О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Россия" может заразить "Пулково" демпингом

Власти дали добро на объединение авиакомпаний ГТК "Россия" и "Пулково". Новый альянс составит серьезную конкуренцию "Аэрофлоту" на европейских направлениях и создаст головную боль региональным перевозчикам. В прошлом году "Россия" самостоятельно предприняла неудачную попытку путем демпинга захватить ряд направлений. В тандеме с богатым "Пулково" эту попытку повторят еще раз. Правда, пассажирам в скором времени не стоит рассчитывать на дешевые билеты: процесс объединения затянется до конца этого года.

Компромисс

Правительство рассматривало несколько вариантов объединения. Бывший генеральный директор "Пулково" Борис Демченко настаивал, чтобы "Россию" присоединили к более сильной (по объему перевозок и парку самолетов) питерской компании. Его оппонентом выступил управделами президента РФ Владимир Кожин, заявивший о необходимости присоединения "Пулково" к "России", а не наоборот.

Формально победу одержала "Россия", к которой отойдут питерские самолеты. Но федеральные власти сделали все возможное, чтобы успокоить руководство северной столицы. Во-первых, объединенная компания не получит питерский аэропорт, который преобразуют во ФГУП "Аэропорт Пулково". Эксперты единодушны: после приватизации питерского аэропорта городские власти сохранят за ним контроль. Во-вторых, новый перевозчик будет зарегистрирован на родине "побежденных" - в Санкт-Петербурге, что позволит не только сохранить поступления в бюджет города, но и значительно их увеличить. А в-третьих, "Пулково" во вторник возглавил не глава "России" Николай Шипиль (по слухам, его активно двигал руководитель Государственной службы гражданской авиации России Александр Нерадько), а заместитель Демченко по авиационной безопасности Александр Головин. Наверняка питерское руководство будет лоббировать его и на пост объединенной компании. Впрочем, если пройдет кандидатура Шипиля, питерские не должны сильно расстраиваться, поскольку и этот руководящий кадр прибыл в Москву президентским призывом из Санкт-Петербурга: до 2000 года он работал в "Пулково".

На пути к "Аэрофлоту"

В России уже предпринимались попытки создания компании, способной составить реальную конкуренцию национальному перевозчику. Поглощение столичных "Внуковских авиалиний" провинциальной "Сибирью" создало перевозчика, равнозначного "Аэрофлоту" на внутреннем рынке. Международные же рейсы по-прежнему являются вотчиной главной авиакомпании страны. Но альянс "Пулково" и ГТК "Россия" будет в состоянии посоперничать здесь с "Аэрофлотом", особенно на европейских направлениях.

На внутреннем рынке новая компания, по мнению экспертов, потеснит со второго места "Сибирь". Однако сибиряков такие предсказания не пугают. "У "Сибири" большой запас прочности: если суммировать прошлогодние объемы перевозок "Пулково" и "России", то они не превысят наши показатели", - сказал представитель "Сибири" Евгений Филянин. В "Аэрофлоте" также не чувствуют угрозы со стороны новой компании своим позициям. Однако если версии о возможном присоединении к этому альянсу новых членов окажутся верными, то первенство "Аэрофлота" также будет под вопросом.

На съемных квартирах

Новый альянс, как и нынешняя "Россия", арендующая стоянки во "Внуково", будет бездомным: питерский аэропорт выделен в самостоятельную структуру. Но даже без аэропорта "Россия" получила в виде "Пулково" богатую невесту. В парке питерцев 42 самолета: Ту-154, Ил-86 и Ту-134. "Пулково" ежедневно выполняет около 100 рейсов из Санкт-Петербурга по стране, а также летает в более чем 80 городов мира. Прибыль до налогообложения составила $43 млн.

В парке у "России" 39 воздушных судов: Ил-18Д, Ил-62М, Ил-96-300ПУ, Ту-134А, Ту-154Б-2, Ту-154М, Ту-214, Як-40. Сколько самолетов обслуживает первых лиц государства - конфиденциальная информация. Пресс-секретарь "России" Наталья Сидоренкова ограничилась заявлением, что коммерческие полеты выполняют 32 самолета. Простым вычитанием можно предположить, что в ангарах у "верхушки" 7 самолетов. Президентский сайт, в отличие от "России", не делает тайны из самолетов: в распоряжении непосредственно главы государства 4 самолета - Ил-96-300, Ил-62, Ту-154, Як-40. В разное время они были оборудованы необходимыми системами безопасности и связи. Не менее "наворочены" и правительственные самолеты. Однако бортовые меню хозяев самолетов и их гостей отличаются разительно.

Обслуживание простых пассажиров - не более чем коммерческая нагрузка на авиазадания "России". Ее главная задача - обеспечение перевозки первых лиц государства. Однако если у президента России литерный борт постоянный, то самолеты, на которых летают премьер-министр, спикеры обеих палат и министры, при определенном желании может заказать любой состоятельный гражданин России. Все литерные борта допущены к полетам за рубеж, где введены ограничения по шуму двигателя. Так что при массовом вылете российских политических VIP-персон за рубеж иногда ощущается острая нехватка бортов.

В конце прошлого года "Россия" изменило бортовое питание - кормить на литерных рейсах стали реже, менее разнообразно и менее обильно. В меню появились даже винегрет и селедка. Возможно, альянс улучшит качество бортового питания на самолетах "России": цех бортпитания в "Пулково" считается одним из лучших в стране.

Ценовая политика двух компаний принципиально не различается. Но в случае объединения финансовых ресурсов, полагают аналитики, новый тандем с целью захвата рынка может пойти на снижение тарифов. Тем более что "Россия" даже самостоятельно пыталась демпинговать на ряде направлений, но неудачно.

Что касается комфорта на борту самолета, то кардинальные изменения вряд ли произойдут. Во всяком случае, оба перевозчика не проводили акций, например, по увеличению шага кресел в салонах самолета. Они придерживаются стандартов, определенных авиапроизводителями....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка