О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Генерал "запарился" при посадке

По выводам следователей Главной военной прокуратуры, генерал Юрий Комиссаров, забывший выпустить шасси и посадивший истребитель МиГ-29 "на брюхо", мог перепутать рычаг выпуска шасси с одним из расположенных рядом тумблеров. Коллеги комкора считают это маловероятным.

Инцидент с участием командира 51-го корпуса 4-й воздушной армии ВВС и ПВО Юрия Комиссарова произошел в конце января 2003 года. По данным "Ъ", генерал, имеющий более чем 30-летний стаж полетов, выполнял стандартное тренировочное задание на фронтовом истребителе МиГ-29. Налетав около получаса, он доложил диспетчеру, что идет на посадку, однако, едва коснувшись полосы, пилот почувствовал сильную вибрацию машины и увидел, что из-под фюзеляжа вырывается сноп искр. "У меня не было времени на анализ ситуации, - рассказывал позже сам Комиссаров. - Самолет мог взорваться в любой момент, и я принял решение катапультироваться, тем более что диспетчерская просто взорвалась в микрофон приказами немедленно покинуть самолет".

Через несколько минут к месту ЧП примчались пожарные и медицинские автомобили. Генерала сразу отвезли в госпиталь (он получил небольшой ушиб позвоночника. - "Ъ"), а машину пришлось в буквальном смысле утопить под слоем углекислотной пены. По словам свидетелей аварии, перед тем как остановиться, истребитель почти сотню метров прополз по "бетонке" на подвесных топливных баках, и, если бы в них оставалось чуть больше горючего, МиГ-29 неизбежно бы взорвался. То же самое могло бы произойти, если бы самолет сел на фюзеляж. Но в случае с комкором баки сыграли роль лыж и, по признанию руководителя пресс-службы ВВС Александра Дробышевского, истребитель "почти не пострадал".

Происшествие имело громкий резонанс в Минобороны. Уже на следующий день в Ростове-на-Дону командующий войсками ВВС и ПВО России Владимир Михайлов заявил, что аварийная посадка МиГ-29 произошла по вине летчика. Как пояснили "Ъ" в полку, Юрий Комиссаров сам признал, что не выпустил шасси, но из-за пережитого шока говорил сбивчиво, и до последнего момента так и не было понятно - подвели его приборы или память. Для более тщательного разбирательства на место происшествия выехала комиссия Службы безопасности полетов авиации. Кроме того, собственную проверку начала Главная военная прокуратура РФ.

Как пояснили "Ъ" в ГВП, следователям удалось выяснить, что перед посадкой приборы самолета и индикаторы выпуска шасси на панели функционировали исправно. Не было обнаружено неполадок и в гидравлической системе самолета, поэтому в официальном заключении комиссия предположила, что генерал мог перепутать рычаг выпуска шасси с одним из расположенных рядом тумблеров. По данным следствия, в пользу этой версии косвенно говорят расшифровки переговоров генерала с диспетчером и показания свидетелей инцидента.

Впрочем, по словам действующих пилотов, перепутать рычаг с другими тумблерами крайне сложно. "Он расположен отдельно и сильно отличается от остальных переключателей, - рассказал "Ъ" пилот, назвавшийся Алексеем. - У нас совершенно другая версия происшедшего. Я сам не видел, но говорят, что перед посадкой пилот много маневрировал, несколько раз заходя на полосу в условиях плохой видимости. В такой ситуации он мог действительно забыть о шасси, сконцентрировавшись на слежении за глиссадой по приборам. Возможно, что при первых заходах комкор выпускал стойки, убирая их при последующем наборе высоты. Так что, скорее всего, он просто "запарился", и приборы здесь ни при чем".

В штабе ВВС и ПВО в причинах происшествия разбирались еще меньше. Как сообщил "Ъ" один из знакомых Юрия Комиссарова, после разговора с пилотом командующий Владимир Михайлов сразу предложил ему "или билет на север, или снятие с должности и увольнение в запас". "К этому моменту комкор уже смирился с возможными последствиями аварии и выбрал второй вариант, - пояснил знакомый комкора. - В разговоре со мной он сказал, что на пенсию он и так давно заработал, и если ему не оставляют выбора, то можно уходить"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Rostov.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка