О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ВВС США начинают проектирование истребителя следующего поколения NGAD

Пентагон раскрыл новые подробности работ по перспективной программе NGAD (Next-Generation Air Dominance). Прямо сейчас участники начинают полноценную разработку будущего истребителя 6 поколения, а позже начнут готовить производство опытной машины

Пентагон раскрыл новые подробности работ по перспективной программе NGAD (Next-Generation Air Dominance). Прямо сейчас участники начинают полноценную разработку будущего истребителя 6 поколения, а позже начнут готовить производство опытной машины. На эти работы планируют потратить несколько лет, благодаря чему серийные самолеты могут появиться в строевых частях до конца десятилетия.

По официальным данным

Программа разработки "истребителя следующего поколения" NGAD была запущена в 2015 г. В течение нескольких следующих лет ВВС США и их подрядчики проводили различные исследования и определяли требования к будущему самолету, его оптимальный облик и т.д. В сентябре 2020 г. стало известно, что в рамках программы был построен и испытан в воздухе некий демонстратор технологий. При этом полноценная разработка будущего авиационного комплекса не начиналась.

Новые сведения о проекте NGAD прозвучали 1 июня в ходе конференции американского Heritage Foundation. На мероприятии выступил министр ВВС Фрэнк Кендалл III. Издание Defense News приводит наиболее интересные его заявления, затрагивающие тему истребителя 6 поколения.

По словам министра, сейчас проект NGAD переходит на стадию "проектирования, изготовления и разработки" (engineering, manufacturing and development - EMD). В ходе этих мероприятий будет выполнен технический проект, по которому затем построят первый опытный самолет. Итогом начатой стадии станет запуск серийного производства и поступление техники в войска с последующим выходом на начальную оперативную готовность (initial operating capability - IOC).

Технические подробности программы не приводились, но министр раскрыл некоторые другие любопытные данные. Так, Ф. Кендалл подтвердил, что NGAD по-прежнему рассматривается не как конкретный самолет, а как семейство систем или авиационный комплекс. На единой платформе и общих решениях создадут несколько образцов авиационной техники. В частности, планируется разработать пилотируемый истребитель и беспилотный "верный ведомый" для совместного использования с ним.

Проблема сроков

Также министр обратил внимание на сроки выполнения работ. По его словам, обычно от запуска EMD по новым самолетам до начальной готовности проходит около семи лет. С момента старта NGAD уже прошел этот срок, но пока речь шла только о предварительных исследованиях. Теперь же начинается разработка, и можно отсчитывать годы до завершения проекта. Ф. Кенделл ожидает, что IOC будет достигнута уже в этом десятилетии.

При этом министра не устраивают актуальные сроки выполнения работ. Ему хотелось бы, чтобы новые разработки быстрее проходили все этапы разработки и попадали в войска. Так, в текущей системе разработка нового изделия начинается с экспериментов и демонстраций технологии - и только после этого стартует полноценное проектирование. Ф. Кендалл заявил, что его "не интересуют демонстрации и эксперименты", если они не являются жизненно важными для проекта.

Необходимо как можно скорее переходить к проектированию, что позволит быстрее получить все желаемые результаты. Подобный подход, по мнению министра, сейчас требуется в нескольких перспективных областях. К примеру, необходимо ускорить работы по БПЛА для сопровождения пилотируемой авиации.

Относятся ли эти идеи и предложения к авиационному комплексу NGAD, не сообщается. При этом нужно учесть, что этот проект отличается большой сложностью и до сих пор находился на ранних исследовательских стадиях. Вероятно, теперь его не будут ускорять - по очевидным причинам.

Секретные разработки

Министр ВВС раскрыл общую информацию о текущих работах, но самые интересные данные о программе NGAD по-прежнему остаются закрытыми. Известны лишь некоторые особенности проекта, тогда как точные требования, состав семейства, облик летательных аппаратов и т.д. еще не раскрывались. Кроме того, пока не сообщалось о проведении конкурсного этапа и выборе одного из подрядчиков.

Впрочем, ВВС уже представляет примерный уровень цен на новую технику. В апреле Ф. Кендалл заявил в Конгрессе, что базовый истребитель семейства NGAD будет стоить сотни миллионов долларов - больше, чем любой другой современный боевой самолет или БПЛА.

По известным данным, основой семейства станет летательный аппарат-платформа модульной архитектуры. Это будет малозаметный сверхзвуковой самолет с возможностью интеграции кабины пилота / пилотов или установки развитого автопилота с искусственным интеллектом. Предполагается, что именно для NGAD разрабатывается новый "адаптивный" двигатель Adaptive Engine Transition Program (AETP).

Точный облик самолета, способного выполнить требования Пентагона, остается неизвестен. В открытых публикациях фигурируют изображения двухдвигательного "летающего крыла" с внутренними грузоотсеками. Пилотируемая и беспилотная версии отличаются внешне только наличием фонаря кабины.

Прежде всего, в комплекс включается пилотируемый истребитель-бомбардировщик "6 поколения", по своим функциям похожий на существующие машины, но превосходящий их по характеристикам. Также должны появиться БПЛА разведывательно-ударного назначения, способные работать по одному или в группе, в т.ч. под управлением самолета. Очевидно, что представители семейства NGAD смогут взаимодействовать и с техникой других типов, а также работать в общих контурах управления межвидовыми группировками.

Разные представители семейства будут получать то или иное целевое оборудование, радиотехнические системы и вооружение. В частности, требуется радиоэлектронное оборудование нового поколения, такое как развитый набор средств освещения обстановки.

На первом этапе NGAD должен будет нести существующие средства поражения - управляемые бомбы и ракеты актуальных и перспективных типов. В дальнейшем не исключается интеграция оружия "на новых физических принципах". Если промышленность сможет решить соответствующие технические задачи, истребители и БПЛА вооружат лазерами или иными особыми средствами.

Прорывы и трудности

В целом речь может идти о ряде технических, технологических и тактических прорывов. Впрочем, официальная информация об особенностях и возможностях будущего семейства NGAD пока отсутствует, и это серьезно затрудняет реалистичные прогнозы и оценки.

Вполне вероятно, что реальный проект будет проще и скромнее высказываемых предположений. В ходе предыдущей исследовательской стадии ВВС и промышленность должны были определить реальность тех или иных предложений и пожеланий, а также уточнить окончательное тактико-техническое задание. От некоторых требований могли отказаться или отложить их выполнение на более поздний срок - ввиду излишней сложности.

Помимо технических задач ВВС и подрядчикам предстоит решить вопросы тактического и эксплуатационного характера. В первую очередь, придется создать и отработать методики совместной работы пилотируемых самолетов и БПЛА. Уже создан и испытывается целый ряд экспериментальных "верных ведомых". По всей видимости, опыт этих проектов учтут в беспилотной части программы NGAD.

Последние заявления министра ВВС могут указывать на то, что основные теоретические вопросы программы NGAD были успешно решены в ходе предыдущей исследовательской стадии. Подобные успехи дают возможность перейти к EMD, а также позволяют оценить сроки проведения всех следующих работ. При этом в Пентагоне проявляют определенный оптимизм и полагают, что новый проект займет столько же времени, сколько и предыдущие.

Смена поколений

Таким образом, ВВС США продолжают закупку современных истребителей и уже работают над авиационной техникой следующего поколения. Более того, сложный перспективный проект, к которому предъявляются особые требования, стартовал еще несколько лет назад и к настоящему времени успел пройти первые стадии.

Теперь Пентагон и подрядчики запускают полноценную разработку, а также составляют график работ на обозримое будущее. Новый самолет может появиться, пройти испытания, поступить в серию и попасть в войска уже до конца десятилетия. Конечно, если планы министерства ВВС реалистичны, а промышленность справится с их реализацией. При этом можно ожидать, что Пентагон и промышленность вскоре начнут публиковать новые любопытные данные о перспективном проекте....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка