О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Башкирия: Кто возьмет под крыло малую авиацию?

Гибель парашютистов в Мензелинске вызвала не только шок, но и вопросы

Гибель парашютистов в Мензелинске вызвала не только шок, но и вопросы. Почему спортсмены едут в соседний регион, неужели в республике нет своей базы парашютного спорта? Кто гарантирует безопасность полетов и исправность техники?

На чем летают?

Любители экстрима отмечают, что в Мензелинске одна из лучших дропзон в плане подготовки и инструкторского состава. В Башкирии ничего подобного нет: парашютный центр на аэродроме Первушино в Кушнаренковском районе не работает с прошлого года. Поэтому спортсмены выбирают площадки в соседних регионах.

- Руководство парашютного центра в Первушино не смогло обеспечить полноценную работу и приостановило деятельность, - говорит генеральный директор Уфимского учебно-методического центра малой авиации Сергей Минигулов. - У нас в летной школе итальянские самолеты "Саванна" 2012 года для подготовки пилотов, но они не для прыжков. На аэродроме есть условия для организации парашютного центра, но нужен оператор, готовый ее организовать. Основной профиль Первушино - авиатуризм и подготовка лëтного состава.

Раньше у регионального отделения ДОСААФ было три действующих аэроклуба, сейчас - один, в Октябрьском. Единственный действующий самолет эксплуатируют парашютисты-любители и будущие десантники.

- Всего в оперативном управлении у нас шесть самолетов Ан-2, пока используется только один, остальные проходят техобслуживание, доподготовку, - рассказывает председатель ДОСААФ Игорь Нурмухаметов. - Ремонт должен быть каждые пять-семь лет, но это не всегда получается. На обновление одного самолета нужно около 8 млн рублей. Это либо деньги, полученные от нашей хозяйственной деятельности, либо выделенные центральным советом организации. Каждый из шести самолетов эксплуатируется уже около 30 лет, но это не такой уж большой срок.

К кому относится?

Как отмечает Сергей Минигулов, авиация ДОСААФ не имеет чëткого правового авиационного регулирования, поскольку организация не относится к государственным ведомствам.

- Если быть совсем точным, ДОСААФ как минимум должен быть наряду с МВД, Роскосмосом, Росгвардией и ФСБ отнесëн к Государственной авиации специального назначения, но такого регулирования нет, - поясняет С.Минигулов. - Никакое ведомство не хочет брать ее на содержание, поэтому вопрос с внесением в реестр Госавиации специального назначения в подвешенном состоянии уже более 10 лет. Поэтому вся эта авиация, по сути, корпоративная, эта организация вообще никем не контролируется, в советские годы они вели подготовку военных специалистов, сейчас имеют госзаказ только по водителям. Это такой фантом - их деятельность даже не прописана в Воздушном кодексе. В структуре нет ни одного авиационного учебного центра по подготовке пилотов. Минобороны не регламентирует выдачу их специалистам документов, дающих право на управление самолетом в системе Госавиации.

Понятие безопасности полетов подразумевает поддержание уровня катастроф на приемлемом уровне, отмечает С. Минигулов, и это касается всех видов авиации - государственной, гражданской, экспериментальной. То есть полеты не могут и не должны быть абсолютно безопасными, поскольку это невозможно в принципе.

- Меня тревожит, что за полгода это уже вторая авария в системе ДОСААФ (в июне 2021 года потерпел крушение самолет L-410 в Кемеровской области. - Ред.). Этим нужно заниматься уже на уровне Госдумы, Совета обороны РФ. Либо уже ликвидировать эту организацию, либо сделать так, чтобы она работала в правовом поле, - считает Минигулов.

Почему тянет в небо?

Вместе с тем авиационный спорт набирает популярность у жителей республики - это не только прыжки с парашютом, но и полеты на дельтапланах, дельталетах, парапланах, воздушных шарах. Здесь, как и в парашютном спорте, есть свои подводные камни.

- Я сам изготавливаю дельталеты, никаких проблем с техническим обеспечением нет, - говорит экс-руководитель клуба "Дельталет" УГАТУ Леонид Журавлев. - Проблема в том, что в России в принципе сейчас нет ни органа, который обучал бы и выдавал удостоверение пилоту, ни организации, проводившей сертификацию летательных аппаратов. Предыдущий руководитель Федерации сверхлегкой авиации Владимир Забава решал все эти вопросы, организовывал соревнования, но после его ухода в 2015 году все встало. По сути, все держалось на личности. Конечно, в такой ситуации полеты на моей технике невозможны.

В действующих организациях сверхлегкой авиации утверждают, что проблем с сертификацией воздушных средств нет, в ряде случаев она и не требуется. Безопасность полета любителей прогулок в воздухе полностью лежит на специалистах на местах.

Комментарии

Руководитель Федерации воздухоплавательного спорта Руслан Кильмаматов:

- У нас нет проблем с сертификатами летной годности, на каждое воздушное средство мы получаем его в территориальном управлении Росавиации. Правила получения документов различны для разных видов авиатранспорта. Что касается безопасности, полет на воздушном шаре считается одним из самых безопасных: нет резких взлетов, перегрузов. Поэтому нет и особых требований к пассажирам: инструктаж для тех, кто хочет полетать, проводится прямо в корзине. Для пилотов, конечно, обязательно наличие медицинской справки.

Организатор полетов на парапланах Тимур Атангулов:

- Безопасность обеспечивается нашим многолетним опытом, лично летаю на безмоторных дельтапланах и парапланах более 30 лет. Регламентирующие документы есть, но они носят достаточно общий характер. В целом требования по правилам полета различаются в разных регионах, странах, но, как правило, все регулируется местными федерациями сверхлегкой авиации. У нас средний вариант - не самый дикий, но и не самый зарегулированный....
Авторские права на данный материал принадлежат «Уфа.ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка