О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

С первого апреля российское небо станет свободным

Квотирование на внутренних авиалиниях будет отменено с 1 апреля этого года. С таким предложением выступил на прошедшем в конце прошлой недели совещании первый заместитель министра транспорта России Александр Нерадько. Большинство собравшихся поддержали руководителя ГСГА, ратующего за либерализацию рынка авиаперевозок и создание равных условий для авиакомпаний, однако потребовали создания альтернативной системы контроля. Дата отмены квотирования даже была внесена в решение совещания. Однако, как выяснилось позже, окончательное решение было снова отложено. Как стало известно RBC daily, этот вопрос в очередной раз будет обсуждаться на заседании правительства 18 марта, и, возможно, дата отмены квотирования будет перенесена. По мнению аналитиков, нерешительность авиационных властей связана с опасениями появления хаоса на рынке перевозок после отмены квотирования. Как не раз говорил в своих выступлениях Александр Нерадько, ГСГА опасается появления на рынке так называемых "подснежников" - перевозчиков (чаще всего крупных), работающих на маршруте только в период сезонного подъема. В связи с этим на вчерашнем заседании г-н Нерадько взял обещание с авиаперевозчиков принять участие в разработке системы контроля за соблюдением параметров лицензий, выдаваемых авиакомпаниям.

Квотирование перевозок на внутрироссийских линиях появилось в России в момент распада СССР и выхода на рынок большого количества частных авиакомпаний. Суть его заключается в том, что чиновники Минтранса искусственно ограничивают количество рейсов между некоторыми авиаузлами в зависимости от прогнозируемого числа пассажиров, а также пропускной способности принимающего аэропорта. Правда, заквотированных линий на данный момент уже осталось мало: если к началу 2003 года их было 24, то теперь - всего 12. Самые "вкусные" из них, как говорят сами перевозчики, - это рейсы между Москвой и региональными центрами. Авиационные власти под давлением крупных перевозчиков давно уже говорят о том, что "никакого удовольствия от режима квотирования авиалиний не испытывают", однако принятие окончательного решения все время затягивается. Дело в том, что, несмотря на все разговоры о либерализации рынка и создании равных условий, отмена квотирования, по сути, может привести к прямо противоположному результату. Сейчас за счет системы квотирования выживают многие местные перевозчики, которые, используя "лобби" региональных властей, могут не пускать на рынок таких "монстров", как "Аэрофлот" и "Трансаэро". Понятно, что в условиях, когда крупные перевозчики активно рвутся осваивать региональные рынки, они выступают резко против существующей системы квотирования.

"Вопрос об отмене квотирования остро встал для "Аэрофлота" примерно четыре года назад, когда мы стали активно выходить на рынок внутрироссийских перевозок, - сказал RBC daily представитель "Аэрофлота". - Так, нам не удается начать полеты в Красноярск, Южно-Сахалинск и другие города, где сильно лобби региональных авиакомпаний, которые фактически монополизировали данные направления". Однако другие авиакомпании, не столь любимые авиационными властями, куда более осторожны в своих оценках. Признавая в целом необходимость отмены квотирования, они подчеркивают два момента. Первый - чтобы действительно создать свободную конкуренцию среди перевозчиков, авиационным властям необходимо перестать выделять "особые преференции" некоторым из них. "Квотирование на внутренних линиях постепенно уходит в прошлое, - сказал RBC daily представитель пресс-службы авиакомпании "Сибирь" Евгений Филянин. - Однако, отменяя квотирование, необходимо одновременно принимать и другие, ещё более важные для честной конкуренции меры - отделять аэропорты от авиакомпаний, обеспечивать равные возможности в приобретении современных самолётов и в других аспектах авиационной деятельности. Иначе отмена квотирования, которая сама по себе является оправданным шагом, при сохранении других ограничений может привести к усилению неравенства возможностей перевозчиков".

Требование большинства перевозчиков (исключая "Аэрофлот" и "Трансаэро") - взамен существующей системы квотирования ввести другой вид контроля за внутрироссийскими перевозками. В противном случае, как полагают эксперты, это может привести к еще большей монополизации маршрутной сети крупными перевозчиками, вымиранию региональных компаний и дальнейшему "перекосу" маршрутной сети в сторону центров. "Полное дерегулирование авиарынка возможно лишь при абсолютном равенстве условий для его участников, - сказал RBC daily генеральный директор "КрасЭйр" Борис Абрамович. - Сегодня это далеко не так. И лоббируют либерализацию те, кто находится сегодня в заведомо лучших условиях. Я имею в виду парк самолетов, неэксплуатационные источники доходов, эксклюзивные коммерческие права и т.п. Поэтому либерализация не может произойти одномоментно. Иначе она станет актом, закрепляющим неравенство субъектов авиационного рынка".

Впрочем, как пояснил RBC daily источник в авиационных кругах, ГСГА все равно будет вынуждена отменить квотирование, так как это предусмотрено Концепцией развития гражданской авиации. Другой момент - что авиационные власти до сих пор не решили, как им организовать альтернативную систему контроля. Существуют разные предложения - к примеру, выдавать лицензии с условиями, запрещающими перевозчикам демпинговать на выгодных линиях. Еще один способ регулирования, озвученный советником генерального директора авиакомпании "КрасЭйр" Андреем Егоровым, - не допускать снижения занятости провозных емкостей ниже определенного порога, что должно являться предметом государственного регулирования при отмене квотирования. "То есть если авиакомпания поставила свое воздушное судно на маршрут и недобирает там пассажиров, ее прогоняет с линии уполномоченный государственный орган контроля, - поясняет RBC daily источник. - Это означает, что преимущества будут у того перевозчика, у которого налажены стабильные связи на этой линии, у него загруженность рейсов будет далеко за 70%, правда, при условии, что крупные перевозчики не будут демпинговать". Проблема в том, что у авиационных властей пока не хватает времени на то, чтобы наладить такую систему контроля и выработать четкую концепцию регулирования этих вопросов. Видимо, поэтому чиновники ГСГА предложили заняться этим самим перевозчикам. "Перевозчики не против отмены квотирования, но с оговорками продолжения контроля в той или иной форме, - говорит источник. - Только заниматься вопросами налаживания альтернативного контроля ГСГА не хочет. Поэтому в ультимативной форме требует от перевозчиков: мол, отменяем, а вы придумайте, как контроль наладить"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка