О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Авиалесоохрана": почти век на страже леса

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают работники ФБУ "Авиалесоохрана" России - именно 7 июля считается днем рождения службы

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают работники ФБУ "Авиалесоохрана" России - именно 7 июля считается днем рождения службы.

В эти жаркие летние дни пожарные и летчики продолжают вести борьбу с огненной стихией. Такая нелегкая работа требует не только профессиональной подготовки и мужества - необходимо надежное и эффективное оборудование.

Холдинги Ростеха долгие годы сотрудничают с "Авиалесоохраной", создают для нее современную, безопасную технику. О некоторых противопожарных разработках Корпорации - в нашем материале.

История легендарных огнеборцев

Еще в начале прошлого столетия отечественной лесной наукой был сформулирован главный принцип борьбы с пожарами - ранее обнаружение и ликвидация способны уменьшить затраты на тушение, избежать разрушительных последствий. Помочь реализовать это на деле в нашей стране с ее огромными лесными просторами помогла авиация, становление которой как раз и пришлось на тот период.

Днем рождения "Авиалесоохраны" принято считать 7 июля 1931 года, когда с аэродрома городка Урень Нижегородской области впервые специально для авиапатрулирования лесных угодий поднялся самолет По-2. Различные модификации этого легендарного биплана успели послужить "защитниками" лесов, позже к ним присоединились и самолеты-амфибии Ш-2. Так появилась необходимость образования новой профессии - лесной летчик-наблюдатель. Следует отметить, что многие летчики "Авиалесоохраны" в годы Великой Отечественной войны пополнили состав ВВС Красной Армии. При этом в военное время авиационная охрана лесов не прекращалась, а к 1944 году даже удалось увеличить охраняемую площадь и парк воздушных судов.

Авиационный парк "Авиалесоохраны" пополнялся с появлением новых самолетов, позже к ним добавились и вертолеты. Особенно мощное развитие службы пришлось на 1970-1980-е годы - отечественная система охраны лесов стала одной из самых эффективных в мире. Многие технологии в стране были испробованы впервые специалистами "Авиалесоохраны", такие как искусственное вызывание осадков, десантирование людей на спусковых устройствах с вертолетов, использование взрывчатки для тушения пожаров.

"Авиалесоохрана" продолжает стоять на страже российских лесов. Напомним, что в зоне активной охраны находится более половины площади лесного фонда страны, а это почти 500 млн гектаров.

Дожди по заказу: как стреляют в облака пиропатронами

Ежегодно Ростех поставляет "Авиалесоохране" несколько тысяч пиропатронов для вызова осадков. Эта разработка НИИ прикладной химии (НИИПХ) очень помогает в борьбе с огненной стихией, особенно в отдаленных регионах, куда сложно добраться наземной технике.

Облака обстреливаются из самолета специальными патронами с зарядом из йодистого серебра. Каждый пиропатрон весит примерно 80 граммов и сгорает за секунды. Примерно через полчаса продукты горения йодистого серебра вызывают образование дождевого фронта. Стоит отметить, что без такого "обстрела" облака могут спокойно перемещаться по небу, так и не пролившись дождем.

"Клин клином вышибают": взрыв против пожара

Детонирующий шнур - это устройство для передачи на расстояние инициирующего импульса для возбуждения детонации в зарядах взрывчатых веществ. Взрывание детонирующего шнура производится от капсюля-детонатора или электродетонатора. Взрывной метод прокладки опорных полос с применением детонирующих шнуров уже давно зарекомендовал себя как эффективное средство борьбы с лесными пожарами.

Ежегодно для тушения лесных пожаров в России требуется около 200 км такого шнура. Различные модели детонирующих шнуров производятся на новосибирском предприятии Ростеха - заводе "Искра". По запросу "Авиалесоохраны" недавно здесь был разработан детонирующий шнур ДШН-М160. Как понятно из самого названия, масса взрывчатого вещества в этом шнуре составляет 160 г/м, его применение вдвое эффективнее предшественника ДШН-80.

Пожарный десант: новый парашют для авиапожарных

Первый прыжок с парашютом в целях организации тушения лесного пожара был совершен еще в середине 30-х годов прошлого столетия. Так появилась новая удивительная профессия - парашютист-пожарный.

На протяжении многих лет в авиационной охране лесов эксплуатировались различные типы десантных и спортивно-тренировочных парашютов. Прыжки выполняются с высоты около километра. В случае отсутствия полян и других открытых площадок, приземление осуществляется прямо на деревья в специальном защитном костюме - снаряжении парашютиста-пожарного (СПП).

Парашютные системы продолжают эволюционировать, появляются отечественные разработки нового поколения. Так, в прошлом году Ивановский парашютный завод "Полет" Ростеха презентовал новую модель для "Авиалесоохраны".

"Поиск", так называется новинка, создана с учетом особенностей применения в лесных массивах. В отличие от других парашютов, с которыми работают пожарные, "Поиск" имеет классическую прямоугольную форму из семи секций и им легче управлять. Как отмечают специалисты, именно потеря устойчивости парашюта - одна из серьезных опасностей в лесах. Дело в том, что деревья задерживают воздух, купол недостаточно наполняется и поэтому может стать неуправляемым.

Винтокрылый помощник: Ми-8 лесопожарной специализации

С появлением вертолетной техники к лесным парашютистам добавились десантники-пожарные, которые с помощью спусковых устройств могут высадиться практически в любом месте.

Первыми винтокрылыми "работниками", поступившими в 1950-е годы на службу в авиалесоохрану, стали Ми-4, а позже их сменил самый массовый в мире вертолет Ми-8. Модификации этой многоцелевой машины всегда составляли значительную часть авиапарка службы. И сегодня холдинг "Вертолеты России" Госкорпорации Ростех поставляет "Авиалесоохране" современного преемника легендарной "восьмерки" - вертолет Ми-8МТВ-1.

Каждый Ми-8МТВ-1 способен перевозить до 22 десантников-пожарных и хорошо "вооружен" для борьбы с пожарами - внешняя подвеска грузоподъемностью до 4 тонн, водосливное устройство для доставки и сброса огнегасящей смеси, спусковые устройства и бортовая лебедка для десантирования мобильных групп.

Многоцелевые вертолеты семейства Ми-8МТВ-1 могут работать практически в любых климатических условиях, при температуре до +50 градусов по Цельсию, что особенно важно в полете над горящим лесом.

Сверху видней: дроны для мониторинга лесов

Сотни самолетов ежегодно следят за пожароопасной ситуацией в наших лесах. В последние годы к ним присоединились беспилотники. Дроны составили отличную альтернативу пилотируемой авиатехнике и оказались незаменимы в некоторых ситуациях. В первую очередь способны взять на себя наиболее опасные вылеты, и таким образом снизить риски для пилотов.

К примеру, в настоящий момент беспилотные летательные аппараты компании ZALA AERO мониторят территорию национального парка "Земля леопарда" в Приморье. Здесь проживают редкие крупные кошки - дальневосточный леопард и амурский тигр. Сегодня не браконьеры, а лесные пожары являются главными врагами этих животных, как и всех остальных обитателей "Земли леопарда". В этом году пожароопасный период в нацпарке был объявлен с начала марта. Противопожарное оборудование приведено в "боевую" готовность, в том числе и беспилотники.

Дроны ZALA пролетают на "Землей леопарда" на высоте до трех километров. Они никак не тревожат животных - аппарат с земли не увидеть и не услышать. При этом сам беспилотник ничего не упустит из виду - помогают камеры с многократным увеличением изображения, а ночью и в условиях плохой видимости используются тепловизоры. В мобильном штабе за ситуацией наблюдают в режиме реального времени....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка