О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Крокодилы" против Басаева

На взлетной полосе завода "Роствертол" прошла передача Военно-воздушным силам России пяти вертолетов Ми-24ПН ("пушка-ночь"). На ближайшее десятилетие машины этой серии станут основной боевой машиной армейской авиации. В свое время "вертушки" серии Ми-24 прибыли на "Роствертол" из боевых частей в довольно изношенном состоянии. На ростовском заводе они прошли капитальный ремонт и "глубокую" модернизацию, после которой получился фактически новый тип вертолета. Из-за внешнего вида летчики прозвали эту машину "крокодилом".

Считается, что вертолет Ми-24ПН должен сыграть решающую роль в борьбе с терроризмом. Без машин подобного класса практически невозможно проведение операций вроде той, что недавно проходила в горах Дагестана, где из-за сложного рельефа местности без способных действовать и днем и ночью боевых машин воевать практически невозможно.

"В войсках давно ждали этот вертолет, - заявил в Ростове главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов. - Таким образом, мы прекратили "многосерийность" и сделали упор на модернизацию". По словам главкома, Ми-24ПН поступят в боевые части, дислоцированные на Северном Кавказе. Но для начала машины отправятся в Тверскую область, в вертолетный учебный центр в Торжок, для более точного изучения их боевых возможностей.

"Данной акцией, - заявил "НГ" бывший командующий армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов, - Россия показала, что отстает теперь от американцев, итальянцев или южноафриканцев максимум на 3-4 года, в то время как еще недавно этот разрыв составлял 15-20 лет. Впервые ночным оснащением Ми-24 мы начали заниматься в 1995 году. А американцы задолго до того работали по этому направлению - я сидел в кабине их первого "Апача" в 1990 году. Что касается "Апача", то это "голубь мира" против Ми-24. Ми-24 по всем показателям его бил и будет бить! Лишь когда "Апач" модернизировали, он стал сопоставим с Ми-24 и даже превосходит его. Но теперь у нас есть Ми-24ПН и будет Ми-28Н".

Правда, у ряда военных специалистов не улеглось чувство определенного недоумения, вызванное подчеркнутой помпезностью передачи Ми-24ПН, представленных чуть ли не как техника последнего, пятого поколения. Все-таки эти вертолеты, модернизируясь, находятся в боевом строю вот уже 35 лет. Один авиаэксперт, пожелавший остаться неизвестным, заявил "НГ", что Ми-24ПН "если уже и не косметический аналог простого Ми-24, то не очень далеко ушел от него. Ведь Россия в последние годы вкладывала минимальные средства в НИОКР, в то время как те же США за аналогичное время вложили в свои программы модернизаций авиатехники 100 миллиардов долларов". Кроме того, концепция даже "новейшего" Ми-28Н (которым, по словам главкома Михайлова, в будущем будет оснащен весь парк ударных вертолетов) закладывалась лет 15 назад и каких-то особых изменений не претерпела. В то время как уже требуется новое поколение бортового оборудования.

К тому же технические характеристики Ми-24ПН надо еще подтвердить. Причем не только в ходе полигонных испытаний (в том же Торжке), но и в боевых условиях. Тогда как американский "Апач" уже зарекомендовал себя в войне в Персидском заливе и модернизировался с учетом этого. В России же, по словам директора Центра анализа, стратегии и технологий Руслана Пухова, "в настоящий момент Министерство обороны из-за отсутствия средств остановило свой выбор на самой дешевой версии Ми-24".

Поэтому ясно, что торжественная передача вертолетов в Ростове носила больше характер пиар-акции. И Ми-24ПН, и Ми-28Н надо продавать за рубеж. Вот их и рекламируют. По словам генерального конструктора АО "Московский вертолетный завод им. Миля" Алексея Самусенко, средства, затраченные "Роствертолом" на изготовление Ми-28Н, будут возвращаться предприятию при серийных продажах. И даже назвал потенциальным покупателям примерную цену серийного Ми-28Н - около 12 млн. долл. ("Апач" стоит 14 млн. долл.). Впрочем, через два года "ночной охотник" Ми-28Н должны будут запустить в серию, а уже к 2010 году Минобороны планирует закупить 50 этих боевых машин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка