МАИ
11 июля 2022, 13:50
Как инженерная дерзость рождает инновации: интервью с профессором МАИ Андреем Жуковым
Роботы уже давно стали частью нашей жизни: они работают на складах и в логистических центрах, занимаются доставкой, задействованы в медицине, упрощают наш быт и даже скрашивают досуг - вспомните робособаку
Разработкой подобных миниатюрных устройств занимается заведующий кафедрой "Технологии производства приборов и информационных систем управления летательных аппаратов" института № 12 "Аэрокосмические наукоемкие технологии и производства" МАИ, профессор Андрей Александрович Жуков. В интервью ученый рассказал, для чего их используют, с какими сложностями сталкиваются разработчики и когда микророботы полетят в космос.
- Андрей Александрович, как вы пришли в науку?
- На третьем курсе Московского авиационного технологического института я увлекся микроэлектроникой. Это показалось интересным и удивительным: ты создаешь конструктивный элемент, которого в общем-то и не видно даже, а он является важнейшей частью устройства и выполняет обширный функционал. Так что свою специализацию я выбрал еще в институте.
Если говорить о науке, то очевидно, что каждая сфера деятельности подкреплена исследовательской формой познания. И мне было очень интересно заниматься исследованиями, узнавать что-то новое, а потом применять знания на практике.
В этом плане я счастливый человек. Мое увлечение позволяет мне зарабатывать.
- А как вы пришли к изобретательству?
- Семья Жуковых - династия ученых и изобретателей, потому тяга к изобретательству во мне сформирована с ранних лет. На сегодняшний день у меня 78 патентов. Все они разные по значимости и в основном посвящены технологиям микроэлектроники.
- Расскажите, пожалуйста, как появилась идея создать ползающего микроробота-инспектора для использования на Международной космической станции.
- Это одно из технических решений, являющееся частью цикла патентов и публикаций на эту тему. Оно развивает идею использования миниатюрного устройства для инспекции внешних и внутренних полостей на МКС. Идея его родилась из многочисленных запросов от специалистов, которые принимают участие в эксплуатации МКС. Дальше она получила свое развитие в реализации проекта робота, который может инспектировать завалы при ЧС.
С прототипом робота-инспектора для чрезвычайных ситуаций мы участвовали в конкурсе "Новатор Москвы" и выиграли в одной из номинаций. А сейчас готовим большой образовательный проект, в котором будут участвовать студенты разных вузов - МАИ, МФТИ, МЭИ. Так, студенты Физтеха будут заниматься моделированием шагания робота, МЭИ - вопросами энергообеспечения.
- На какой стадии проект робота-инспектора?
- Создана платформа робота. Он имеет шесть конечностей, способен перемещаться по поверхности, имеет низкое энергопотребление. Его длина - 12-14 мм.
- Какие технологии использованы?
- Все то, о чем говорим, основано на технологии микрообработки, которую можно отнести к категории нанотехнологий.
- C какими сложностями вы сталкиваетесь в процессе реализации проекта робота-инспектора?
- Из-за отсутствия гравитации шагнуть в космосе затруднительно и для робота, и для человека. Поэтому одна из важнейших проблем, которую предстоит решить, - это управляемая адгезия: проще говоря, управляемый процесс прилипания к поверхности и отлипания от нее.
- А в чем суть работы устройства?
- Микроробот-инспектор нацелен на идентификацию дефектов, которые возникают при ударах микрометеоритов о поверхность солнечных батарей, питающих станцию. С помощью камер и датчиков инспектор будет получать информацию и передавать ее для распознавания повреждений. Сегодня эту работу выполняют космонавты. И если мы сможем продемонстрировать эффективность робота, то существенно облегчим внекорабельную деятельность людей.
- Когда подобные устройства пойдут в серию?
- Создание подобного устройства - междисциплинарная работа, которая связана с привлечением специалистов различных областей. Думаю, три-четыре года понадобится нам для запуска и начала испытаний в космосе.
- Сколько роботов одновременно должны работать на МКС?
- Их количество должно быть достаточным, чтобы в случае выхода из строя одной части оставшаяся могла выполнять свою функцию. Вероятно, не меньше полутора десятков.
- Существуют ли аналогичные изобретения в мире, или это уникальная разработка?
- Трудно судить на 100%. Я предпочитаю говорить: аналогов не обнаружено. И это действительно так. Сегодня предпринимают попытки делать спутники-инспекторы - не шагающие, а пролетающие над поверхностью роботы. И это тоже довольно сложная техническая задача, ведь они должны быть снабжены не только навигационными датчиками, но и двигателями.
- Андрей Александрович, мы уже затронули тему микроробота-инспектора для использования в чрезвычайных ситуациях. Расскажите об этом проекте подробнее, пожалуйста.
- Поскольку устройства миниатюрны, они могут пролезать в щели, которые образованы обломками. Оснащенные инфракрасной камерой, другими датчиками и сенсорами, они помогут обнаруживать под завалами людей или, например, определять источник утечки газа. В рамках реализации этого проекта нам также предстоит решить вопрос адгезии, ведь робот должен перемещаться в экстремальных условиях: по обломкам, в пыли, грязи. Но в случае успеха, запустив рой таких устройств, которые смогут передавать информацию на центральную станцию, сможем облегчить труд людей, задействованных в ликвидации ЧС.
- На какой стадии проект, и кто принимает участие в его реализации?
- Проект поддержан Российским научным фондом. На данный момент мы создали прототип и планируем продолжить работу над реализацией целостной информационной системы, компонентами которой станут микророботы. В работе уже принимают участие или в скором времени станут частью команды талантливые ученые: Николай Николаевич Болотник, Феликс Леонидович Черноусько, Ирина Георгиевна Горячева, Игорь Петрович Смирнов, Дмитрий Владимирович Козлов, Александр Сергеевич Дмитриев, Сергей Викторович Соколов.
- Если пофантазировать, каким будет наш мир в 2051 году, по вашему мнению?
- Философия развития мира и техники такова, что каждый год и каждое десятилетие ознаменованы появлением новых средств и новых технических возможностей для того, чтобы облегчить жизнь людей, разнообразить ее, обеспечить контроль над тем или иным явлением или процессом. Это как в сказке, чтобы печка сама ходила. Здесь можно долго фантазировать.
Важно одно: любое устройство создают люди. И насколько смелой будет фантазия, насколько много инженерной дерзости будет в нас, настолько инновационными и будут вещи, которые появятся в следующие десятилетия....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться