О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Что не так с истребителем F-35: проблемы пятого поколения

В 2017 году многострадальный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 оказался в центре скандала

В 2017 году многострадальный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 оказался в центре скандала: ВВС США были обеспокоены необъяснимыми случаями ухудшения самочувствия пилотов в ходе испытаний самолета. Кажется, в итоге американцам удалось найти причину таинственных недугов.

После выхода в серию к многочисленным техническим проблемам истребителя F-35 добавились и так называемые "физиологические эпизоды" с пилотами - резкое ухудшение их здоровья в ходе испытательных полетов. К 2017 году американцы зарегистрировали 29 подобных инцидентов. Пять из десяти "физиологических эпизодов" в том году произошло между 2 мая и 8 июня на базе ВВС США "Люк" в штате Аризона. В результате полеты истребителя F-35 на авиабазе были приостановлены, а после их возобновления было зарегистрировано еще три "эпизода".

В течение нескольких месяцев с пилотами работали военные эксперты, но причина появления данной проблемы оставалась для специалистов загадкой. Симптомы были похожи на кислородное голодание, но могли также свидетельствовать и о повышении уровня углекислого газа в крови. В качестве вероятных причин "физиологических эпизодов" медики называли нарушение потребления кислорода тканями организма, декомпрессионную болезнь и обезвоживание. Система кислородного питания на самолетах оказалась полностью исправна, поэтому эксперты искали любые другие факторы, которые потенциально могли оказать влияние на дыхание пилотов.

Чаще всего на необъяснимое ухудшение самочувствия жаловались пилоты модификации F-35A: с версией F-35C случилось лишь пять эпизодов, а с F-35B - всего четыре. Тем не менее, некоторые летчики из-за этого категорически отказывались выполнять испытательные полеты на F-35. Разобраться в проблеме решил авторитетный военный врач, полковник ВВС США Джей Флоттманн. Для этого он совершил три полета на истребителях-бомбардировщиках ВМС США. Первый полет проходил на самолете, оснащенном системой подачи жидкого кислорода LOX, два других были укомплектованы современными кислородными станциями OBOGS.

Полковник считает, что "эпизоды" вроде головокружения, покалывания пальцев и нарушения зрения, возникают из-за взаимодействия систем истребителя, условий полета и снаряжения экипажа. В совокупности эти факторы оказывают избыточное воздействие на организм человека. Снаряжение экипажа и предполетные допуски у американских ВВС и ВМС отличаются: последние не проверяют маску пилота на возможность утечки кислорода и затягивают нагрудный ремень сильнее, а основная нагрузка от нательного жилета распределяется между передней и боковой частями живота.

Флоттманн уверяет, что это способствуют ощущению сдавливания грудной клетки и небольшим затруднениям при дыхании еще до взлета. Он также отметил, что OBOGS в период нагрузок подает воздух слишком резко, а наблюдавшийся в ходе одного из полетов кашель указывает на ателектаз, вызванный высокими нагрузками, сдавливающим грудь костюмом и неравномерным поступлением кислорода. Врач считает, что повышенное содержание кислорода в сочетании с работой регулятора дыхания отрицательно влияет на самочувствие. Полковник рекомендовал ВМС США наладить более плавную работу устройства и скорректировать концентрацию подаваемого кислорода, а также исследовать, как износ снаряжения влияет на дыхание....
Авторские права на данный материал принадлежат «Популярная механика». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка