О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На взлет? Полетит ли "серийный" Ту-214 производства Казанского авиазавода

Правительство РФ предметно рассматривает вопрос серийного выпуска пассажирского авиалайнера Ту-214, который создан ПАО "Туполев" и производится на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова

Правительство РФ предметно рассматривает вопрос серийного выпуска пассажирского авиалайнера Ту-214, который создан ПАО "Туполев" и производится на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова. Об этом заявил вице-премьер России Юрий Борисов. Какие сложности ждет налаживание этого производства и что сулит, разбирался "АиФ-Казань".

В условиях жестких ограничений

Детище казанских авиастроителей, среднемагистральный "Ту-214" совершил свой первый полет в 1996 году, тем не менее он выпускался лишь штучно, в качестве спецбортов МЧС, ФСБ и других ведомств, для перелетов первых лиц и др.

"Ту-214 ничем не уступает, а по некоторым параметрам и превосходит западные аналоги. Только в России потребность в самолетах такого класса составляет несколько сотен. Хорошая машина", - отзывался о модели глава РТ (а с сентября 2021 года - председатель совета директоров "Туполева") Рустам Минниханов в конце февраля, предлагая ввести наконец серийное производство. И, видимо, на федеральном уровне услышали.

"В условиях серьезных ограничений по эксплуатации гражданских самолетов иностранного производства перед отечественной авиапромышленностью стоят масштабные задачи. Причем решать их необходимо в очень жесткие сроки", - сказал генеральный директор корпорации "Ростех" Сергей Чемезов.

Осмотрев производственные мощности для выпуска Ту-214, вице-премьер Юрий Борисов сказал, что сейчас изучаются возможности по увеличению серийности производства модели.

"Завод уже в полной мере подготовил производство. Поэтому сегодня предмет обсуждения - как нам выйти поэтапно на минимум 10 самолетов в год", - уточнил он.

Юрий Борисов добавил, что это важнейший насущный вопрос - восстановить в нужном количестве производство отечественных моделей, чтобы мы не испытывали сложностей с перевозками граждан России внутри страны и за рубежом.

Перезапустить авиазавод

"Столица Татарстана - город авиастроителей, который обладает завидными активами: есть производственные мощности, кадры, вуз, который готовит эти кадры. При этом Казанский авиазавод был недозагружен. Так что новость о возможном серийном производстве Ту-214 - большая радость. Я искренне не понимаю, почему эти самолеты не летают массово, - признается пилот с 30-летним стажем, член правления Российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов Леонид Кошелев. - "Ту" - нормальная рабочая лошадка, к примеру, Ту-15 в СССР осуществлял тысячи рейсов. Да и другие отечественные авиалайнеры тоже вполне достойны. Например, Ил-96 - неплохая машина, и мы, пилоты, надеялись, что она наконец полетит. Но все свелось к штучному производству".

Судьбу Ил-96 разделили больше десятка других самолетов, созданных в постсоветский период. Не было достаточной заинтересованности в развитии отечественного авиапроизводства. Если планы поставить производство 214-го на поток реализуются, это будет справедливо, ведь Татарстан вложил миллиарды в производство и сертификацию этой модели, считает Леонид Кошелев.

"Жаль, что понадобились незаурядные события во внешней политике, чтобы зашла речь о серийном производстве Ту-214, - резюмирует он.

"Это логичное решение. Самолет уже поставили на крыло, и какими усилиями - десятки миллионов долларов были вложены в его производство и сертификацию из татарстанского бюджета тогда, когда еще не было федеральной поддержки, - отмечает доцент кафедры экономики и управления на предприятии КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, к. т. н. Радий Салимов. - Это даст новые рабочие места жителям Татарстана".

В глобальном же смысле важно, что будет придан импульс именно гражданскому авиастроению. Развивать его в комплексе с военным очень выгодно. Например, "Боинг" и "Эйрбас" выпускает и военные, и гражданские авиалайнеры, и второе позволяет им активно зарабатывать.

И наконец, развивать авиастроение необходимо для независимости страны. До недавних времен небо у нас было поделено в основном между теми же "Боингами" и "Эйрбасами", плюс небольшой сегмент составляла продукция китайских и бразильских производителей, а доля российских авиастроителей была совсем небольшой.

Сложнее всего при производстве Ту-214 будет импортозаместить двигатель, авиационную электронику (авионику) и композитные материалы (легкие и прочные материалы, состоящие из двух или более компонентов. - прим корр.). Это задача, на которую в обычных условиях мало и 3 - 5 лет, отмечает Радий Салимов. Быстрее взлететь Ту-214 помогли бы средства, выделенные на научные разработки.

"Кроме того, нужно серьезно отнестись к вопросу патентования инноваций, - говорит специалист КНИТУ-КАИ. - Санкции не продлятся вечно, и когда самолет выйдет на международный рынок, наши авторские права должны быть защищены. Сейчас этот вопрос упускается. К примеру, при производстве "Боинга" используются тысячи запатентованных технических решений, а у "Туполева" можно перечитать по пальцам рук.

Сейчас на Казанском авиазаводе выпускают 1 - 2 единицы в год, а нужно в разы больше. Получится ли?

"10 самолетов Ту-214 в год - это задача посильная для нас. Понятно, что нужно модернизировать и подготовить производство. Наша часть -подготовка кадров, специалистов инженерных, рабочих. Мы с этим справимся", - убежден Президент РТ Рустам Минниханов.

КСТАТИ

Летно-технические характеристики Ту-214

Узкофюзеляжный двухдвигательный самолет, разработан ПАО "Туполев". Длина лайнера - 46,2 м, размах крыла - 42 м, площадь крыла 182.4 кв м, максимальное число пассажиров - 210 человек, масса самолета 59 т, максимальная взлетная масса - 110,75 т. Крейсерская скорость -85 км/ч, практическая дальность 6 500 км....
Авторские права на данный материал принадлежат «АиФ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка