О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От первых авиаторов до героев современности: о чем рассказывает музей при Университете гражданской авиации

Две музейные комнаты в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации имеют общую протяженность около 37 метров - именно столько, по оценкам современников, продолжался первый в мире удачный полет на биплане братьев Райт

Две музейные комнаты в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации имеют общую протяженность около 37 метров - именно столько, по оценкам современников, продолжался первый в мире удачный полет на биплане братьев Райт. Есть еще одна комната, в которой собраны самые уникальные экспонаты - три пилотских кабины, а также временные выставки, которые собираются к юбилейным датам. Попасть сюда можно по предварительной записи, кроме того, экспозиция вот-вот начнет участвовать в "Ночи музеев". "Петербургский дневник" рассказывает, на что стоит обратить внимание в первую очередь.

История на карте города

Экскурсию "Петербургскому дневнику" проводил Дмитрий Шашков, правнук Владимира Мацкевича, начальника Северного управления Гражданского воздушного флота СССР, построившего аэропорт Шоссейная и авиагородок. Шоссейную потом переименовали в Пулково, авиагородок остался городком, а самого Мацкевича расстреляли в 1938 году по сфабрикованному делу.

Первый авиамузей гражданской авиации появился в год 30-летия Победы в Великой Отечественной войне и 20-летия Академии гражданской авиации. Потом, в 1984-м, появилась своя экспозиция Ленинградского управления гражданской авиации в Доме культуры авиаработников, а в 1993-м два музея объединили.

Вообще мест, связанных с авиацией, в нашем городе больше, чем в каком-либо другом, начиная с Меншиковского дворца. Это ведь с его территории в 1804 году запустил один из первых монгольфьеров академик Яков Захаров, брат архитектора Адмиралтейства Адриана Захарова, с целью узнать, какая погода в верхних слоях атмосферы. Эту практику - запуск аэрозондов - метеорологи применяют до сих пор.

Потом появились русские воздухоплавательные войска, и летное поле в Волково - там, где сейчас платформа Воздухоплавательный парк. Появился даже флаг летных, вернее, воздухоплавательных войск: с якорем и крылышками. На него тоже можно посмотреть в музее. Движения дирижаблей в самом деле были очень плавными и совсем не напоминали повадки самолетов.

Авиация уже наступала на пятки, но в Русско-японскую войну в небе еще господствовали воздушные шары. А главным петербургским воздухоплавателем, а также отцом аэрофотосъемки был изобретатель Александр Матвеевич Кованько, который более 80 раз поднимался над городом и окрестностями и сделал первые снимки с высоты.

Интерес к авиации тогда был огромен. В 1910 году на Коломяжском аэродроме проходила 1-я Петербургская авианеделя. А затем состоялся и первый праздник воздухоплавания, на котором Лев Мациевич катал на своем самолете премьера Петра Столыпина. Позже Евгений Руднев облетел купол Исаакиевского собора, а Григорий Пиотровский совершил перелет из Петербурга в Кронштадт. Год спустя был совершен первый перелет из Петербурга в Москву. Долетел только один, Александр Васильев, все остальные совершили вынужденные посадки. Самолет Владимира Слюсаренко упал возле Красного Села, пассажир Константин Шиманский погиб. Женой Слюсаренко, кстати, позже стала Лидия Зверева, первая дипломированная летчица в стране.

Герои и память

Погибших военных воздухоплавателей и летчиков Гатчинской авиашколы отпевали в церкви Ильи Пророка (не той, что на Охте, а другой - она не сохранилась). Зато в музее есть макет американского православного храма в штате Коннектикут. Он был построен на деньги прославленного авиастроителя Игоря Сикорского. В нем же Сикорского и отпевали. Другие творения конструктора, например самолет "Илья Муромец", запечатлены на фотографиях. Вертолеты тоже, но им уделено меньше внимания, так как строил их изобретатель-эмигрант уже на американской земле.

Хранители памяти

Зато в музее взяли шефство над могилой Ольги Лисиковой, которая в первые дни блокады совершила 50 вылетов, эвакуируя людей и подвозя продукты. Аэропорт Ржевка, куда спешно перебазировали самолеты, когда фронт подошел вплотную к Пулковским высотам, оборудовали как раз в 1941 году, а проработал он до 2000-х. Некоторые самолеты со Ржевки и стали в итоге экспонатами музея.

Ольга Лисикова прожила почти 100 лет, совершила 500 вылетов и похоронена на кладбище Памяти жертв 9 Января.

Там же находится могила бортмеханика Викентия Грязнова, который пресек воздушный теракт 23 апреля 1973 года. Обстоятельства преступления были засекречены на 25 лет и стали достоянием гласности даже не в перестройку, а позже. Конечно, люди кое о чем догадывались: например, о том, что металлодетекторные рамки в аэропортах появились не просто так. Теракт произошел на рейсе Ленинград - Москва: пассажир объявил, что в руках у него бомба, что она взорвется, как только он разожмет пальцы (то есть застрелить или оглушить террориста было невозможно), и потребовал вести самолет в Стокгольм. Террориста обманули: сказали, что выполнили его требование, но на самом деле самолет вернулся в Ленинград. При подлете захватчик, к сожалению, увидел и узнал Царское Село и другие достопримечательности и взорвал механизм в момент, когда самолет был в 150 метрах над землей. Погиб он сам, погиб и бортмеханик, который закрыл своим телом других пассажиров. А у самолета была вырвана передняя дверь с частью фюзеляжа, но, несмотря на это, пилот Вячеслав Янченко успешно посадил его на полосу.

Вячеславу Янченко и Викентию Грязнову дали звания Героя Советского Союза. Сейчас 84-летний Янченко жив и является председателем совета музея.

В музее помнят и уважают выпускников академии, подвиги которых спасли немало жизней. Именно ее окончил Данияр Юсупов, посадивший летом 2019 года самолет на кукурузное поле после внезапного отказа двигателя. Борт сажали с полным баком - и вполне успешно. А также Евгений Новоселов, пилот, посадивший Ту-154 на полузаброшенный аэродром в Ижме, поскольку на самолете отключилось все электропитание и приборы. А для того, чтобы оценить всю мощь приборов и их необходимость, достаточно один раз посидеть в кабине. И такую возможность музей предоставляет.

Упомянем еще прообраз героя фильма "Кандагар" Владимира Шарпатова - это он в 1996 году совершил побег из афганского плена. А также Бориса Бугаева, который первым освоил Ту-104, а впоследствии стал маршалом авиации. И Владимира Потемкина, пилота Горбачева и Ельцина. Все они окончили наш ленинградский вуз. Стендов, им посвященных, в музее нет, потому что нет места. Главное - что о них помнят и с удовольствием рассказывают.

Хранится здесь и стол с ялтинских переговоров. Их было в Ливадийском дворце два: один так там и остался, а второй зачем-то привезли в Ленинград, и в конце концов он обосновался в музее. А еще тут много манекенов - они остались с тех времен, когда академия помогала проводить выставку летной формы. Кстати, самой красивой формой всех времен заслуженно считалась форма стюардесс авиакомпании "Пулково" - до того как она влилась в состав АК "Россия". Чего только не было у девушек - и шляпки, и сарафаны (летом) и брюки (зимой), а еще шелковые платки.

Селфи

Самые лучшие селфи получаются за штурвалом. Кабина Ан-2 сейчас на ремонте, зато Ту-154 воссоздан почти полностью: с креслами, багажными полками (и даже выключатель спрятан в полке), тележкой стюардессы, на которой разложены касалетки с "едой" и, главное, с кабиной. Здесь можно представить себя героями фильма "Экипаж", а главное - услышать рассказ о назначении каждого прибора и о том, какие подвиги доводилось совершать летчикам, если эти приборы отказывали.

Отметим, что летчикам вековой давности тоже была не чужда любовь к фотографированию. После того как самолет списывали на землю, фотоснимок приклеивали на кусок лопасти списанного винта, и эта "фоторамка" оставалась с пилотом на всю жизнь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Петербургский Дневник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка