О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт "Толмачево" не хочет отставать от Астаны

Совет директоров аэропорта "Толмачево" 4 февраля принял концепцию развития "Толмачево" и рассмотрел план подготовки к 50-летию аэропорта, которое будет отмечаться в 2007 году. В среду в новосибирском отделении агентства "Интерфакс" прошла пресс-конференция руководства аэропорта.

Принятая концепция развития, разработка которой началась более 1,5 лет назад, основана на выводе авиационных экспертов, гласящем, что в самом ближайшем будущем объем пассажирских перевозок через "Толмачево" составит пять миллионов человек. Причем члены Совета директоров назвали два разных срока, когда этот рубеж будет достигнут - по одной версии, через восемь лет, по другой - уже в 2008 году. Скорее всего, за ориентир стоит принять 2010 год. Нынешние производственные мощности не позволят обслужить это количество пассажиров. Уже сегодня пропускная способность международного терминала в период массовых перевозок вызывает нарекания со стороны перевозчиков.

Концепция подразумевает два варианта строительства пассажирских терминалов. Согласно первому из них, названному председателем Совета директоров аэропорта Дмитрием Верховодом "технологически совершенным и безупречным", планируется построить на ровном месте новый терминал, в котором будут учтены все современные мировые тенденции аэропортового хозяйства, включая современные подъездные пути и наземную инфраструктуру. Автором проекта является международный консорциум "Внешаудит-ПАКК-Обермайер", использовавший при его разработке опыт аэропорта Мюнхен.

Он будет расположен рядом с новой взлетно-посадочной полосой, строительство которой началось в 1987 году и по понятным причинам было заморожено в середине 1990-х. За это время было освоено 70% объемов работ. В 2000 году для достройки ВПП требовалось 600 млн. рублей.

Второй проект был разработан хабаровским институтом "Дальаэропроект", известным своими работами с аэропортами Хабаровска и Южно-Сахалинска. Дальневосточники предлагают провести коренную реконструкцию имеющихся двух терминалов и соединить их еще одним. В результате все три здания будут находиться буквально под одной крышей.

Так как было сообщено, что новая ВПП будет строиться независимо от выбора того или другого предложения проектировщиков, вариант "Дальаэропроекта" сильно проигрывает своей удаленностью от новой полосы. Расстояние до нее составит несколько километров, что потребует дополнительных затрат на руление воздушных судов. При этом придется заметно расширять рулежные дорожки и перрон, так как в пиковые периоды движение по ним может стать двухсторонним. Расширению же самого перрона препятствует действующая ВПП.

К слову, впервые слова о необходимости строительства второй полосы прозвучали почти 40 (!) лет назад в издании Западно-Сибирского управления гражданской авиации. "Если мы не на словах, а на деле стремимся к дальнейшему повышению культуры обслуживания пассажиров, если хотим сделать "Толмачево" образцовым, необходимо добиваться разрешения на постройку второй взлетно-посадочной полосы", - писал в 1965 году в газете "Крылья Советов" командир эскадрильи самолетов Ту-104, будущий Заслуженный пилот СССР Виктор Дыдыкин.

Теперь одного "разрешения" мало. Основное различие двух предложенных вариантов заключается в их стоимости. Первый требует инвестиций в 253 миллиона долларов, второй 90 (прозвучала также цифра 110) миллионов долларов. Интересно, что при достаточно большом различии в этих суммах стоимость одного квадратного метра нового терминала в варианте "Внешаудита…" получается меньше стоимости аналогичной площади терминала, предлагаемого "Дальаэропроектом".

По словам Дмитрия Верховода, главная задача аэропорта в настоящий момент - найти эти средства. Он же сообщил, что уже в начале 2005 года планируется начало строительства. То есть времени на поиски остается меньше года. Этот процесс будет осложнен предстоящей в 2004 году продаже 51-процентного государственного пакета акций "Толмачево". Александр Бородин, представитель Мингосимущества, подтвердил, что пакет будет продаваться полностью, а оценкой его стоимости занимается РФФИ.

Отвечая на вопрос журналиста, он отметил, что будущий покупатель контрольного пакета акций "Толмачево" не обязан брать на себя какие-либо обязанности по привлечению инвестиций в строительство, так как это не предусмотрено Законом о приватизации. Из этого можно сделать вывод о вероятности того, что продажа контрольного пакета акций не только не решит, но и существенно усложнит проблему привлечения инвестиций под предложенную концепцию, так как новый владелец может иметь собственный взгляд на стратегию развития аэропорта. Кстати, 25-процентный госпакет авиакомпании "Сибирь" продают уже не один год подряд, но каждый раз государство не решается это сделать.

Будучи высокопоставленным представителем Новосибирской областной администрации Дмитрий Верховод сообщил, что со стороны обладминистрации возможно предоставление аэропорту существенных налоговых льгот при строительстве и даже принятие специального закона. Этот вопрос уже обсуждался с губернатором Владимиром Толоконским и получил поддержку руководителя области.

В скором времени должны пройти две презентации новой концепции развития. В Новосибирске она состоится для властных структур области, города Новосибирска и города Оби, в котором проживает большое число работников аэропорта и смежных предприятий. В Москве оба проекта будут представлены на суд федеральных властей и крупных инвестиционных институтов.

Генеральный директор "Толмачево" Андрей Лобкин, ранее занимавший такую же должность в аэропорту Южно-Сахалинска, заявил, что при принятии любого из двух вариантов строительства новосибирский аэропорт останется крупнейшими воздушными воротами региона. Было также сообщено, что при анализе, предшествующем разработке вышеназванных проектов, было проведено исследование существующих и перспективных пассажиропотоков в Сибири с целью выявления преимуществ "Толмачево" перед конкурентами: аэропортом Красноярска и активно строящимся в настоящее время аэропортом Астаны в соседнем Казахстане.

В ходе пресс-конференции прозвучало, что одним из наиболее заинтересованных в развитии аэропорта субъектов является базовая авиакомпания "Сибирь". В свое время приглашение в Новосибирск специалистов по аэропортовому строительству из Мюнхена было инициировано именно с ее стороны. "Сибирь" уже более трех лет выполняет полеты в Мюнхен и успела в полной мере оценить достоинства современного аэровокзального комплекса, занимающего одно из ведущих мест в Европе. Авиакомпания хочет иметь что-то подобное в качестве своего главного аэропорта в азиатской части России, удачное географическое положение которого ни у кого не вызывает сомнений. "Сибирь" заинтересована в дальнейшем расширении пассажиропотока. Уже с 1999 года она применяет трансферные перевозки через Новосибирск не только для внутренних рейсов, но и соединяя зарубежные города, такие как Франкфурт и Сеул или Пекин и Тель-Авив. В 2003 году более половины всех пассажиров, обслуженных в "Толмачево", воспользовались рейсами базовой компании.

Как удалось выяснить у представителей "Толмачево", второй вопрос, рассмотренный на Совете директоров - 50-летие предприятия - пока не проработан до каких-то конкретных деталей, которые можно было сообщить журналистам....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка