О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мне бы в небо: куда, как и за сколько можно улететь из России

Авиационная блокада России оказалась не такой уж тотальной. Изучив воздушный трафик, "Компания" обнаружила более 150 рейсов из РФ

Авиационная блокада России оказалась не такой уж тотальной. Изучив воздушный трафик, "Компания" обнаружила более 150 рейсов из РФ в 34 города Средней Азии, Закавказья, Турции, стран Персидского залива и даже Европы. Причем по ряду зарубежных направлений продолжают летать российские авиакомпании, которые, судя по недавним арестам их бортов в Ереване и Стамбуле, стали невыездными. Китай в РФ не летает уже два года, но отдельные "загадочные" рейсы есть.

Карта доступных для россиян авиационных направлений меняется каждый день. Только за последние три дня выяснилось, что авиакомпании Казахстана (чартеры Scat и регулярная Qazaq Air) в РФ все-таки летают. Кроме того, несмотря на массовый отзыв у российских Boeing и Airbus сертификатов летной годности бермудским регистратором, компании Nordwind, Utair, Nord Wind и чартерная Azur Air успели перевести часть бортов в российский регистр и развязать себе крылья как минимум для полетов по СНГ. Помимо этого, "Аэрофлот" возобновил рейсы в Киргизию на Boeing 777 и Airbus A320. "Азимут" с 15 марта начнет летать в Тель-Авив и Дубай из Минеральных Вод. В то же время Red Wings на отечественных Superjet открыла полеты в Ереван из Челябинска и Екатеринбурга, а с 15 марта полетит из Домодедово в Стамбул.

Есть и плохие новости: турецкая Pegasus прекратила летать в Стамбул из шести российских городов, а Nordwind, как сообщили "Компании" ее сотрудники, сокращает 20% пилотов, поскольку в ее активе остается всего 13 самолетов, лизинг которых почти выплачен. Они, скорее всего, будут перерегистрированы в Армении.

"Компания" изучила статистику иностранных аэропортов, данные отечественных агрегаторов, актуальные цены на авиабилеты и попыталась зафиксировать этот хаос хотя бы по состоянию на 13-14 марта. Количество рейсов в сутки в тот или иной город мы считали по данным аэропорта назначения, минимальную стоимость билета в один конец - через Aviasales на 15-25 марта с учетом багажа, который в ряде случаев может стоить 4-8 тысяч рублей. Например, цены на большинство рейсов в Узбекистан и Таджикистан авиакомпании указывают без багажа, но мы прибавляли его стоимость.

Итак, главное, о чем стоит лишний раз сказать: запрет для российских авиакомпаний летать за рубеж, связанный с угрозой ареста лизинговых самолетов, можно обойти. "Уральские авиалинии", "Аэрофлот", "Азимут", "ЮТэйр", Nordwind, Pegas Fly и "ИрАэро" активно летают в Среднюю Азию и Закавказье. Те же "Аэрофлот", Nordwind и Azur Air - в Стамбул и Дубай. С мая "Аэрофлот" начнет летать на Пхукет, в Дели, на Мальдивы и Сейшелы. "Невыездные" авиакомпании вроде "Победы" доставляют пассажиров из Москвы и Питера до Минвод, а оттуда те летят за рубеж турецкими или армянскими перевозчиками.

Второе: ожидаемо нарастили число рейсов в Россию таджикская "Сомон Эйр", "Узбекистон Хаво Йуллари", киргизская Avia Traffic и авиакомпании нефтяных монархий Персидского залива.

Третье: для вылета из РФ сегодня есть шесть главных хабов. Это Стамбул (26 рейсов в сутки), Дубай (20), Алма-Ата (18), Ереван с Ташкентом (по 15), Баку (12), Нурсултан (11) - и неожиданно Ош, одноэтажный киргизский город на границе с Узбекистаном. Он принимает из России 10 рейсов в сутки, это больше, чем столица республики Бишкек (8).

Дешевле всего улететь в Киргизию (от 15 тысяч рублей), Таджикистан (от 14,3 тысячи) и Узбекистан (от 19,5 тысячи рублей). Билет в Ереван, который находится гораздо ближе, будет стоить от 30 тысяч рублей.

Чемпионы по количеству рейсов из РФ - Стамбул и Дубай - далеко опережают города бывшего СССР. Но, судя по тому, что пишут в эти дни в соцсетях, для большинства россиян это перевалочные базы. А вот в бывшем Союзе (Ереван, Алма-Ата, Бишкек, Ташкент) многие соотечественники задерживаются.

Это связано, в частности, с тем, что среди уезжающих немало программистов средней руки с доходом $1,5-2 тысячи. Они потеряли возможность получать деньги из-за рубежа в России, но зарабатывают недостаточно, чтобы комфортно жить в странах Запада или Дубае. Закавказье и Средняя Азия с их гостеприимством, отличной кухней, теплым климатом и лояльными условиями пребывания для граждан РФ стали для этих людей настоящим спасением.

В этом смысле абсолютным лидером можно считать Узбекистан. Он не входит ни в ЕАЭС, ни в ОДКБ, но, в отличие от соседнего Казахстана, не стал отменять авиарейсы в Россию. Сегодня в девять городов этой страны из РФ летает 37 рейсов ежесуточно.

Наконец, еще одно важное наблюдение: среди стран, помогающих России преодолевать фактическую авиатранспортную блокаду, до сих пор нет Китая. Ограничения на полеты между Пекином, Шанхаем и Москвой уже третий год объясняют коронавирусом. Авиационные порталы и телеграм-каналы сообщают, что рейсы вот-вот возобновятся, однако попытки "Компании" найти авиабилеты из России в крупные города КНР на март, апрель и даже на май успехом не увенчались. При этом в США и Европу китайские авиакомпании летают активно, в том числе над Россией.

Тем не менее 13 марта, наблюдая за авиатрафиком над РФ через Flightradar, корреспондент "Компании" обнаружил два любопытных китайских рейса. Из Москвы в Брюссель летел А330 компании Sichuan Airlines, следов которого на табло московских аэропортов мы не нашли. А из Новосибирска в Синьян - B767 китайской авиакомпании SF Airlines. Его вылет из аэропорта Толмачево был четко зафиксирован в 12:00, но на табло его следов также нет. Оперативно получить комментарий авиакомпании не удалось.

Если не обращать внимания на странности реального авиационного трафика, то единственным аэропортом Восточной Азии, куда можно купить билет, оказался страдающий от нехватки туристов тайский Пхукет. Билеты туда на майские праздники стоили в эту субботу от 38 тысяч рублей. С мая же "Аэрофлот" начнет летать на Мальдивы, Сейшелы и в столицу Индии Дели.

И, наконец, последнее: связаться с российскими авиакомпаниями в эти дни практически нереально. Чат-боты на сайтах плохо распознают элементарные запросы, телефонные боты не оставляют ни малейшей возможности дозвониться до живых людей, переадресуя на сайты, где крайне сложно найти информацию об изменениях в сетке полетов. Остается только посочувствовать пассажирам, купившим билеты за рубеж до 24 февраля....
Авторские права на данный материал принадлежат «КО». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка