЗНЕС Online". - Просто уже было не в его силах предотвратить". "Он был очень опытным пилотом. Военный летчик, учился в Балашове, прошел очень хорошую школу на военно-транспортном самолете", - поделился с нами своим мнением знакомый Беляева Юрий Светлаков.
По первой версии, которая начала муссироваться сразу же после катастрофы, причиной падения мог стать перегруз - на борту находилось больше пассажиров, чем предусмотрено эксплуатационными требованиями. Но есть и другое предположение. "По предварительной версии, в двигатель попала птица, - рассказал нашему корреспонденту глава Мензелинского района Айдар Салахов. - Летчики, чтобы не упасть в населенный пункт, взяли влево, развернули самолет, хотели дотянуть до аэропорта. Буквально в 500 метрах от взлетной полосы самолет упал, перевернулся".
Двухмоторный самолет для местных авиалиний L 410 разработан в 1967 году в Чехословакии. Рассчитан на 19 пассажиров. Борт RF 94591 выпущен в 1987-м. Изначально летал в ВВС СССР, потом был на хранении, с 2014-го - приписан к ДОСААФ. В воздухе этот самолет уже 34 года - с апреля 1987-го. "По авиационным меркам он не старый, но и не новый. Техобслуживание, взлетные исследования недавно прошли. Налет у самолета очень небольшой", - прокомментировал нам Салахов.
"1987 год - довольно свежий самолет, - отметил в беседе с "БИЗНЕС Online" генеральный директор ОАО "Казанское авиапредприятие" Магомед Закаржаев, который командиром налетал на L 410 2,7 тыс. часов. - Возраст в данном случае - понятие относительное: если самолет нормально содержался, на нем установлены ресурсные агрегаты, проблем нет". Он напомнил, что казанский авиаотряд начал эксплуатировать машину одним из первых в стране, в 1981 году, и летали здесь на нем очень много. Четыре самолета до сих пор стоят в Куркачах. "L 410 - хороший самолет во всех отношениях, - говорит Закаржаев. - Хотя были инциденты с двигателями: за 25 лет эксплуатации в Татарстане порядка 10 отказов разной степени - частичных и полных. Были вопросы к электронике, например, центральный электронный блок ограничителей мог на взлете увести один из двигателей на малый газ. Но потом эту проблему решили".
Именно с отказом двигателя на L 410 столкнулся в своей летной практике известный татарстанский пилот Валерий Портнов. "В один из дней зимы 1983 года мы взлетали со старого казанского аэропорта на Елабугу, борт был загружен под завязку - четверо пассажиров и почта, - рассказал он "БИЗНЕС Online". - На высоте 120 метров произошел отказ правого двигателя. Тут главное - не упустить момент: если винты автоматически не зафлюгировались, сделать это вручную и вовремя поработать рулями направления. Если успеешь, можно удержать самолет, если нет - он просто перевернется. Я успел - с обратным креном развернулись и сели. Если не успел парировать кренящий момент, рулей не хватит… Как выяснилось, разрушилась турбина. У L 410 движки очень чувствительны к температурному режиму. Если один раз перегрел, был скачок температуры, в дальнейшем турбина обязательно разрушится… А в целом не такой уж строгий к ошибкам самолет, но расхлябанности не прощает". Портнов напомнил, что казанский объединенный авиаотряд эксплуатировал 22 L 410. Работали они интенсивно и нравились пассажирам - после АН, на замену которому пришла "элка", это был комфорт.
Дочь капитана: "Отказ двигателей был неоднократно!"
И Закаржаев, и Портнов не стали делать предположений о причинах катастрофы, однако наш источник в гражданской авиации думает, что сыграло два фактора - отказ двигателя и перегруз: "Этот самолет берет не более 19 пассажиров, - рассказал он, - а тут 20 плюс парашютная экипировка. Если бы не перегруз, самолет вполне можно было бы вытянуть на одном двигателе".
В настоящий момент на место крушения прибыли следователи-криминалисты военного следственного управления СКР, а также выехал камский транспортный прокурор. По факту авиакатастрофы в 384-м военном следственном отделе СКР возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц"). Максимальная санкция этой статьи предполагает наказание до 7 лет лишения свободы. Сейчас из аэроклуба изымается предполетная документация и допрашиваются очевидцы и свидетели трагедии. Источники нашей газеты в силовых структурах уверены: в ближайшее время следственный комитет определится с потенциальным списком ответственных за трагедию. Но сделать это будет непросто.
Почему? Потому что структура мензелинского аэроклуба, так скажем, весьма запутанна. Это филиал центрального аэроклуба РТ, который, в свою очередь, входит в ДОСААФ РТ. Филиал возглавляет Нурмехаметов. Но, как можно понять, основную деятельность ведут вовсе не досаафовцы, а действующее на мензелинском аэродроме с 2003 года ООО "Мензелинское авиационное предприятие" (МАП). Изначально его учредителем был известный в мире парашютного спорта России Сергей Серендеев, ныне - член центрального совета ДОСААФ России, а с сентября 2018 года владелицей указана Валентина Шайхутдинова. Она же - заместитель директора МАП, директор - Сергей Ковтун. Что интересно, судя по базе данных "Контур.Фокус", в нынешнем марте зарегистрировано еще одно ООО со схожим названием - "Мензелинское авиапредприятие", и Шайхутдинова там директор, а владелец - Серендеев.
Вчера выяснить, кто есть кто в этой структуре, не удалось - телефоны владельцев и директоров не отвечали. Но некоторую ясность внес источник "БИЗНЕС Online". По его словам, в начале 2000-х Серендеев и его команда попросту выкупили брошенный аэродром, привели его в порядок и сделали реально одну из лучших дроп-зон страны. А флаг ДОСААФа понадобился для облегчения деятельности. "Аэроклуб в Мензелинске очень хороший, специалисты высокого класса. База отличная - все, кто приезжает, ахают, - говорит источник. - Но статус непонятный: летают под флагом ДОСААФа, а реально частный актив". Что же касается L 410, то он находится на балансе центрального аэроклуба РТ. Один из наших источников предполагает, что аэроклуб брал самолет в аренду. Ее стоимость, вероятно, отбивали за счет частных прыжков - цена начиналась от 9 тыс. рублей.
Не надо быть провидцем, чтобы сказать: сейчас к руководству филиала, МАПа, ЦАК и ДОСААФ РТ возникнет немало вопросов, в том числе по матчасти. Дочь пилота Беляева Анастасия на своей странице в "Инстаграме" записала видеообращение в адрес всех тех, кто сейчас начинает обвинять ее отца в произошедшей трагедии. По ее словам, отец неоднократно докладывал руководству аэроклуба о проблемах с самолетом.
"Несмотря на то, какие бы ни были техники, пилоты - если изношен самолет, есть износ металла, материалов, соответственно… Какой бы ни был хороший специалист, сами понимаете, к чему это приводит, - отметила Анастасия. - Отец в последний раз в сентябре мне говорил, что больше меня к самолету не подпустит. Отказ двигателей был неоднократно! Об этом руководству было доложено, знали. Все хотят хорошо, красиво жить, но никто ответственности нести не хочет и не будет, я так понимаю. На моего отца можно сейчас повесить, сказать, что это он виноват, как это бывает".
Отметим, что к ЦАК много вопросов в целом. За последние два года там сменились три директора. Утверждают, что профессиональные авиаторы Фларит Мавлеткулов и Юрий Мищенко не смогли сработаться с возглавлявшим ДОСААФ РТ экс-генералом МВД по РТ Дамиром Динниуловым (скончался в минувшем июле. Сегодня ДОСААФ РТ возглавляет бывший первый зампрокурора Татарстана Сергей Старостин). Причем Мавлеткулов оспорил свое увольнение в суде, который подтвердил правоту авиатора. Как бы то ни было, Динниулов поставил руководить ЦАК бывшего налоговика Рената Зайнетдинова. Отметим, что наши источники характеризуют состояние ЦАК как весьма далекое от нормального, в том числе требует проверки состояние других самолетов - Як-52 и Ан-2. Впрочем, они отмечают, что такая ситуация начала складываться не сегодня и не вчера, а еще примерно 10 лет назад. Напомним, что сегодня военные не имеют никакого отношения к ДОСААФу и региональные отделения общества выживают как могут. Например, татарстанское содержится правительством РТ. Республиканский кабмин ежегодно выделяет на это порядка 40 млн рублей. Для иллюстрации отметим, что в 2020 году АНО ДПО "ЦАК РТ ДОСААФ РОССИИ" заработало 15,4 млн рублей и получило прибыль 65 тысяч.
Руководство Татарстана выразило соболезнования родственникам погибших и распорядилось о подготовке предложений по оказанию помощи и поддержки семьям пострадавших и погибших. Свои слова соболезнования выразил также и полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров. Президент Татарстана обещал сделать все необходимое для пострадавших и погибших. 11 октября в РТ объявлено днем траура....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК