О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Виктор Титарев, "Ред Вингс": "Субсидии, которые выделяет в этом году Омская область, беспрецедентно высокие. Ранее это всегда было порядка 100 - 150 млн рублей в год"

Базирование в Омске - это обязательства авиакомпании перед Омской областью в рамках проекта по развитию сети региональных маршрутов из Омска

Базирование в Омске - это обязательства авиакомпании перед Омской областью в рамках проекта по развитию сети региональных маршрутов из Омска.

В последний день января в Омск прибыл самолет Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером 89155 авиакомпании Red Wings. Отныне он будет базироваться в Омске, а для самой авиакомпании Омский аэропорт станет базовым. Директор филиала АО "Ред Вингс" в Омске Виктор ТИТАРЕВ поделился подробностями события с обозревателем газеты "Коммерческие Вести" Львом АБАЛКИНЫМ.

- Виктор Владимирович, этот борт 89155 обслуживает какой-то конкретный маршрут?

- В авиакомпаниях все устроено не совсем так. Безусловно, для каждого борта в специальном программном обеспечении предусмотрена линейка полетов. Но поскольку самолеты периодически встают на техническое обслуживание (плановое и внеплановое), появляются новые маршруты, расписание, конечно, меняется, как и состав экипажа. Борт 89155 прибыл из Иркутска в Омск 31 января, а 1 февраля у него был запланирован рейс в Новокузнецк. Событие действительно знаковое - прибытие для базирования первого воздушного судна в Омском аэропорту по договору с Red Wings. Именно оно в основном будет осуществлять перелеты из Омска. Базирование в Омске - это обязательства авиакомпании перед Омской областью в рамках проекта по развитию сети региональных маршрутов из Омска. Так же, как и трудоустройство пилотов и бортпроводников именно в омском филиале - НДФЛ платится в бюджет нашего региона. Обязательство же области перед Red Wings - это определенный объем субсидий из регионального бюджета на выполнение рейсов.

- Эта сумма уже называлась - свыше 300 млн. рублей.

- Да, субсидии, которые выделяет в этом году Омская область, беспрецедентно высокие. Ранее это всегда было порядка 100-150 млн рублей в год. На 2022 год сумма выросла, Red Wings как базовая авиакомпания Омска получит львиную часть, но далеко не все - сейчас для нас подтверждено чуть больше 200 млн рублей из регионального бюджета. Аэропорт разработал программу своего развития и представил ее на рассмотрение правительства области как инвестпроект длительностью пять лет с возможностью получения областью дохода от реализации этого проекта. Доводы аэропорта были убедительны, в том числе благодаря тогда только намечавшемуся сотрудничеству с Red Wings.

- Субсидии выделялись областью именно для Red Wings?

- Авиакомпании могут предложить выполнять один и тот же маршрут, но кому отдать предпочтение, решает комиссия Минтранса. Правительства регионов, между которыми курсируют самолеты, определяет объем денег, выделяемый на субсидирование рейсов, а приблизительно треть средств обеспечивает Российская Федерация. За некоторые маршруты разворачивается очень серьезная конкуренция. Важный момент: с недавнего времени, согласно Постановлению Правительства РФ № 1242 о субсидировании региональных маршрутов, преимущество предоставляется авиакомпаниям с отечественным парком. В этом плане Red Wings c Sukhoi Superjet находится в выгодном положении. Получается, что полеты Red Wings из Омска субсидирует не только Омская область, но и федеральный центр и встречные регионы. Поэтому, кстати, региону важно иметь партнера в лице надежной авиакомпании с российским парком - ведь за федеральные субсидии борются не только авиакомпании, но, по сути, и регионы между собой конкурируют за рейсы из своих аэропортов.

- А если принимающий регион не согласится субсидировать рейсы по этому маршруту?

- Тогда субсидирование не сложится, встречные вложения обязательно должны быть. Для этого ведутся очень серьезные предварительные договоры. Решения о новых маршрутах на 2022 год были приняты в ноябре, в декабре Росавиация выпустила приказ со списком тех рейсов, которые федеральный бюджет готов субсидировать со своей стороны. Сейчас идет контрактование обязательств регионов и Федерации перед перевозчиками. Оно завершится в марте-апреле. Это тяжелый период, потому что для авиакомпаний зимний сезон и так планово-убыточный, а за выполняемые сейчас рейсы субсидии будут доступны только в мае.

- Какие маршруты Red Wings субсидируются?

- Все из Омска. В январе у нас было заявлено пять маршрутов - Екатеринбург, Самара, Новокузнецк, Иркутск, Казань. В феврале добавились Мирный, Улан- Удэ, Челябинск, Уфа. В марте появятся Барнаул, Волгоград и Махачкала. В апреле - Минеральные Воды.

- И много желающих летать в Махачкалу?!

- Это сложный маршрут, учитывая, что у нас нет крупных северо-кавказских диаспор, но его активно продвигает федеральное правительство, позиционируя Дагестан как туристическое направление. Думаю, в Омске перспективно увеличение частоты рейсов в Новокузнецк как наиболее близкий аэропорт к самому популярному горнолыжному комплексу в Сибири. Но предварительно необходимо проработать этот вопрос с туристическими агентствами перед следующим зимним сезоном, чтобы продавать билеты в Шерегеш уже с бронью гостиниц. Покупать пакетные туры - обычная практика для тех, кто летал до пандемии за границу на горнолыжные курорты. Рейс в Улан-Удэ тоже экспериментальный - посмотрим, возникнет ли большое количество паломников в Иволгинский дацан. Надо нагружать новые машины новыми направлениями. Мы вместе с представителями головного офиса встречались с Юрием ТРОФИМОВЫМ, министром культуры Омской области (туризм входит в сферу ответственности регионального Минкульта), обсуждали потенциальные маршруты. Будем еще изучать базы данных, в любом случае здесь без экспериментов, без коммерческого риска, который готова принимать на себя авиакомпания, не обойтись. Любопытно, что в головном офисе отмечают заметную любовь омичей к Калининграду. Но у нас пока нет соответствующего флота. Думаем над маршрутом в Астану, Среднюю Азию.

- Зачем Red Wings базироваться в Омске, если у нее уже есть пять других городов для этих целей?

- Авиаперевозки - очень конкурентный бизнес, компании борются за регионы, из которых удобно развивать новые направления. В этом плане Омск как не самый "летающий" город, да простят меня омичи, - вызов. Компании вместе с аэропортом придется активно работать над повышением авиационной подвижности населения, предлагая новую маршрутную сеть. То есть предполагается, что омичи будут летать в необходимые им города напрямую, а не через Москву, и предпочитать самолеты поездам. А есть еще сегмент не летающих сейчас никуда омичей. На нашем пространстве страшный дефицит горнолыжных курортов - Европа закрыта. Есть такое перспективное направление, как Грузия, но прямого авиасообщения у нас с ней нет, для сибиряков она вообще, считай, закрыта - мало кто захочет лететь со снаряжением через Москву и Минск. Удобная транспортная схема с адекватными ценами поднимает потенциального пассажира, который, возможно, не собирался никуда вообще.

- Но ведь перевозить людей из Омска можно и не базируя авиакомпанию в городе.

- Это выбор авиакомпании - сделать в городе разлетную звездочку и там же базировать свои воздушные суда. И в этом заинтересованы Омская область и Омский аэропорт, которые являются партнерами в нашем проекте. Давайте посчитаем. Sukhoi Superjet экономически эффективен на 1500 км полета, то есть на 1,5-2 часа - в Новокузнецк, Уфу, Казань, Екатеринбург, Волгоград. Добавим часовое обслуживание самолета: шесть часов потрачено на рейс в обе стороны. Предположим, что воздушное судно будет выполнять три рейса в день, то есть 21 рейс в неделю, значит, сможет закрыть семь направлений - половину летной программы. На одну машину приходится пять экипажей! Рост направлений - а именно это с учетом субсидий закладывается в ближайшую трех - пятилетнюю программу - невозможен без базовой авиакомпании. И кстати, не везде, где базируется перевозчик, он создает филиал, в котором оформлены местные работники. Омску повезло. Но и самой компании это выгодно - в Омске самая низкая стоимость потребительской корзины в СФО. Поэтому при достаточно высокой квалификации затраты на персонал в нашем городе ниже, чем в Екатеринбурге или Казани, не говоря уже о столицах. Не случайно в нашем городе размещается, например, колл-центр Сбербанка и Raiffeisen TechCenter.

- Но у нас как раз ухудшились транспортные связи со столицей после отмены рейсов "Аэрофлота".

- Не совсем понимаю это, потому что загрузка там была высокая, как и цены на билеты. Лично сталкивался с безумием цен, когда пригласил сына на свой день рождения в Москву, поскольку находился там по работе, билет в один конец стоил 30 тысяч рублей! Думаю, сейчас просто период турбулентности, Москва все-таки направление с очень высокой ценовой конкуренцией, а маршрут довольно сложный и зачастую убыточный.

- Регион все-таки рассматривает базового авиаперевозчика как бизнес-проект?

- Конечно, именно в контексте увеличения доходов. По расчетной модели выделенные субсидии должны окупиться за пять лет - за счет НДФЛ, дивидендов и налогов аэропорта. Но не все выгоды от такого проекта прямые. Повышая качество жизни омичей, уровень их квалификации, снижая издержки бизнеса, текучесть кадров, регион улучшает качество собственной экономики. С повышением транспортной доступности Омск станет привлекательным для регистрации на нашей территории предприятий с высокомобильными сотрудниками - например, торговые, дистрибьюторские.

- Омский аэропорт получил сертификат на обслуживание суперджетов?

- В феврале завершится процедура получения соответствующего сертификата, специалисты заканчивают стажировку. У Омского аэропорта всегда была высококвалифицированная инженерная служба, богатый опыт обслуживания самых разнообразных отечественных судов. Sukhoi Superjet отличается от советских самолетов, он больше схож с зарубежными аналогами. Но у аэропорта был и опыт обслуживания Boeing. Red Wings будет платить дополнительные деньги за техническое обслуживание суперджетов, а это дополнительный доход для аэропорта, для самой компании - повышение мобильности.

- Сами аэропортовые сборы в Омске высокие?

- Скажу честно: переговоры с аэропортом по стоимости аэропортового обслуживания продолжаются.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 2 марта 2022 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Городской портал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка