О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ми-24ПН: размышления на заданную тему

Рекламная акция с передачей Ми-24ПН удалась на славу: внимание всей страны (и не только) на несколько дней было привлечено к шумихе, развернутой вокруг пяти отремонтированно-модернизированных боевых винтокрылых машины. В стороне не осталось ни одно уважающее себя СМИ, огромное количество противоречивых, взаимоисключающих друг друга высказываний, совершенно крайние точки зрения... А сколько глупостей наговорили наши так называемые эксперты, диву даешься от "глубины" познания предмета дискуссии. Ми-24ПН стал своего рода "лакмусовой бумажкой" на профпригодность наших военных и гражданских специалистов. Как и в любом деле, вся эта шелуха пройдет, и придет время для более серьезных оценок. Попробуем и мы поразмышлять на заданную тему.

Что же такое модернизация Ми-24ПН?

Основные направления модернизации вертолетов Ми-24 можно условно разделить на три направления: совершенствование летно-технических характеристик вертолета (модернизация несущей системы, изменение конструкции и планера и модернизацию силовой установки); расширение диапазона применения для полетов "днем и ночью"; модернизация комплекса вооружения.

Модернизация, в результате которой и Ми-24П появился Ми-24ПН, пошла по второму направлению: установка нового комплекса БРЭО-24, ночного прицела и обеспечение совместимости светотехнического оборудования (возможность применения очков ночного видения).

Нет необходимости перечислять рекламные буклеты, всем и так все ясно. Тем не менее, необходимо отметить, что включение в комплекс БРЭО мультиплексной шины, бортовой вычислительной машины БЦВМ-386-2, бортовой графической станции БГС-2, многофункциональных индикаторов МФИ-10-5 (в обеих кабинах), пульта системы управления режимами ПС-3 (в кабине летчика-оператора), устройства сопряжения УС-43 и спутниковой системы навигации А-737 позволяет не только объединить все системы вертолета в единый интегрированный комплекс, управляемый в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах, но и наряду с повышением ЛТХ обеспечить выполнение полета и применение вооружения на предельно малых высотах днем в СМУ и ночью.

Что касается вооружения, предлагаемая модернизация комплекса вооружения противотанковый комплекс управляемых ракет круглосуточного применения (до 16 шт.), ракеты класса "В-В", НАРы (10 С-13 или 80 С-8) и пушка (450 сн.), по словам разработчиков, позволяет существенно повысить боевую эффективность вертолета (приводятся различные цифры, однако достоверность расчетов вызывает сомнения).

Таким образом, модернизированный Ми-24ПН - это лишь первый и не самый большой шаг в совершенствовании боевых винтокрылых машин марки "Ми". Можно себя за это хвалить без останова или ругать до бесконечности, ничего от этого не изменится. На самом деле это шаг на месте. Мы так долго собирались, что за это время изменились роль и место боевого вертолета и условия его применения. Мир вертолетов ушел вперед, поэтому наша модернизация - пока лишь шаг в нужном направлении. Кстати, это не так уж мало, все эти 15 лет мы исключительно отступали. О том, чтобы "догнать и перегнать "Апачи", речь не идет. Поэтому нужно определиться с достоинствами и недостатками модернизации Ми-24ПН.

Итак, актив. Одним из достижений конструкторской мысли стала реализация применения ракет в ночных условиях. МВЗ разработал, установил и испытал тепловизионную подсистему ТпП9С475Н отечественного производства, которая является своего рода "приставкой" к дневной системе "Радуга-Ш".

На практике результаты пусков по дальности и точности оказались ошеломляющими. Несмотря на то, что пуски проводились ночью, в условиях повышенной влажности (шел сильный дождь), оператор, осуществлявший пуск УР (и повидавший на своем веку), был удивлен возможностями оборудования, обеспечившего попадание с первого раза! Даже без разработки новой обзорно-прицельной системы "приставка" позволяет обеспечить круглосуточное применение вертолета. Она включена в общую программу модернизации вертолета Ми-24 и может устанавливаться отдельно.

Существенное расширение границ применения - это очевидный плюс.

Следующий плюс - морально-психологический. Ночной Ми-24 - это мощное оружие сдерживания для бандитов и поддержки для наших военных. Одни перестанут "спать спокойно", другие напротив будут уверены, что поддержка (огневая, специальная и транспортная) обязательно придет, независимо от метеоусловий и времени суток. А это очень много значит в региональных конфликтах, когда решающее значение приобретают неожиданные действия небольших мобильных подразделений и групп. Стая "по-Рамсфельду" должна иметь постоянную поддержку с воздуха.

Еще один плюс, который вроде бы лежит на поверхности. Ми-24 - это старый вертолет, значит, это возможность легко и быстро вписаться в существующую систему летной и технической эксплуатации (не надо ничего менять). Однако с другой стороны старый вертолет - старая стратегия и способы эксплуатации, старые методы обучения, одним словом это уже минус. Поэтому перейдем к недостаткам.

Сразу необходимо оговорится, в отличие от безудержных оптимистов, разговор о плюсах - это разговор о потенциальных возможностях. Для того чтобы они превратились в реальность, необходимы определенные условия для их реализации (подготовленные силы и средства). Часто подразумевается, что они есть. К сожалению, в реальности ничего само собой не происходит.

Прироста эффективности, в ближайшей перспективе, ожидать не приходится. Реализация преимуществ комплекса в пилотирования и навигации, и главное - в применении вооружения, будут сдерживаться низким (и продолжающим свое падение) уровнем профессионализма, утратой опыта эксплуатации, снижением летной и технической (технологической) дисциплины, высокой аварийностью, слабостью организации, острым дефицитом средств МТО (запасных частей, инструмента, приспособлений, средств наземного обслуживания), нарушением связей между производителями отдельных систем и агрегатов и наконец сложностью внедрения нового, очень сложного и обладающего определенными недостатками оборудования ночного применения. Для внедрения в эксплуатацию потребуется максимальное напряжение сил, предельная ответственность и терпение. Впереди огромная работа, которую одними рекламными компаниями не решить.

Еще один минус. Внедрение ночного Ми-24 - это новые формы и способы применения, организации взаимодействия, отработки боевой слаженности. Только всестороннее совершенствование учебно-боевой подготовки способно решить столь сложную задачу, как интенсивная работа ночью. Чтобы эффективно использовать ЛА в ночных условиях, необходимо совершенствовать не отдельное качество, а все стороны военного организма. Например, для организации боевых полетов ночью потребуется соответствующе поисково-спасательное обеспечение. А как мы умеем искать экипажи даже днем - наслышаны все. Готовы ли мы посылать экипажи на боевые задания без соответствующей поддержки на земле?

Серьезный недостаток заключается в том, что отремонтированный - это не новый вертолет. Какой первый вопрос задавали в Афгане, когда пригоняли на аэродром вертолеты? Новые или ремонтные? После ответа - из ремонта, лица летчиков и технарей менялись не в лучшую сторону. Сегодняшние вертолеты стали хуже, чем были в 80-х. И миллион за 1000 часов налета в течение 7 лет это не так уж и мало (1000 долл. за час, без зарплаты, керосина, ЗИП и необходимого дооснащения). На пять машин всего 5000 часов - это возможность полноценной подготовки летного состава лишь для одной эскадрильи.

Среди заблуждений, которые способны перерасти в серьезные недостатки, заблуждения, по поводу возможностей перспективных технологий. Например, электронная индикация якобы резко улучшает восприятие информации. К сожалению, это не так, ибо меняется лишь средство, а не суть представления. Какая разница для пилота, видит он крен и тангаж по прибору или на дисплее, главное ведь в том, чтобы представление максимально приближало его к восприятию реального пространственного положения. А дисплей не меняет способа представления...

И, тем не менее, несмотря ни на какие минусы, появление первых модернизированных боевых вертолетов Ми-24 не только закладывает облик нашей будущей армейской авиации, по крайней мере, на ближайшие 10-15 лет, но и способствует, хотим этого или не хотим, переходу на новые боевые вертолеты Ми-28. Модернизация Ми-24 - переходный этап к новым вертолетным технологиям. Вопрос лишь в том, насколько он затянется?...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка