О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В ЦМ ВВС действует открытая выставка о первой в мире женщине, осваивавшей реактивную авиацию

Выставка о легендарной "бабушке русской авиации" открыта в ЦМ ВВС. Она приурочена к 85-летию Ольги Николаевны Ямщиковой

Выставка о легендарной "бабушке русской авиации" открыта в ЦМ ВВС. Она приурочена к 85-летию Ольги Николаевны Ямщиковой. Именно эта женщина-испытатель впервые в мире подняла в небо реактивный самолет. Стенды, повествующие об удивительных и малоизвестных деталях ее биографии, выставленные в ЦМ ВВС, привлекли большое внимание его посетителей.

А жизнь ее поначалу начиналась так же, как и у многих ровесниц и ровесников. Она родилась в июне 1914 г. в городе Вятке (ныне - Киров) в крестьянской семье. С 1928 года жила в Ленинграде, где училась в школе-десятилетке.

Но потом ее судьба круто изменилась. В 14 лет Оля начала трудовой путь на аэродроме Ленинградского аэроклуба. Работала мотористом школы летчиков ОСОАВИАХИМА на тракторе и развозила бочки с горючим, мыла самолеты. 16-летняя девушка по путевке горкома комсомола пришла в Ленинградскую школу авиационных мотористов, которую окончила в 1932 году. Будучи курсантом школы авиамотористов, в том же году Ольга совершила первый самостоятельный полет на учебном самолете У-2.

Затем девушка училась в Центральной летной школе летчиков-инструкторов в подмосковном Тушино, потом в Центральной высшей парашютной школе. После ее окончания в Ленинград и стала работать инструктором в аэроклубе. Своим становлением ей обязаны свыше 100 летчиков и 500 парашютистов.

В 1935 году О.Ямщиковой вместе с летчицами-инструкторами Ленинградского аэроклуба В.Стручко и Л.Каратаевой за отличную работу поручили доставить в Коктебель к планерному слету "воздушный поезд". Он состоял из трех планеров Г-9, буксируемых самолетом Р-5. Планеры соединялись между собой тросами длиной 120-130 метров. В ходе этого перелета летчицы показали высший пилотаж: одновременно взлетали, выполняли воздушные виражи и приземлялись. С 23 по 26 сентября за 14 летных часов "воздушный поезд" преодолел расстояние в 1950 км. Это был мировой рекорд буксировки на дальние расстояния.

В 1938 г. Ленинградский обком комсомола направил О.Ямщикову на учебу в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е.Жуковского и стала первой женщиной-слушателем.

А потом началась Великая Отечественная война. По окончанию обучения в 1942 году Ольга Ямщикова была направлена помощником военпреда на авиазавод № 153 в г. Новосибирск, где принимала истребители Як-7 и Як-9. Ольга неоднократно подавала рапорты с просьбой отправить ее в действующую армию. Их удовлетворили только осенью 1942-го, когда пришло извещение о гибели ее мужа-летчика. Ольгу назначили командиром эскадрильи 586-го женского истребительного авиационного полка (иап), созданного по инициативе знаменитой М.Расковой. В этом полку она провоевала почти до самого конца войны, пройдя с боями от Сталинграда до Вены. Была тяжело ранена. Всего совершила 217 успешных боевых вылетов, провела 93 воздушных боя, в которых сбила 3 фашистских самолета.

В 1945 года капитан Ольга Ямщикова была откомандирована на испытательную работу в ГК НИИ ВВС, где занималась испытаниями новейшей реактивной авиационной техники. 7 июня 1947 года Ольга Николаевна впервые подняла в небо реактивный самолет. Это был истребитель МиГ-9 (представлен в экспозиции музея). Таким образом Ольга Ямщикова стала первой женщиной - летчиком-испытателем в истории мировой реактивной авиации.

Всего Ольга Николаевна освоила около 50 типов самолетов, совершила свыше 8000 полетов, налетав около 3000 часов и не допустив ни одной аварии или поломки техники (это более 4 месяцев непрерывного полета.

Она прослужила в авиации 25 лет, став летчиком-испытателем 2-го класса. Награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Трудового Красного Знамени, Великой Отечественной войны 1-й ст., медалями.

Скончалась 31 июля 1982 г. и похоронена на кладбище "Леониха" Щелковского района Московской области.

С этими и многими другими подробностями посетители ЦМ ВВС смогут наглядно ознакомиться. осматривая выставку, представленную на стендах, подготовленных отделом научно-экспозиционной работы ЦМ ВВС....
Авторские права на данный материал принадлежат «Монино - музей ВВС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка