МАИ
14 октября 2021, 13:21
Аспирант МАИ автоматизирует тестирование человеко-машинного интерфейса для гражданских самолетов
Аспирант кафедры МАИ Сергей Дьяченко работает над созданием комплекса автоматизации тестирования графической информации и звуковых предупреждений
Рождение идеи
В основе работы лежит идея о применении популярных и широко используемых технологий из IT-сферы - методов распознавания изображений и звука. Идея проекта появилась из производственных нужд. Сергей является специалистом отдела систем индикации и сигнализации в филиале ПАО "Корпорация "Иркут" "Центр комплексирования", где занимаются разработкой авионики для отечественного гражданского самолета МС-21. В ходе разработки очередной версии программного обеспечения указанных систем возникла необходимость протестировать выдачу текстовых сообщений, формируемых системой предупреждения экипажа и выводимых на индикаторах в кабине, на различных фазах полета самолета. Учитывая большое количество сообщений (более 600), по оценкам специалистов отдела, ручное тестирование заняло бы для команды тестировщиков из двух человек около месяца.
Кроме того, контур тестирования не ограничивался только этой задачей, а поставленные сроки для выполнения испытаний были сжатыми. Тогда коллектив задумался о разработке средства, которое позволило бы автоматизировать данный процесс.
Вместе с Сергеем в качестве программистов и тестировщиков над проектом работают выпускники и студенты кафедры 703 МАИ, являющиеся сотрудниками филиала ПАО "Корпорация "Иркут" "Центр комплексирования": Дмитрий Ильяшенко, Егор Мамкин, Артем Крыцин, Владислав Зуб и Иван Кордонский. В роли научного руководителя проекта выступает заведующий кафедрой 703 Евгений Неретин.
Процесс реализации
По задумке проекта тестировщик должен задавать значения параметров для формирования текстовых сообщений, после чего они появляются на дисплее в кабине экипажа. Далее установленная напротив дисплея камера фиксирует их появление, делает снимок экрана и передает его на вход ПО распознавания текстовой информации. В результате распознавания формируется файл с перечнем распознанных сообщений, который в дальнейшем сравнивается с ожидаемыми результатами. По итогам сравнения делается вывод о прохождении теста.
- Мы провели анализ и выяснили, что достаточно оперативно данную задачу можно решить с помощью нейросетевых технологий. Взяли нейросеть Tesseract OCR от Google, нацеленную именно на задачу распознавания текста, обучили ее на те шрифты, которые используются в кабине экипажа МС-21, и протестировали сперва на статических картинках с текстовыми сообщениями. Результат был весьма хорош - точность распознавания текста составила около 97%. Далее мы испытали нашу систему в боевых условиях на стенде, и здесь наша система также подтвердила свою работоспособность. В результате нам удалось сократить время для решения упомянутой ранее задачи до одной недели, а количество тестировщиков - до одного человека. После успешной реализации распознавания текста мы задумались об автоматизации тестирования произвольной графической информации и звуковых сообщений. Так цели нашего проекта расширились - говорит Сергей.
Отсутствие конкурентов
Стоит отметить, что большинство бортовых систем не подразумевают человеко-машинного взаимодействия в ходе эксплуатации самолета. То есть системы выполнены в виде блоков, которым поступает информация на вход, на основе нее они рассчитывают необходимые данные и выдают результаты на выход. На текущий момент тестирование таких систем практически полностью автоматизировано: существует множество решений, позволяющих задавать и считывать параметры, передаваемые по кодовым линиям связи.
Однако не все так просто с системами человеко-машинного взаимодействия, которые формируют органолептическую информацию для восприятия со стороны пользователя (например, изображение, звук, тактильные сигналы). В силу сложности реализации комплексов для автоматизации тестирования данной информации на рынке подобные решения практически отсутствуют. При этом ручное тестирование изображений и звука занимает больше времени, а также может являться причиной ошибок, вызванных человеческим фактором.
- Это выделяет нашу разработку среди конкурентов, - отмечает Сергей.
Завершающий этап
Со слов разработчика, основной функционал комплекса успешно реализован и внедрен в деятельность филиала ПАО "Корпорация "Иркут" "Центр комплексирования". Однако работы по его усовершенствованию и расширению функционала будут продолжены. Например, сейчас ведутся работы по увеличению точности распознавания произвольной графической информации.
В дальнейшем Сергей и его команда планируют доработать проект для реализации всех запланированных функций в надлежащем качестве и инициировать процесс квалификации разработанного программного средства. Это важный этап для возможности выхода на рынок и массового применения комплекса в промышленности.
- Как было отмечено, принципы, лежащие в основе проекта, универсальны, поэтому разработанный комплекс может применяться для тестирования любых технических систем человеко-машинного взаимодействия, - говорит Сергей. - Адаптация под различные объекты зависит от конкретных проектных решений по выдаче визуальной и звуковой информации, а также от необходимости учета требований соответствующей нормативной документации....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"