О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Отмена квотирования авиаперевозок снизит тарифы и погубит сотни авиакомпаний

Об отмене квотирования внутренних авиаперевозок официально еще не объявлено, но крупнейшие авиакомпании, региональную экспансию которых сдерживали квоты, уже пересматривают свои летние расписания. Во вторник в Нижнем Новгороде руководство "Аэрофлота" заявило, что летнее расписание компании будет составлено с учетом отмены с 1 апреля административных ограничений на полеты по любому российскому маршруту. Эксперты прогнозируют, что завоевывать новые линии "Аэрофлот" будет снижением своих тарифов. Долго выдерживать ценовое давление авиагигантов региональные перевозчики не смогут, большинство мелких компаний будет вынуждено уйти из бизнеса. Один из высокопоставленных чиновников Минтранса полагает, что в перспективе в стране останутся лишь три крупные авиакомпании.

Глава "Аэрофлота" Валерий Окулов считает отмену квотирования первым шагом на пути создания эффективной системы региональных воздушных перевозок. "Теперь основной акцент должен быть сделан не на коммерческом регулировании рынка, а на обеспечении нормальных условий для летной деятельности, т.е. развитии аэропортовой инфраструктуры, системы аэронавигации, контроле за безопасностью, - говорит Валерий Окулов. - Мы уже планируем летнее расписание исходя из отсутствия административных ограничений на полеты по любому российскому маршруту".

Реакцию "Аэрофлота" на планы ГСГА предсказать было несложно, поскольку эту идею компания активно проталкивала в течение последних нескольких лет. Руководители "Аэрофлота" не перестают говорить о намерении вернуться в Россию. Валерий Окулов считает, что к 2010 году компании удастся увеличить свою долю на российском рынке с 11 до 30%. Планируемая отмена квотирования значительно облегчит эту задачу.

Данная инициатива совпала с политикой Минтранса, направленной на сокращение авиакомпаний. Эксперты прогнозируют, что ряд региональных перевозчиков не выдержит конкуренции со столичными коллегами, которые, демпингуя, ворвутся на прибыльные направления после отмены квотирования. Эта система как раз и была призвана после развала союзного МГА и раздробления "Аэрофлота" обезопасить возникшие региональные компании от экспансии финансово сильных московских перевозчиков.

В России сегодня действуют 13 квотируемых линий: направления из Москвы в Краснодар, Новосибирск, Минеральные Воды, Мурманск, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и другие города. Региональные перевозчики в союзе с местными администрациями до последнего момента успешно отбивались на этих линиях от москвичей. Но на состоявшемся на прошлой неделе совете ГСГА глава службы Александр Нерадько призвал регионалов не устраивать революций, опираясь на местный административный ресурс. По мнению авиавластей, сегодня ситуация на авиарынке такова, что емкостей хватит всем желающим.

Однако эксперты считают, что в этом вопросе не все так однозначно. Наряду с позитивными моментами есть опасения в отношении будущего небольших региональных авиакомпаний, которые свои убытки от полетов внутри региона компенсируют за счет прибыли на московском рейсе. Отмена квотирования может привести к их вытеснению со столичной линии. Если администрации регионов не будут компенсировать потери своих компаний на местных линиях, то они могут уйти с этого неприбыльного рынка. Правда, в Минтрансе полагают, что при грамотно налаженной работе прибыль можно извлекать и на внутрирегиональных полетах, попутно решив транспортные проблемы своей области. Сегодня эта ниша практически свободна: местные перевозчики переориентировали свои ресурсы на прибыльное столичное направление.

Перспектива сокращения авиакомпаний чиновников не пугает: они заявляют о необходимости этого процесса. Несмотря на продолжающийся в России третий год подряд рост перевозок, их объем не превышает 30 млн. человек, тогда как одна Air France справляется ежегодно с 90 млн. пассажиров. Глава Росавиакосмоса Юрий Коптев считает, что в России должно остаться около 50 авиакомпаний. Министр экономического развития и торговли Герман Греф заявлял о необходимости сокращения числа авиакомпаний до 20. А один из руководителей Минтранса заявил "Финансовым Известиям", что в перспективе в стране останутся три крупных перевозчика. В настоящее время 24 авиакомпании из 230 зарегистрированных в России выполняют 85% всех авиаперевозок. В прошлом году завершили летную карьеру 32 компании. Все они имели в своем парке не более пяти самолетов. Сейчас осталось 67 таких авиапредприятий, а авиапарк 84 авиакомпаний не превышает 10 самолетов. Именно они находятся под угрозой ликвидации. В лучшем случае их ждет объединение с более сильными перевозчиками....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка