О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесная стража

Безопасность полета начинается на земле. Помешать преступникам пронести на борт воздушного судна оружие и взрывчатку призваны сотрудники служб авиационной безопасности (САБ). Об их работе "Итоги" рассказывают в рамках проекта "SOS в большом городе".

Самым сильным потрясением последних лет стала для многих демонстрация в прямом телеэфире террористической атаки в Нью-Йорке, когда пассажирские самолеты один за другим таранили башни Всемирного торгового центра. И первый вопрос, который люди задавали друг другу после того, как трагедия случилась: почему террористам-смертникам удалось захватить современные авиалайнеры? Специалисты российских служб авиационной безопасности считают, что трагедии можно было бы избежать, если бы кабины пилотов "боингов" были отделены от пассажирских салонов бронированными дверями. Кусок толстого металла с крепким замком сохранил бы тысячи человеческих жизней. Впрочем, Россия, прежде чем прийти к такому "простому" решению, тоже пережила трагедию: в октябре 1970 года отец и сын Бразинскасы захватили "Ан-24", следовавший из Батуми в Сухуми, и потребовали направить его в Турцию. При этом погибла бортпроводница Надежда Курченко. "С тех пор металлическая дверь в кабину пилотов согласно служебной инструкции запирается еще перед взлетом и открывается только по сигналу бортпроводников, - рассказывает глава Дирекции по авиационной безопасности Международного аэропорта Шереметьево Василий Кунашев. - По моему глубокому убеждению, приветливо открытая дверь в кабину пилота - своеобразная провокация, приглашающая террориста к захвату воздушного судна". Всплеск международного терроризма в 60-70-е годы - захваты и взрывы самолетов вызвали ответную реакцию: в течение жизни одного поколения родилась и выросла прежде невиданная система авиационной безопасности. В аэропортах появились интроскопы, просвечивающие багаж, металлоискатели, собаки, натасканные на поиск взрывчатки, и многое другое. Но как показал сентябрь 2001 года, борьба не окончена - те, кто замышляет террористические акты, ищут лазейки, чтобы обойти поставленные службой авиационной безопасности заслоны.

Уровни безопасности

Безопасность полета начинается на земле - это главное правило сотрудников САБ.

- Наша работа делится на видимую и невидимую, - рассказывает Василий Кунашев. - Сотрудники в униформе встречают авиапассажиров еще на подступах к аэровокзалу. Это первое кольцо безопасности, на которое возложена охрана периметра воздушного поля, автостоянок и всех прилегающих вспомогательных территорий, находящихся за пределами аэровокзального комплекса и аэродрома. Границы аэродрома охраняют также система видеонаблюдения и электронные датчики сигнализации, реагирующей на несанкционированное проникновение на режимную территорию. КПП аэропорта оборудованы самыми современными средствами контроля и досмотра автотранспорта, например стационарными приборами контроля уровня радиации "Янтарь".

Важным правилом "техники безопасности" является соблюдение уровней допуска персонала. Все без исключения сотрудники - техники, заправщики, операторы, водители спецавтотехники - имеют свой уровень допуска в строго определенную зону. В случае если в этой зоне появляется кто-то чужой, сигнал сразу поступает в службу авиационной безопасности. К счастью, до сих пор ни одной попытки проникновения террористов на аэродромное поле в Шереметьево не было. Зато было несколько курьезных случаев, когда нетрезвые молодые люди перепрыгивали через ограждения и пытались добежать до трапа самолета, на котором улетали их возлюбленные. Впрочем, дальше забора ни одному из них убежать не удавалось.

В самом здании аэровокзального комплекса несут службу сотрудники САБ в гражданской одежде: так удобнее вести наблюдение за большим количеством людей. Но едва ли не самая трудная и ответственная работа - это досмотр авиапассажиров. В группе на линии контроля работают пять человек - оператор рентгенотелевизионной установки-интроскопа, инспектор по личному досмотру, а также сотрудники, осуществляющие детальное обследование подозрительного багажа. Каждые 20 минут сотрудники группы меняются местами, для того чтобы у оператора интроскопа не "замыливался" глаз. Эта работа требует большого напряжения, в чем смогли лично убедиться корреспонденты "Итогов", поучаствовавшие в досмотре пассажиров рейса на Франкфурт-на-Майне.

Всевидящий "телевизор"

Главное в работе оператора интроскопа - максимальная концентрация внимания. На экране прибора чемоданы и сумки выглядят как расплывчатые контуры предметов различного цвета. "При идентификации роль играет все - начиная от очертаний и заканчивая едва различимыми оттенками", - объясняет сотрудник САБ Дмитрий. Содержимое чемодана - словно головоломка, но без права на ошибку. В голове у оператора проплывают образы тысяч и тысяч предметов и вариантов того, как в них можно спрятать запрещенные к провозу предметы.
- В последнее время работать стало значительно сложнее, - говорит Дмитрий. - Так, например, появились образцы пистолетов из керамики. Металлодетектор их просто "не видит". Если такой пистолет спрятать в сумку в разобранном виде, высока вероятность того, что он попадет на борт. Конечно, патроны для него мы сразу определим, но и самого оружия в руках террориста будет достаточно для того, чтобы заставить пилотов выполнять его требования. Поэтому оператор должен мгновенно анализировать ситуацию. Главное - не упускать из виду ни одной детали и полностью подавить в себе эмоции. Террористы могут идти на разные уловки - использовать плачущих детей, беременных женщин, инвалидов. Но эмоции не могут быть поводом для исключений при проверке. Кстати, и мы, сотрудники САБ, проходя в режимную зону, подвергаемся такой же проверке, как все авиапассажиры и сотрудники. Нельзя отвлекаться и на другие факторы. Например, при пересечении границы поста человеком с картинами или другими произведениями искусства нас волнуют только проблемы безопасности - не спрятано ли в них какое-то оружие. Все остальное - прерогатива таможни. Она проверяет законность перемещения через границу предметов искусства.

На наших глазах нескольких мужчин попросили снять дубленки, чтобы пропустить верхнюю одежду через интроскоп. Много хлопот причиняют сотрудникам службы авиационной безопасности веяния моды, например огромное количество в одежде металлических аксессуаров. Именно поэтому сотрудники САБ имеют при себе не только стационарный рамочный металлоискатель, но и портативный.

Совсем недавно в Шереметьево была установлена новая система предполетного досмотра с цветными мониторами, которая видит не только контуры предметов, но и определяет их плотность. Таким образом, удалось практически исключить возможность провоза в багаже безоболочных взрывных устройств, закамуфлированных, например, под книгу. О важности этой работы говорят цифры статистики. Только за последний квартал прошлого года сотрудниками шереметьевской САБ было выявлено 706 человек, пытавшихся пронести в самолет запрещенные предметы и вещества. При этом было изъято 23 единицы оружия, 92 единицы боеприпасов и пиротехнических изделий, а также около полутонны (!) различных легковоспламеняющихся жидкостей и ядовитых веществ.

Кроме личных вещей пассажиров, предполетному досмотру подвергается все, что попадает на борт, начиная от багажа и заканчивая бортпитанием. Даже командир воздушного судна не может пройти в режимную зону без тщательной проверки и досмотра. Все эти меры закреплены Воздушным кодексом РФ.

Основное оружие сотрудников САБ - опыт. После нескольких лет службы инспекторы начинают видеть пассажиров насквозь лучше всякой рентгеновской установки.

- Случайных людей у нас нет, - говорит Василий Кунашев. - Практически все сотрудники пришли к нам из органов МВД, ФСБ, таможенной службы и армейских подразделений. Естественно, к работе они допускаются после обучения в наших подготовительных центрах. Попадают к нам и после профильных институтов, в которых уже несколько лет существуют кафедры подготовки специалистов по авиационной безопасности. Как и во всех службах, наши сотрудники постоянно проходят переподготовку, сдают экзамены и получают соответствующие квалификации, звания. Не реже четырех раз в год мы проводим тренировки по сигналу "Набат" (захват воздушного судна). В ходе этих учений отрабатывается взаимодействие с силовыми подразделениями, спасателями и медиками.

В штате САБ числятся также кинологи с уникальными собаками - метисами лайки и шакала. У этих собак очень острый нюх, который позволяет обнаруживать в багаже пассажиров взрывчатку. Кинологические группы постоянно обследуют всю территорию аэровокзала и аэродромные сооружения. Кроме старого доброго собачьего носа, используются и самые последние достижения научной мысли. Например, газоанализаторы, запрограммированные на обнаружение взрывчатых веществ. Они бывают как стационарные, так и переносные. Принцип их действия таков: обследуемый предмет обдувается струей теплого воздуха, который потом поступает в специальный тестовый отсек прибора, где и производится экспресс-анализ на наличие взрывчатки.

Глупые шутки

К счастью, настоящие террористы наносят удары не каждый день, а вот кто действительно досаждает службе авиационной безопасности постоянно, так это террористы телефонные. Согласно внутренней инструкции САБ обязана реагировать на каждый звонок с сообщением о заложенной в самолете бомбе. По каждому звонку проводится самая тщательная проверка с использованием собак, спецтехники и огромного количества людей. О масштабах телефонного терроризма можно судить по таким цифрам: только за последние пять дней прошлого года в шереметьевскую САБ поступило 56 сообщений о заложенных бомбах. Все они были тщательно проверены, и, к счастью, ни одно не подтвердилось.

Телефонные террористы, по словам Василия Кунашева, делятся на две категории - шутники и опаздывающие. Последние таким образом надеются задержать вылет самолета. Эту категорию "террористов" обычно удается быстро выявлять и привлекать к административной, а иногда и уголовной ответственности. С праздными шутниками все обстоит гораздо сложнее. Вот самый свежий пример. Около 70 звонков о заминировании аэропорта Шереметьево сделали в службу "02" трое братьев 10, 12 и 17 лет, проживающие в деревеньке Талдомского района Подмосковья. Более месяца они терроризировали САБ. Вычислить их было крайне сложно - они звонили в милицию с мобильного телефона без SIM-карты, поскольку функции всех сотовых телефонов позволяют делать звонки в чрезвычайные службы, даже не подключаясь к сети. После многоходовой операции братьев-шутников все-таки удалось вычислить.

Много хлопот инспекторам САБ доставляют и шутники иного рода, которые при прохождении контроля на совершенно серьезный вопрос, есть ли в багаже оружие или боеприпасы, отвечают: "Конечно есть, вот бомбу в подарок везу". Однако инспекторы совершенно невосприимчивы к таким шуткам. Шутника немедленно снимают с рейса. И он сам, и его багаж подвергаются самому тщательному досмотру, в котором вместе с сотрудниками САБ уже принимают участие и милиционеры. Странно, что подобными шутками грешат не только подвыпившие молодые люди, но и вполне статусные особы. Так, совсем недавно за такую проделку был снят с рейса высокопоставленный дипломат одной из стран СНГ.

Пассажиры бывают разные

По оперативным данным ФСБ и МВД, представители террористических группировок постоянно предпринимают попытки нащупать слабые места в работе служб авиационной безопасности. За последние два-три года из разных городов страны поступали сведения о том, что преступники могут попытаться пронести на борт самолета боевое оружие, спрятав его в самых неожиданных местах: под одеждой детей, среди игрушек, в книгах, обуви, двойном дне чемоданов и даже в клетках с домашними животными. В ответ специалисты САБ постоянно меняют систему обеспечения безопасности на этапе предполетного досмотра пассажиров и багажа. Так, например, в Шереметьево нет четкого графика проверок аэровокзальных помещений. Будь этот график, террористы могли бы его вычислить и воспользоваться временем между проверками для закладки взрывного устройства. И потому досмотр производится постоянно, но он совершенно незаметен для пассажиров.

Система авиационной безопасности во всем мире в первую очередь ориентирована на то, чтобы не допустить проникновения на борт воздушного судна оружия и взрывчатых веществ. Как сделать так, чтобы эта система работала без сбоев? Российские авиационные специалисты считают крайне необходимым создание в ближайшее время многоуровневой системы безопасности, невосприимчивой к ошибкам "человеческого фактора". В ее основу будет положена агентурная информация, а также анализ поведенческой модели людей, находящихся на территории аэровокзального комплекса. Например, если пассажир представляет потенциальную угрозу (состоит на учете в правоохранительных органах или проявляет нервозность при приближении к пункту контроля), он должен быть подвергнут более тщательному досмотру. Пассажиры же, потенциально менее опасные, такие, как участники бонусных программ, могут проходить минимальный досмотр. Такая система успешно применяется в израильском аэропорту Бен Гурион. Некоторые московские аэропорты уже начинают работать по подобной схеме. В частности, в Шереметьево начали отходить от так называемых безмолвных проверок. Ряд вопросов, пусть даже и совершенно незначительных, заданных пассажиру при прохождении досмотра, может сказать квалифицированному специалисту очень многое. Поэтому не удивляйтесь, если в ближайшее время на предполетном досмотре, заглядывая в ваш паспорт, сотрудники службы авиационной безопасности попросят вас назвать фамилию, имя, отчество или дату рождения. Все это делается исключительно в интересах вашей же безопасности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка