О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

UTair пошла по рукам

Как стало известно RBC daily, структуры, близкие к группе компаний "Регион", аккумулировали около 20% акций авиакомпании UTair. Основным владельцем пакета ценных бумаг выступает Финансово-промышленный банк (Москва), принадлежащий приблизительно поровну группе "Альянс" и группе компаний "Регион". В непосредственной собственности инвестиционной компании "Регион" находится только 5,9% акций авиакомпании. Новые акционеры не отрицают, что им принадлежит крупный пакет акций UTair, но говорят, что их интерес к бумагам носит "краткосрочный торговый интерес". Между тем группа "Регион" - это уже третья компания, ставшая владельцем крупного пакета акций UTair за последнее время. Возможно, это указывает на то, что никто не хочет становиться миноритарным акционером авиакомпании, находящейся в тяжелом финансовом положении и к тому же фактически контролируемой местными властями и собственным менеджментом.

ОАО "Авиакомпания UTair" - единственная из пятерки крупнейших российских авиакомпаний, снизившая перевозки пассажиров в 2003 г.: на 2,7%, до 1 538 тыс. человек. Перевозки транспортной авиацией UTair (самолетами) увеличились в минувшем году всего на 4% - до 1 288 тыс. человек (средний рост по отрасли составил 11%, у лидеров - свыше 15%), а перевозки вертолетами резко упали (на 27,1%) - до 250 тыс. человек. Это отразилось и на финансовом состоянии компании: по итогам 9 месяцев UTair получила убыток в размере 244 млн руб. при выручке 4,5 млрд руб. Крупнейшими акционерами авиакомпании являются правительство Ханты-Мансийского автономного округа (25%) и администрация города Сургута (18,8%). Свыше 3% акций авиакомпании обращается в форме ADR на западных биржах, а 12,7% находится в номинальном держании ДКК. До недавнего времени 20,7% акций UTair находилось в управлении ЗАО "Центральное инвестиционное агентство" (Москва). В начале февраля стало известно, что этот пакет акций сменил владельца. Сначала им стал Банк развития предпринимательства (БРП), а теперь среди акционеров авиакомпании "засветились" структуры, близкие к группе компаний "Регион".

По информации RBC daily, Финансово-промышленный банк аккумулировал около 20% акций авиакомпании UTair. Крупными акционерами Финпромбанка являются структуры, связанные с основными акционерами инвестиционной компании "Регион" (в частности, председателем правления банка является председатель совета директоров ИК "Регион" Анатолий Гончаров). По оценке RBC daily, структурам группы принадлежит около 45,8% капитала банка (а группе "Альянс" - 43,5%). Часть акций (2,1%) UTair банк приобрел еще осенью на аукционе РФФИ за 21,3 млн руб., а в феврале увеличил свой пакет за счет приобретения акций у БРП. В Финпромбанке не стали подтверждать или опровергать данную информацию. Сотрудник банка заявил RBC daily, что интерес к ценным бумагам авиакомпании носит "краткосрочный торговый интерес".

Слова банковского клерка подтверждает и сделка по размещению векселей авиакомпании. Весь объем третьего транша векселей UTair (400 млн руб.), размещенных ИК "Регион" 10 февраля, выкупил Финпромбанк, причем часть ценных бумаг была оплачена деньгами, а часть - акциями самой авиакомпании (около 5,9% УК). В результате теперь акционером UTair стала и сама ИК "Регион". В инвестиционной компании RBC daily не смогли прокомментировать свой интерес к UTair и столь странный способ оплаты векселей Финпромбанком. Начальник службы по связям с общественностью авиакомпании Игорь Блинов отнесся к появлению новых акционеров спокойно. "К нам пока не поступало никаких требований [по проведению внеочередного собрания] от новых акционеров", - заявил он RBC daily. Господин Блинов затруднился оценить, чем может быть вызван интерес "Региона" к авиакомпании.

Между тем интерес "Региона" к UTair вполне понятен: это комиссия организатора вексельной программы и, возможно, услуги андеррайтера и финконсультанта планируемого облигационного займа на 1 млрд руб. Большего "Регион" вряд ли хочет и вряд ли добьется, поскольку, во-первых, UTair полностью контролируется властями ХМАО и собственным менеджментом, а во-вторых, находится в тяжелом финансовом положении. На конец третьего квартала 2003 г. кредиторская задолженность компании достигла 2,54 млрд руб., большая часть имущества (1,22 млрд руб.) была заложена по кредитам банков и под поручительства в отношении третьих лиц, а генерируемая прибыль только на 80% покрывала платежи по текущему обслуживанию долгов, что подталкивало компанию к новым заимствованиям. В самой компании, правда, придерживаются более оптимистического взгляда на свои финансы и планируют по итогам 2003 г. получить 71 млн руб. чистой прибыли. Для этого авиакомпании в четвертом квартале минувшего года (по плану) пришлось заработать только 1,5 млрд руб., но получить 315 млн руб. чистой прибыли (рентабельность 21,5%). Что мешало UTair так эффективно работать в течение всего года, непонятно.

Одной из причин ухудшения показателей авиакомпании, по словам специалистов, является структура авиаперевозок UTair. Если в 2002 г. в структуре выручки на долю вертолетных перевозок компании приходилось около 40%, причем более половины было заработано за рубежом, по программам ООН, то прошлый год стал в этом отношении провальным. Доля доходов от международной деятельности снизилась до 8,6%, на внутреннем рынке также произошел значительный спад. Главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Комаров объясняет это спецификой вертолетного бизнеса в России, и особенно в Западной Сибири. "Основная часть перевозок связана с геологоразведочными работами, и до 2002 г. каждая нефтяная компания была обязана вкладывать часть своего дохода в них, - заявил RBC daily г-н Комаров. - После того как подобная норма была отменена, объем работ существенно снизился, что, вероятно, и отразилось на использовании вертолетов UTair". В результате гордость авиакомпании - 184 вертолета - стала главной причиной ее неэффективности....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка