О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия взлетит по приказу Путина

В 2003 г. гражданская авиация России перевезла почти 30 млн пассажиров, что на 11% превышает показатель прошлого года. Такое заявление сделал на состоявшейся в пятницу итоговой конференции руководитель Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько. "Это объемы работ, которые соответствуют периоду 1995-1996 гг.", - похвастался глава авиационной службы. Правда, из 215 существующих сейчас в стране авиакомпаний внести свой вклад в рост показателей отрасли посчастливилось всего 23 перевозчикам. Среди основных причин роста пассажирских авиаперевозок г-н Нерадько называл три фактора: рост покупательной способности населения, инициативность руководителей авиакомпаний по удержанию роста тарифов на перевозки и активная поддержка отрасли со стороны президента и правительства. Вдохновленные успехами прошлых лет, авиаторы обещают к 2010 г. выполнить наказ Президента и увеличить объем перевозок гражданской авиацией (ГА) вдвое.

Рассказывая о проблеме старения парка воздушных судов ГА России, г-н Нерадько поспешил успокоить журналистов, заявив, что, согласно проведенным исследованиям, средний возраст отечественных магистральных лайнеров всего на три года превышает возраст аналогичных судов в США. "Средний возраст подавляющего большинства самолетов, на которых летают наши пассажиры, составляет 19 лет, - сказал Александр Нерадько. - Мы провели исследования, какой средний возраст магистральных воздушных судов в США. Там он составляет 16 лет". Интересно, правда, что данные г-на Нерадько относительно состояния авиапарка разительно отличаются от недавно обнародованных результатов проверки Главного контрольного управления президента. "Парк гражданской авиации РФ является одним из самых устаревших среди развитых государств мира", - говорится в исследовании. "Старых самолетов вообще не бывает, бывают самолеты исправные и неисправные", - парирует руководитель ГСГА, поясняя, что для того, чтобы наши самолеты соответствовали мировым требованиям, компании постоянно проводят работы по их модернизации. Любопытно, что именно этот фактор - многократное продление ресурсов авиатехники - ревизоры президента поставили в вину Минтрансу и Росавиакосмосу. По их мнению, "необходимое для продления ресурсов обязательное детальное обследование не всегда проводится, а его качество и полнота не контролируются". Более того, по мнению многих экспертов, нацеленность на постоянную реконструкцию и продление ресурса летной годности ограничивают спрос на новые российские лайнеры.

Впрочем, по словам г-на Нерадько, на следующий год ГСГА уже имеет информацию о намерениях российских перевозчиков покупать отечественные самолеты, в их числе Ту-214 (их собирается купить ГТК "Россия"), Ту-204, Ан-124, Ан-140 (для авиакомпании "Самара") и Ан-148. Кроме того, планируется завершить работы по многострадальному ближнемагистральному самолету Ту-334, который, по словам Нерадько, "уже многие авиакомпании выразили намерение купить". В отношении западной техники, по словам Нерадько, ГСГА не получала пока ни одного нового официального заявления от эксплуатантов. Исключение составляет авиакомпания "Волга-Днепр", которая для реализации своей масштабной программы организации регулярных грузовых перевозок решила обратиться в правительство с просьбой об отмене таможенных пошлин для ввоза десяти американских грузовиков Boeing-747. Похоже, что, несмотря на официальный курс о недопущении подобных прецедентов в дальнейшем (сейчас такое освобождение имеют два отечественных перевозчика - "Аэрофлот" и "Трансаэро"), ГСГА поддерживает инициативу "Волга-Днепр". В качестве объяснения г-н Нерадько привел тот факт, что на данный момент в России не существует готового транспортного самолета, позволяющего перевозить генеральные контейнерные грузы. "Впрочем, вопрос этот пока не решен", - осадил он оживившихся журналистов.

Касаясь еще одного животрепещущего вопроса - отмены квотирования перевозок на внутренних линиях - г-н Нерадько заявил, что "ГСГА никакого удовольствия от режима квотирования авиалиний не испытывает". По его словам, система квотирования была введена по предложению самих авиаперевозчиков, теперь же ГСГА последовательно реализует программу ее отмены. Если к началу 2003 г. в России существовало 24 авиалинии, на которые распространялись данные ограничения, то теперь их осталось всего 12. Сложность в том, что чиновники опасаются, как бы отмена квотирования не повлекла за собой "хаос рынка". Правда, как пообещал г-н Нерадько, ГСГА не позволит авиакомпаниям в связи с отменой ограничений на внутренних линиях работать по принципу "подснежника", то есть выходить на доходные маршруты в период сезонного увеличения спроса на перевозки. "Мы не позволим компаниям-однодневкам появляться на тех линиях, где успешно работают серьезные компании", - пригрозил глава ГСГА. Впрочем, как отметил в заключение своего выступления г-н Нерадько, "мы не расцениваем наши успехи как выдающиеся". "Бремя славы" за произошедшие в этом году позитивные изменения глава ГСГА решил переложить на плечи президента и правительства, благодаря "изменению отношения" которых "увеличилась финансовая поддержка ГА". Кроме того, памятуя о легендарном напутствии Путина касательно удвоения ВВП к 2010 г., свое собственное будущее авиаторы также вынуждены представлять исключительно в позитивном ключе. "Для нас эта задача означает удвоение объема работ и услуг к 2010 г., - пояснил Нерадько. - За три года мы увеличили объемы перевозок ровно на треть. Отсюда и складывается наша уверенность, что эта задача будет выполнена".

Правда, по мнению экспертов, вопреки уверенности чиновников дальнейший рост авиаперевозок зависит от множества факторов. "Внешние факторы - это удержание инфляции в пределах 10% и рост покупательной способности населения на 4-5%, - говорит Виталий Ефимов. - ГСГА же необходимо не допустить значительного увеличения тарифов на перевозки, продолжить программу обновления парка ВС, а также всерьез заняться реконструкцией наземной аэропортовой инфраструктуры". По мнению г-на Ефимова, еще одно важное условие дальнейшего роста авиаперевозок - "обуздать" рост цен на топливо и комплектующие. "Если нефтяные монополисты по-прежнему будут взвинчивать рост цен на топливо, который сейчас в России почти достиг уровня цен ведущих западных стран, а изготовители запчастей будут повышать цены на комплектующие в 2-4 раза в год, никакого роста авиаперевозок не будет"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка