О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Россия" и "Пулково" помогут Питеру деньгами

Слияние авиакомпаний "Пулково" и ГТК "Россия" должно завершиться до конца 2004 г. Об этом сообщил в прошлую пятницу руководитель Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) РФ Александр Нерадько. Новая компании будет зарегистрирована в Санкт-Петербурге и будет иметь два аэропорта базирования. Аналитики считают, что объединение авиакомпаний не повредит их производственным показателям. Однако, как они полагают, преследуемые участниками слияния цели далеки от чисто коммерческих. Наличие политических причин для объединения не отрицают и чиновники, причастные к сделке: по словам г-на Нерадько, реорганизация позволит, прежде всего, увеличить поступление налогов в бюджет Санкт-Петербурга. Есть опасения, что зависимость от политической конъюнктуры может затормозить развитие новой авиакомпании.

Государственная транспортная компания (ГТК) "Россия" была создана в 1993 г. В настоящее время в ее распоряжении имеется, по разным данным, от 39 до 48 самолетов (в самой авиакомпании назвать точное число самолетов отказываются). Владелец компании - Управление делами президента. Финансовые результаты деятельности компании не разглашаются. ФГУАП "Пулково", созданное в 1932 г., имеет парк из 42 самолетов. В 2003 г. авиакомпания перевезла 2,4 млн пассажиров, уступив лишь "Аэрофлоту" (5,8 млн) и "Сибири" (3,4 млн). По итогам 2003 г. выручка "Пулково" ожидается на уровне 300 млн долл. Слухи о скором объединении авиакомпаний ходили давно: сначала предполагалось, что ГТК "Россия" будет присоединена к "Пулково", затем появилось сообщение о том, что "России" достанется питерский авиаперевозчик вместе с аэропортом Пулково. В соответствии с окончательным проектом объединения парк самолетов "Пулково" отойдет "России", аэропорт Пулково будет выделен в отдельное предприятие и передан администрации Санкт-Петербурга. Управленческая структура новой авиакомпании пока не определена. "До момента официального назначения генерального директора объединенного предприятия предположения о мерах поизменению в структуре менеджмента будущего авиахолдинга преждевременны", - сообщила RBC daily пресс-секретарь ГТК "России" Наталья Сидоренкова.

Тем не менее глава ГСГА Александр Нерадько сообщил в пятницу некоторые подробности объединения двух авиакомпаний. По его словам, единая компания будет образована до конца 2004 г. Местом ее регистрации выбран Санкт-Петербург. "Называться авиакомпания будет по-новому, сейчас есть несколько вариантов. Предполагается сохранение правопреемственности всего объема обязательств обеих авиакомпаний. Смена логотипов и кодов будет проходить в обычном режиме", - сказал он. Кроме того, принято решение, что авиакомпания будет иметь два аэропорта базирования: ее самолеты будут приписаны к московскому Внуково и питерскому Пулково. "В этом нет ничего удивительного: единый "Аэрофлот", который имел 149 авиаотрядов, эффективно работал. Примеры такой работы, базировки в различных аэропортах, есть за рубежом, этому никто не удивляется", - пояснил г-н Нерадько. Аналитики соглашаются, что в решении о разделе самолетов авиакомпании по двум аэропортам нет ничего странного. "Решение о создании на базе "Пулково" и "России" авиакомпании двойного базирования оправданно. У крупных американских авиакомпаний есть один главный хаб (основной аэропорт) и несколько средних по размерам хабов", - сказал RBC daily аналитик ИК "АТОН" Тимоти МакКачен. В самой ГТК "Россия" не смогли объяснить RBC daily причины распределения самолетов объединенной авиакомпании по двум аэропортам. "На данный момент в ГТК "Россия" со стороны правительства не поступало никаких официальных распоряжений и указаний о том, в каком виде и каким образом будет проходить объединение ГТК "Россия" и ФГУАП "Пулково", и вопрос о базировании самолетов авиакомпаний также находится на обсуждении в правительстве РФ", - сообщила Наталья Сидоренкова.

В целом, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, объединение двух авиакомпаний, скорее всего, не повредит их операционной деятельности ифинансовымпоказателям. Тем не менее они оценивают перспективы объединения достаточно осторожно. "Насколько объединенная компания будет управляемой, пока с уверенностью сказать нельзя", - говорит Тимоти МакКачен из ИГ "АТОН". "Объединение выгодно обеим компаниям, однако в первую очередь в этом заинтересована ГТК "Россия". Объединение попросту поможет "России" выжить", - добавляет аналитик ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев. Дело в том, что ГТК "Россия" не имеет собственного аэропорта. Во Внуково, где базируются самолеты авиакомпании, ей приходится арендовать стоянки и авиационно-техническую базу. После объединения, несмотря на то что Пулково будет формально независимым от авиакомпании аэропортом, проблема с собственным "домом" для "России" будет решена.

Однако существуют сомнения, что коммерческие выгоды от слияния были основными при принятии стратегического решения о создании единой компании. "Объединяясь, обе авиакомпании преследуют явно некоммерческие цели", - предположила RBC daily аналитик ИГ "НИКойл" Яна Гаврилко. Этого не скрывают и сами разработчики проекта слияния. Так, глава ГСГА повеселил собравшихся журналистов объяснением, почему новая авиакомпания будет зарегистрирована в Санкт-Петербурге. "Некоторые аспекты регистрации связаны с налогами, - сообщил он. - Город Санкт-Петербург мы все знаем и любим, этот город нуждается в активизации промышленной деятельности, для того чтобы он улучшал свой облик. Для этого нужны средства. Само предприятие "Пулково" - это второе по значению авиапредприятие в РФ. Регистрация его в Москве вызвала бы отток налогов в Санкт-Петербурге. Москва тоже нуждается в налогах, но в данном случае мы считаем, что к авиационной деятельности не имеет никого отношения, где зарегистрировано предприятие". Зависимость от политических предпочтений Кремля - пока в форме решения сверху о месте регистрации - будет, возможно, не единственной сложностью, которая может притормозить развитие новой авиакомпании. Вероятно, администрация Санкт-Петербурга будет лоббировать назначение на пост руководителя авиакомпании кого-нибудь из менеджеров "Пулково". В то же время Минтранс заинтересован в том, чтобы главный пост в авиакомпании занял Николай Шипиль из ГТК "Россия"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка