О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"МиГ"нуть не успеешь!

21 августа прошлого года премьер-министр М. Касьянов подписал распоряжение правительства о программе приватизации предприятий, находящихся в собственности государства, на 2004-2006 годы. В эту программу впервые были включены федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) оборонной промышленности.

На первом этапе приватизации, в 2004-2005 гг., данной программой предусмотрено их преобразование в открытые акционерные общества (ОАО), на втором этапе, в 2006 г., "будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных в 2004-2005 годах при акционировании ФГУПов, за исключением тех АО, которые будут включены в перечень стратегических акционерных обществ". Причем "в 2006 году предполагается завершение приватизации в авиационной промышленности, в производстве вооружений, средств связи, ракетно-космической техники, боеприпасов".

С чем связана столь масштабная реформа всей сферы ВПК? В самой программе были обозначены две цели: "формирование доходов государственного бюджета" и "приватизация федерального имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства", то есть избавление от своего рода "непрофильных активов". Надо сказать, что обе они не соответствуют действительности. Что касается дополнительных доходов бюджета, то в данной программе приватизации по всем отраслям они запланированы объемом 110 млрд рублей или чуть больше 3,9 млрд долларов по текущему курсу. Почти на ту же сумму пополнились золотовалютные запасы страны всего за одну неделю, с 16 по 23 января 2004 года. Получается, что государство, с одной стороны, не знает, как распорядиться своими нефтедолларами. Министр финансов А. Кудрин заявляет о необходимости применения "новых методов стерилизации денежной массы". А с другой - правительство под флагом "формирования доходов госбюджета" готовится к распродаже по дешевке самой высокотехнологичной сферы отечественной экономики, где доля добавленной стоимости наиболее высока. Если в 2002 году экспорт продукции военного назначения составил 4,8 млрд долларов, а в 2003 году - 5,1 млрд, то по принятым нормам капитализации стоимость только "оборонного" пакета акций не может быть меньше 50 млрд долл. Разве не так?

Еще сомнительнее звучит вторая из обозначенных правительственной программой целей. Если функцией и задачей государства является обеспечение безопасности своих граждан и территориальной целостности страны, что записано в Конституции РФ, то каким образом и для чего могли быть исключены из "запретного" для дальнейшей приватизации списка такие предприятия, как "МиГ", ПО "Квант", НПО "Родина", рыбинское КБ "Луч", самарский НИИ "Экран" и другие жемчужины российского ВПК? Спору нет, нынешняя ситуация, при которой на экспорте вооружений наживаются в основном посреднические организации, тоже является нетерпимой и привела к углубляющемуся застою в отечественной оборонной промышленности, до сих пор живущей на разработках советского периода. По схемам клиринговых расчетов за поставки оружия в КНР, ежегодный объем которых превышает 1 млрд долларов, товары не завозятся в Россию, а продаются в третьих странах. В результате до 50% стоимости контрактов получают агенты и посредники.

Или другой пример. За период 1996-2000 годов от экспорта зенитных ракетных систем "С-300ПМУ" и "ПМУ1" было получено около миллиарда долларов. На долю головного разработчика системы ЦКБ "Алмаз" за фактически выполненные работы, гарантийный надзор и в качестве авторского вознаграждения досталось всего 1,7 млн долларов, или 0,17% этой суммы. Этой суммы даже на зарплаты сотрудникам не хватит, не говоря уже о создании новых образцов вооружений.

По замыслу создание вертикально интегрированных холдингов в форме акционерных обществ должно перекрыть каналы утечки капиталов из отрасли и дать новый импульс развитию отечественной "оборонки". Именно в таком духе объяснил для "НО" смысл проводимой реформы начальник управления "Росавиакосмос" Алексей Антоненков: "Меня уже затерроризировали вопросами о смене формы собственности, в том числе и представители предприятий. Я всем говорю: ребята, вы что? Это лишь форма, позволяющая сохранить государственный контроль в условиях действующего законодательства. У нас же все предприятия - со "звездочками". Их приватизация возможна только по согласованию с органами федеральной исполнительной власти. Так что никакой перепродажи нашей "оборонки" сторонним инвесторам, включая иностранцев, не будет".

Открестились от ситуации и в Минимуществе. "Мы осуществляем только учетные функции. Решение о смене формы собственности принято правительством и проводится отраслевым руководством. Оно ведет этот процесс и оценивает эффективность проведенных изменений", - заявил заместитель руководителя департамента Александр Михайлин.

То, что "чужие здесь не ходят", подтверждают и два вроде бы не связанных друг с другом факта. Первый - упразднение с 1 января 2004 года указом Ю. Лужкова Комитета по реформированию оборонных предприятий правительства Москвы. Заместитель председателя комитета Юрий Волчок на вопрос о причинах такого решения ответил предельно кратко: "Эти вопросы теперь не входят в нашу компетенцию. Думаю, умным людям этой информации достаточно". Конечно, sapienti sat. Реформирование оборонных предприятий выведено в исключительную компетенцию федеральных органов власти и проводится в условиях достаточно сурового режима секретности. Во всяком случае, на наше официальное обращение в НПО "Родина" с просьбой об интервью последовал отказ, сопровождавшийся прямым запретом сотрудникам на общение со средствами массовой информации. Между тем на последнем собрании акционеров этого предприятия, состоявшемся 26 января, так и не был избран совет директоров, поскольку туда, с подачи действующего руководства, попытались выдвинуться кандидаты из какой-то формально не имеющей отношения к НПО "Родина" "юридической фирмы".

Способов создания ситуации "хотели как лучше, а получилось как всегда", у нас по-прежнему великое множество. Уже стал достоянием гласности (и, похоже, перестал им быть) конфликт в зеленоградском НПО "Электроника", руководство которого создало дочернюю фирму, а взносом в ее уставной фонд стала часть госпакета акций НПО. Для перехода этой части в частные же руки оставалось только обанкротить "дочку".

Так что, как говаривал в свое время М.С.Горбачев, "важно н"aчать, а там процесс пойдет"… Пока же российская самолетостроительная корпорация "МиГ" планирует в середине марта приступить к размещению первого облигационного займа объемом 1 млрд рублей. Интересно, чьими все же станут "МиГи" лет эдак через десять?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка