О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Правительство "сдаст" европейцам региональные самолеты

Вчера в Женеве российская делегация, возглавляемая заместителем министра экономического развития и торговли Максимом Медведевым, провела очередной раунд переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Накануне этого события состоялась встреча Германа Грефа с представителями ЕС, по итогам которой глава МЭРТ заявил, что теперь перечень разногласий между Москвой и Брюсселем "умещается на одной страничке". Три основных нерешенных проблемы - это уровень таможенных пошлин на ввозимые в Россию самолеты, автомобили, а также сложный комплекс проблем транспортировки и торговли энергоносителями. Причем, как пояснили RBC daily члены бюро по присоединению России к ВТО, если в вопросе по энергоисточникам "наметились определенные подвижки", то вопрос о пошлинах на новые самолеты остается открытым. Тем не менее, вполне возможно, Россия все же "сдаст" ВТО рынок региональных самолетов и снизит пошлины на их ввоз, сохранив на прежнем уровне ставки на дальнемагистральные и среднемагистральные лайнеры.

Как рассказал RBC daily директор бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский, европейцы настаивают на снижении таможенных пошлин на ввозимые в Россию новые самолеты с действующей сейчас 20%-ной ставки до 15%, а то и до 10%. Однако идти на серьезные уступки в этом вопросе российские власти не намерены как по экономическим, так и по политическим причинам. "Если Россия пойдет на снижение пошлин, это будет означать для нее полный крах авиапромышленности, которая и так сейчас переживает нелучшие времена, - говорит Алексей Портанский. - Кроме того, данная отрасль, в отличие, к примеру, от мебельной промышленности, находится в числе приоритетных". Правда, есть вероятность, что российские переговорщики все же пойдут на уступки ВТО в отношении региональных самолетов (дальность полета которых составляет до 2500 км, число мест - от 50 до 70), сохранив на прежнем уровне ставки по дальнемагистральным и среднемагистральным машинам. По мнению экспертов, причинатакого решения - отсутствие в стране современного готового регионального самолета, тогда как в сегменте дальнемагистральных и среднемагистральных лайнеров у России есть Ил-96-300 и Ту-204/214. "Главный аргумент - это формальное отсутствие в России готового современного регионального самолета, - сказал RBC daily источник в авиапромышленных кругах. - У нас есть совместный проект "Сухого" и Boeing RRJ, который в лучшем случае будет реализован в 2007 г., есть недостроенный самолет "Туполева" Ту-324 на 52 места, проектно-конструкторская документация по которому на 80% завершена, есть Ту-414 на 70 мест, макет которого должен быть защищен в ближайшее время".

Однако, как считают отечественные авиапроизводители, именно в сегменте региональных самолетов в ближайшие годы будет наблюдаться особенный бум. Рынок таких лайнеров до 2010 г. оценивается в 600-800 машин. Только одному "Аэрофлоту" до 2010 г. в семействе региональных самолетов дальностью до 2500 км и вместимостью 50-90 мест понадобится порядка 45-50 лайнеров. "Я считаю, что лучше принять требования ВТО понизить, а лучше вообще убрать пошлины на ввозимую авиационную технику, так как наша авиапромышленность и так находится в предсмертном состоянии за исключением некоторых проектов (пример - Russian Regional Jet), которые и без пошлин смогут нормально жить, - сказал RBC daily начальник службы планирования и развития парка воздушных судов "Аэрофлота" Сергей Колтович. - Сохраняя пошлины, государство душит развитие авиаперевозчиков, которые в прошлом году заработали более 5 млрд долл. Авиакомпании - "дойная корова", которой государство не дает питаться нормальным кормом (нормальные эффективные самолеты), заставляет питаться всякой гнилью (старые или устаревающие самолеты советского производства и советской же разработки) и которую "доит" в виде налогов. Так корова не проживет долго. Вступая в ВТО, конечно же, надо вести разумный торг, заставляя другие страны мира помогать России там или в том, что принесет реальную пользу. Это, например, большая интеграция некоторых достойных авиазаводов и КБ в международную индустриальную кооперацию". Поэтому большинство российских перевозчиков пока ориентируются на региональные самолеты производства бразильской Embraer и французской Bombardier и не раз высказывались за снижение пошлин на такие воздушные суда.

По мнению же авиапромышленников, в случае если российские переговорщики согласятся на снижение пошлин по региональным лайнерам, они "сдадут" ВТО потенциально самый доходный сегмент авиапрома. "В случае если пошлины на региональные самолеты будут снижены, в России такой самолет уже не появится никогда, - считает представитель ОАО "Туполев". - Европейцам с их кризисом перевозок сейчас просто некуда девать свои самолеты, и они с удовольствием продавали бы их нам даже по "бросовым" ценам. Единственное препятствие на их пути сейчас - это высокие пошлины. Понизить их - значит свести на "нет" все усилия отечественной промышленности по постройке такого самолета". Причем, как полагают собеседники RBC daily, такое решение, при всей его видимой компромиссности, может загнать российскую авиапромышленность в еще больший тупик. "При низкой загруженности наших авиационных заводов их не спасут столь малые заказы по дальнемагистральным и среднемагистральным судам, к тому же на рынке их требуется гораздо меньше, - говорит представитель ОАО "Туполев". - Именно региональные машины, с их меньшими производственным циклом и затратами на строительство, могли бы вывести из кризиса отечественную промышленность. Но, похоже, российские чиновники снова решили нас "сдать"".

Впрочем, скорее всего, по мнению экспертов, вопросы о пошлинах не решатся в ходе текущего раунда переговоров и стороны вернутся к обсуждению на двух предстоящих раундах в марте и апреле, а также на саммите Россия - ЕС, намеченном на третью декаду мая. Правда, как отмечают члены переговорной группы, этот год действительно должен стать последним в ходе российско-европейскихпереговоров, так как "настал момент, когда нужно либо вообще отказаться от идеи вступления в ВТО, либо идти на какие-то взаимные уступки". С другой стороны, высказанные накануне очередного женевского раунда пожелания Алексея Кудрина закончить процесс переговоров уже в этом году, скорее всего, останутся лишь словами. "Это действительно возможно чисто технически, - подтверждает Алексей Портанский, - однако, даже в случае успешного развития событий, из-за различных бюрократических волокит реальное вступление России в ВТО произойдет не раньше середины 2005 г."....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка