О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Александр Нерадько не нарадуется на родную авиацию

Российские авиационные власти отчитались о проделанной за прошлый год работе. ГСГА считает, что правительственная поддержка помогла отрасли улучшить показатели.

По мнению главы Государственной службы гражданской авиации при Министерстве транспорта России Александра Нерадько, ситуация в российской авиационной отрасли "не так плоха, как многим кажется". По оценкам ГСГА, за прошлый год отечественные авиакомпании увеличили объем пассажирских перевозок на 11% по сравнению с 2002 годом - до 30 млн человек. Таким образом, показатели авиаперевозок в России достигли уровня 1995-1996 годов.

По мнению Нерадько, негативная информация о ситуации в авиационной отрасли не совсем соответствует действительности. Средний возраст воздушных судов в России составляет 19 лет, а аналогичный показатель в США - на уровне 16 лет. По мнению главы ГСГА, ситуацию с возрастом отечественного авиапарка не стоит драматизировать: "Не бывает старых самолетов - бывают исправные и неисправные".

Больше всего Александра Нерадько порадовала статистика, свидетельствующая о тенденции по укрупнению компаний и сокращению числа "подснежников" (чартерных перевозчиков, которые работают только в сезон). "Тот факт, что после новогодних праздников не было публикаций о пассажирах, оставленных в зарубежных аэропортах, уже может свидетельствовать о том, что ситуация контролируется", - отметил Нерадько. Количество чартерных компаний сократилось почти на 30%.

По его словам, слияние типа того, что затеяли ФГУП "Пулково" и ГТК "Россия" - положительное событие. Снижение количества авиакомпаний должно перейти в качество. "Это общемировая практика", - считает глава ГСГА.

На начало 2004 года в России насчитывалось 215 авиакомпаний, из них только 23 авиакомпании можно назвать крупными, и вот они-то занимают около 85% рынка пассажирских перевозок.

В начале февраля подписано соглашение об объединении ФГУП "Пулково" и ГТК "Россия". После многих разногласий было решено объединить авиаотряды, а аэропорт Пулково оставить на балансе Санкт-Петербурга. Совместная авиакомпания будет зарегистрирована в Петербурге. Теперь на рынке авиаперевозок появится мощный игрок, который может потеснить позиции компании "Сибирь", пока занимающей второе место после "Аэрофлота".

Таким образом, все налоговые поступления как с аэропорта, так и с объединенной авиакомпании будут отчисляться по месту. Как пошутил Александр Нерадько, "мы все любим этот город, и ему надо восстанавливать былую красоту, а для этого нужны деньги".

Представители ГСГА отмечают, что за последние два года не было ни одного случая угонов самолетов, а значит, программа по усилению мер безопасности работает. Как отметили специалисты, служба безопасности полетов США вполне удовлетворена действиями российской стороны и "ни разу не предъявляла претензий".

Одним из самых главных успехов российской авиационной отрасли Александр Нерадько считает возобновление строительства самолетов, так как в последние восемь лет отечественные авиастроители практически не строят самолеты. Очевидно, глава ГСГА имел в виду то, что все достроенные машины запущены в производство более чем восемь лет назад.

В прошлом году, по данным ГСГА, российские авиакомпании приобрели 17 воздушных судов (один Ил-96, три Ту-214, два Ту-204, один Ту-154М, один Ил-114, пять Ан-3Г, два МАИ-890СХ и четыре вертолета Ми-8).

Развитию отрасли, по мнению авиационных властей, поспособствовало внимание к отрасли российского правительства и лично президента Путина. ГСГА поприветствовала инвестиционные инициативы российского частного капитала и разработку лизинговых схем.

Представители авиакомпаний считают, что нынешние лизинговые схемы далеки от совершенства. По своим условиям и процентным ставкам российские предложения существенно уступают западным. Вполне возможно, что при общем спаде мирового объема авиаперевозок и при одновременном росте внутрироссийских компании могли бы воспользоваться западной техникой на западных условиях, но пока это невыгодно, так как пошлины на импортную технику близки к запретительным (26% + 20% НДС).

Призывая покупать российские самолеты, Александр Нерадько отметил, что в этом году в ГСГА не поступало заявок на покупку зарубежной техники - за исключением авиакомпании "Волга-Днепр".

Другие перевозчики, такие как ГТК Россия, "Красэйр" и "Дальавиа", подали заявки на приобретение отечественных самолетов. Таким образом, ГСГА считает, что появившаяся в прессе информация о крупных контрактах - не что иное, как сообщение о намерениях самих авиакомпаний, а ситуация в отечественной отрасли начинает нормализовываться.

В компании "Красэйр" подтвердили намерение приобрести самолеты марки Boeing, но при этом количество и сроки представитель авиакомпании не назвал.

Представитель компании "Калининград-Авиа" также заявил, что имеет планы по расширению авиапарка, так как поток пассажиров увеличился в связи с ограничениями, введенными литовскими властями. На самом деле практически у всех участников рынка есть потребность в иностранных самолетах, но не все их афишируют.

Как сообщили в пресс-службе "Волга-Днепр", компания действительно собирается купить несколько грузовиков Boeing-747, и возможно, компании разрешат это сделать, "так как аналогов в России нет, а мировой объем грузоперевозок по воздуху находится на уровне $50 млрд, а Россия занимает около 1%".

Александр Нерадько не исключил, что компании могут быть предоставлены "специальные условия", так как с производством транспортных самолетов российский авиапром пока не справился.

Однако если на данный момент в ГСГА нет заявлений от авиакомпаний, то это вовсе не значит, что компании не будут покупать самолеты зарубежного производства. Основная проблема - по-прежнему в пошлинах. Как сообщили в "Газете.Ru" в авиакомпании "Красэйр", потребность в импортных самолетах сохраняется, однако о дальнейших планах по покупке самолетов не сообщили. Ранее компания приобрела самолет отечественного производства Ту-204-100 с именем "Александр Лебедь".

По мнению представителя "Аэрофлота", самолеты, не имеющие российских аналогов, а грузовой Boeing таковым и является, можно разрешить к льготному импорту всем желающим, а "не делать разовые исключения".

По мнению аналитиков, российские авиационные власти отчетливо понимают, что российские самолеты строить и продавать необходимо, но при этом сохраняется дефицит авиапарка, так как объем перевозок растет. Судя по всему, авиакомпаниям будут предложены комбинированные условия: "если покупаешь иностранный самолет, то придется вложить деньги в отечественное авиастроение"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка