О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing "набросится" на Россию

Сегодня вице-президент компании Boeing по международным связям, региональный президент по России и СНГ Сергей Кравченко расскажет журналистам об итогах деятельности корпорации в России за прошедший год и ее планах по дальнейшему освоению российского рынка. В 2003 г. американский концерн был вынужден уступить место "авиастроителя № 1 в мире" своему основному конкуренту - европейскому гиганту EADS (European Aeronautic, Defense & Space), чье подразделение Airbus Ind. выпустило и продало на 24 самолета больше, чем Boeing. Однако, как полагают эксперты, низкий курс доллара (а значит, и сравнительно меньшая по сравнению с европейскими цена на самолеты) и нацеленность руководства американской корпорации на "агрессивное" восстановление утраченных позиций на рынке могут уже в этом году снова вывести Boeing в лидеры мирового авиапрома. Что касается России, то здесь среди "импортных" поставщиков американцы являются безусловными лидерами.

По итогам прошлого года Airbus реализовал 305 самолетов против 303 в 2002 г., а его доля на мировом рынке увеличилась с 44% до 52%. Что касается американской корпорации, то в 2003 г. она продала всего 281 самолет по сравнению с 570 в предыдущем году. Общая сумма заказов Airbus, которые компания получила в 2003 г., составила 32,8 млрд долл. (против 22,4 млрд у Boeing). Оптимистично звучат и прогнозы европейцев на текущий год: корпорация планирует поставить на рынок около 300 самолетов, в то время как американцы озвучивают цифру в 275-290 самолетов. Неплохих результатов удалось добиться европейцам и на российском рынке: согласно контракту, заключенному в 2002 г. с "Аэрофлотом", концерн поставил девять самолетов А319/320, плюс один такой лайнер перевозчик получил в начале этого года. Правда, по количеству эксплуатируемых в России воздушных судов европейцы все еще уступают американцам - по состоянию на 1 января 2003 г. единственным эксплуатантом Airbus остается "Аэрофлот" (к концу этого года у него в парке будет 18 А319/320), тогда как американскую технику используют на своих рейсах и "Аэрофлот" (16 самолетов Boeing), и "Трансаэро" (11 самолетов Boeing).

В числе своих достижений на российском рынке европейцы называют тот факт, что, в отличие от американской корпорации, самолеты которой перевозчики приобретают на вторичном рынке, Airbus заключил с "Аэрофлотом" контракт на поставку самолетов "с завода". Правда, в дальнейшем, по мнению аналитиков, именно этот факт может сослужить плохую службу европейскому концерну. Несмотря на старания отечественных перевозчиков, правительство по-прежнему не готово понизить таможенные пошлины на ввоз зарубежной техники. Кроме того, в условиях продолжающегося кризиса на мировом рынке авиапрома лизинговые контракты на вторичном рынке становятся для перевозчиков более выгодными, чем покупка новой техники. По прогнозам экспертов, лидерство на рынке вторичной техники в ближайшие годы сохранит за собой Boeing, особенно в условиях падения курса доллара, что существенно сказывается на цене самолетов. "Обе компании очень конкурентоспособны и идут практически на равных, - сказала RBC daily аналитик UFG Елена Сахнова. - Однако в отношении российского рынка, где перевозчики из-за высоких таможенных пошлин все-таки пока отдают предпочтение подержанной технике, есть вероятность, что лидерство все же удержит Boeing. В условиях, когда евро подорожал на 25%, самолеты американской корпорации сильно выигрывают в цене".

Такое предположение экспертов косвенно подтверждает и тот факт, что уже на начало этого года как минимум две российских компании объявили о своем намерении приобрести американские самолеты. Речь идет о ОАО "Калининградавиа", которое собирается в течение ближайших двух лет взять в лизинг 19 самолетов Boeing-737-300, и компании "Волга-Днепр", которая в рамках своего проекта организации регулярных грузовых перевозок намерена арендовать 10 самолетов Boeing-747-400F. У европейского концерна, помимо поставок по контракту "Аэрофлота", планов по продаже своей техники российским перевозчикам еще нет. "Говорить о масштабном выходе Airbus на российский рынок пока рано", - считает Елена Сахнова. Впрочем, представители европейского концерна говорят о том, что постоянно ведут работу "по ознакомлению российских авиакомпаний со своей линейкой самолетов".

В заслугу европейцам можно поставить и факт первого в российской истории совместного контракта на поставку комплектующих для самолетов Airbus. Согласно контракту, общая стоимость которого составляет 3 млн долларов, в период с 2004 по 2008 г. авиационный завод "Сокол", входящий в группу "Каскол", должен поставить Airbus 300 комплектов решеток для пола к узкофюзеляжной линейке самолетов Airbus. Планируется также, что в этом году европейский концерн объявит тендер для российских предприятий на размещение заказов на сумму 10 млн долл. в год. Правда, как утверждают американцы, европейцы всего лишь "идут по их стопам". Действительно, Boeing входит в число крупнейших инвесторов в российскую экономику - за последние 10 лет суммарный объем инвестиций составил 1,3 млрд долл. Boeing первым организовал в России инженерный центр, в котором на данный момент работает уже более 500 инженеров и ученых. Правда, такой же центр в прошлом году открыл и европейский концерн, число инженеров в нем пока достигает 50 человек.

Очевидно, считают аналитики, что этот год во многом станет "знаковым" для Boeing и Airbus. Вопрос о том, смогут ли европейцы закрепить за собой статус лидера, расширить свое присутствие на российском рынке, или же прошлогодний успех станет лишь временным реваншем, остается открытым. Представители EADS считают, что им удастся сохранить первенство еще как минимум 6-8 лет, так как в ближайшие годы никаких коренных изменений на рынке гражданских самолетов не предвидится. Представители Boeing в свою очередь уверены, что благодаря падению курса доллара и агрессивной маркетинговой политике им удастся уже в ближайшее время вернуть утраченные позиции. С таким мнением согласны и некоторые эксперты. "У руководства американской корпорации есть четкий бизнес-план по восстановлению утраченной доли на рынке, - сказал RBC daily аналитик ИК "АТОН" Тимоти МакКачен. - Они будут проводить очень агрессивную политику, предоставлять различные скидки, для того чтобы добиться поставленной цели. Вполне вероятно, что им это удастся уже в нынешнем году".

Еще одним "секретным" козырем американского концерна на российском рынке, по мнению аналитиков, может стать участие Boeing в проекте АХК "Сухой" по созданию нового регионального самолета RRJ (проект предусматривает разработку целого семейства региональных самолетов вместимостью 60, 75 и 90 пассажиров). Самолет проектируется при поддержке Boeing и по американской методике. По оценкам экспертов, именно в сегменте ближнемагистральных самолетов в ближайшие годы будет наблюдаться особенный бум - потребность российского рынка в таких воздушных судах до 2010 года составляет порядка 600-800 машин. Несмотря на то что проект пока находится только в стадии разработки, российские перевозчики, в частности "Аэрофлот", дают ему высокую оценку. "Единственный региональный российский самолет, помимо российско-украинского Ан-148, который может заинтересовать нашу компанию, - это проект RRJ, - сказал RBC daily начальник службы планирования и развития парка воздушных судов "Аэрофлота" Сергей Колтович. - У проекта хороший потенциал, он изначально рисуется с "чистого листа", производители пытаются прислушиваться к мнению авиакомпаний, не только российских, но и западных - Air France, Delta, SAS". В линейке самолетов Airbus машины с такими параметрами пока нет, самый маленький самолет европейцев - А318 - рассчитан на 107 мест в типовой комплектации....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка