О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проводники воздушных трасс

Что стоит за довольно длинным названием Верхнетоемского отделения Котласского филиала ГУДП "Архангельскаэронавигация", которое можно увидеть в телефонном справочнике района, знают немногие.

Чем занимается данная организация и кто там работает, мне помогли узнать её начальник П.Г. Гурьев и диспетчер A.M. Мирковский. Трудовой стаж Петра Геннадьевича на данном объекте насчитывает двадцать лет, а Александр Мечиславович трудится здесь с 1987 года. Так что оба знакомы с тонкостями работы и нынешними трудностями не понаслышке. Всего на вспомогательном местном диспетчерском пункте, совмещённом с командным диспетчерским пунктом местных воздушных линий, числится десять человек. Из них четыре диспетчера, два радиотехника, один инженер радионавигации и связи, он же старший отделения, один шофёр, два сторожа.

Диспетчерский пункт в Верхней Тойме имеет большое значение в пределах области. Дело в следующем: когда работа аэропортов сводилась на нет, они закрывались, а вместе с ними сворачивали свою работу и диспетчерские пункты, аналогичные верхнетоемскому. Так были закрыты соседние шенкурский, березниковский, горковский, красноборский. Их зоны перешли к нашему, увеличив, таким образом, общую площадь, на которой теперь верхнетоемским диспетчерам приходится работать. Закрыть же пункт в Тойме не представляется возможным. Если его не будет, то для диспетчерских служб Котласа и Архангельска обслуживаемый сейчас Верхнетоемским отделением район будет мёртвой зоной, в которой нельзя будет наблюдать ни одно воздушное судно.

Так что вспомогательный местный диспетчерский пункт будет действовать. То есть заниматься проводкой самолётов и вертолётов санитарных рейсов, в летний период - пожарных, в течение всего года транзитных и чартерных рейсов. Снизилось количество бортов в небе, с трёх до полутора тысяч метров снизилась высота, в которой работают диспетчеры, но забот всё равно хватает. Особенно в пожароопасный период, когда приходится обслуживать три маршрута по шенкурской зоне и один по территории нашего района. Постоянная готовность должна быть и по приёму санитарных рейсов, ведь неприятность может случиться в любой момент и в любой точке обслуживаемой зоны. Поэтому даже в выходные дни дежурный диспетчер должен быть возле домашнего телефона, равно как и начальник отделения. Если сейчас в будний день на связи находятся до трёх дня, то летом дежурство продолжается с раннего утра и до позднего вечера.

В обязанности работников пункта входит отныне наблюдение за погодой. Раньше этим, впрочем, как и сейчас, занимается районная метеослужба. Но по ряду причин, главным образом экономических, они отделились от аэронавигации, и предоставление информации о погоде теперь осуществлять можно только за деньги. Вот и приходится самостоятельно отмечать давление воздуха, скорость и направление ветра, видимость. Но всё же работа по наблюдению за погодой ведётся только до определённых пределов, когда погодные условия не сложные. При ухудшении погоды за информацией обращаются к метеорологам - специалистам в этом деле.

Трудности связаны главным образом с оборудованием. Любое устройство имеет определённый ресурс, который определяет завод-изготовитель. В случае его окончания необходимо продление ресурса. По словам Петра Геннадьевича, у них нет ни одного устройства, у которого бы не закончился ресурс, а у некоторых он продлён по 3-4 раза. Единственный новый локатор был в прошлом году демонтирован и вывезен. Осталось разномастное оборудование, добавляющее сложностей в работе.

За счёт увеличения зоны добавились трудности с радиосвязью. Если раньше можно было охватывать всю свою рабочую область в УКВ-диапазоне, то теперь приходится использовать и КВ-диапазон, а иногда выходить на связь с судами, идущими на большой высоте, чтобы те в свою очередь связались с тем бортом, который должен выйти на диспетчерский пункт. Всё это хотя и многодельно, но осуществимо, чему немало способствует опыт диспетчеров. Об ответственности такой должности говорит тот факт, что к работе диспетчера, несмотря на его многолетний опыт, могут допустить только лишь после ста часов стажировки и экзаменовки.

Немаловажной проблемой на сегодня является содержание вертолётной площадки. Оно находится в ведении местной администрации, которая заключает договор с организациями на чистку этого участка. Раньше содержанием занималась "Паленьга", а теперь ОАО "Верхнетемское ДУ". Но, как сказал П.Г. Гурьев, сейчас качество работ очень низкое, площадку запустили. Так что если вдруг понадобится санрейс, из-за невозможности посадки диспетчер вынужден будет ему отказать. Наилучшим выходом считают заключить договор на обслуживание опять с "Паленьгой". Дело это серьёзное, и от качества площадки может зависеть жизнь человека.

Ну, а в целом можно сказать, что работники Верхнетоемского отделения Архаэрона- вигации без дела не останутся. Как были нужны, так и будут востребованы в будущем. Главное, что обслуживание "глухой" зоны находится в опытных руках....
Авторские права на данный материал принадлежат «Пресса Архангельской области». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка