О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Работа не для слабых духом: сахалинский авиационный спасатель рассказал об экстренных ситуациях

Редакция Citysakh.ru побывала в штабе авиационной поисково-спасательной службы Сахалинской области, познакомилась с командой и руководством отряда, а также ощутила будни спасателей

Редакция Citysakh.ru побывала в штабе авиационной поисково-спасательной службы Сахалинской области, познакомилась с командой и руководством отряда, а также ощутила будни спасателей.

Человеческая жизнь бесценна. Особенно остро эта ценность ощущается в критические моменты, когда помощь нужна здесь и сейчас, а малейшее промедление может обойтись слишком дорого. За прошедшие годы были спасены миллионы человеческих жизней. Сегодня спасатели решают задачи любой сложности и делают все необходимое, чтобы обеспечить защиту попавших в беду людей, экипаж корабля или воздушного судна.

Редакция Citysakh.ru задала несколько вопросов Григорию Геннадьевичу Крившинко, директору Сахалинской региональной поисково-спасательной базы Росавиации.

- Расскажите подробнее о своем подразделении.

- Наше учреждение относится к федеральному агентству воздушного транспорта. Мы - спасатели Росавиации, работаем в сфере авиационно-космического поиска и спасания, непосредственно занимаемся поисково-спасательным обеспечением полетов. Район ответственности региональной поисково-спасательной базы - вся Сахалинская область. Это примерно 757 тысяч квадратных километров, большую территорию которой занимает водная поверхность. Мы окружены по большей части водой. На дежурстве у нас стоит поисково-спасательное воздушное судно АН-26 и вертолет Ми-8. Когда случается происшествие, например, если в установленное время экипаж самолета не вышел на связь или экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, руководитель полетов поднимает нас по сигналу тревоги. В течение 30 минут мы должны уже взлететь и приступить к радиотехническому поиску. Если же радиотехнический поиск не дал результатов, мы приступаем к визуальному поиску. При обнаружении места авиационного происшествия мы принимаем решение, каким способом будем десантироваться: с парашютами или с вертолета на спусковом устройстве в режиме висения, так как рельеф местности не всегда позволяет вертолету сесть рядом с местом авиационного происшествия. Наша спасательная парашютно-десантная группа дежурит круглосуточно. Два-три человека - это группа первого хода. Они первые обнаруживают место, после прилетает группа второго хода. На борту поисково-спасательного воздушного судна есть плавательные средства, предназначенные для десантирования, чтобы вовремя оказать помощь терпящему бедствие экипажу и пассажирам воздушных и морских судов.

- Как вы готовитесь к аварийным ситуациям? Что происходит в этот момент?

- Над Сахалинской областью, помимо рейсовых самолетов, проходят еще и транзитные. Мы готовы оказать помощь в любое время суток и в любое время года. Наши спасатели - не просто спортсмены, у них есть соответствующая подготовка, в их обязанности входит: совершать прыжки с парашютом с малой высоты, в горной местности, на площадку ограниченных размеров, на лес и в воду. При приземлении на место происшествия, оценивается обстановка на месте бедствия, принимаются меры к сохранению жизни пострадавших, выдается важная информация, для того, чтобы в кратчайшие сроки эвакуировать и доставить пострадавших в медучреждение.

- Часто ли бывают такие ситуации?

- Наша задача узконаправленная и заключается в том, чтобы своевременно оказать помощь экипажу и пассажирам воздушных и морских судов, терпящих или потерпевших бедствие. Помимо того, что мы прыгаем с парашютом, мы спускаемся с вертолета в режиме висения на корабль, лес и воду. По сигналу тревоги мы выезжаем, но в основном это не критичные случаи, отказ какого-нибудь датчика гидросистемы и т. д. По большей части наша задача - все, что за забором аэропорта, где неизвестность, там, где нужно искать (моря, леса, горы). В этом году по сигналу тревоги мы выезжали 6 раз. В основном проходят учебные тренировки 2−3 раза в месяц, тревогу объявляет руководитель полетов, а также главный координационный поисково-спасательный центр Росавиации. По боевым операциям вылетать приходилось на поиск пропавших воздушных судов и на поиск пропавших морских судов. И дай Бог, чтобы мы никогда не вылетали на реальные случаи, а только тренировались. Мы всегда находимся в режиме готовности и окажем помощь своим коллегам, если нужно усиление в граничащих с нами районах. В этом году летали на поиск пропавшего рыбака. Он выпал с судна, мы искали и, к сожалению, поиск результатов не дал. Это была сложная задача.

- Сложно ли к вам устроится работать?

- Чтобы стать авиационным спасателем, должно пройти немало времени, чтобы человек понял, чем мы занимаемся. Потому что подготовить парашютиста, к работе в стрессовой ситуации - непросто. Мы проходим обучение в авиационных учебных центрах. У нас есть программа первоначальной подготовки парашютиста. И дальше больше. Он с нами летает и тренируется. Только после этого можно ставить в смену, и человек, который к нам пришел, уже будет считаться полноценным спасателем, который может квалифицированно оказывать помощь пострадавшим.

- Что для этого нужно от кандидата?

- Когда нам требуются вакантные места, мы размещаем заявку в службе занятости. Требования к работнику - среднее специальное образование, служба в армии, категория В, С и, желательно, чтобы у соискателя была книжка спасателя. Самое главное у нас - это парашютные прыжки. Мы прыгаем постоянно. В год совершается от 100 до 200 прыжков. Каждый месяц проходят две-три воздушные тренировки. Также мы взаимодействуем с другими ведомствами, у которых есть парашютисты, с которыми летаем на сборы. 15 августа полетим на сборы в Норильск. Будет задействована не одна РПСБ - региональная поисково-спасательная база. Росавиация пригласила Сахалинскую РПСБ, так как мы работаем на воде, чтобы поучаствовали в этих учениях и поделились опытом.

Мы очень тщательно отбираем людей, потому что мы не просто спасатели. Авиационная служба - очень узконаправленная специфика. Люди приходят, но когда испытательный срок в три месяца подходит к концу и дело доходит до прыжков, отказываются. Потому что не каждый готов выполнять такие задачи.

- Какие нужны знания и умения?

- Квалификационные требования к работнику - служба в армии, категория В и С, среднее специальное образование. И самое главное - желание, чтобы человек понимал, чем мы занимаемся.

- Сколько человек у вас работает? Какой у них опыт в прыжках с парашютом?

- Спасательная парашютно-десантная группа - 16 человек, все они квалифицированные спасатели с большим опытом, как прыжков, так и "боевых" вылетов. Есть ребята, у которых за спиной уже две-три тысячи прыжков. На всю Сахалинскую область есть два тандем-мастера, которые совершили практически четыре тысячи прыжков. Они работают в этой сфере уже давно - Понизович Александр Геннадьевич и Валов Александр Алексеевич. Если на авиационном происшествии нет возможности приземлиться вертолету и нужна помощь медика, тандем-мастера берут его с собой, как пассажира и десантируются. Также происходит, если понадобится доставить к месту происшествия Межгосударственный авиационный комитет (МАК), пока делают дорогу и рубят площадку под вертолет, чтобы это было оперативно. В первую очередь - это работает на пострадавших, чтобы прыгнули и приземлились, сделали вертолетную площадку, а после вертолет подсел. Вот тогда можно оперативно эвакуировать людей.

- Что самое тяжелое в вашей работе?

- Как показывает практика, никогда воздушные суда не падают в поле. Бывает, что очень сложно найти воздушное судно. Если не увидели, что загорелся лес или нет сломанных деревьев от авиационного происшествия, когда самолет упал. Так произошло с АН-2 в Якутии. Или, например, если аварийный радиомаяк не сработал по каким-то причинам. Самое сложное в нашем деле - это метеоусловия. Для нас в первую очередь, чтобы поиски дали результат, нужны хорошие метеоусловия. На Сахалине горная местность и зачастую, когда облачность нависает над островом, нижний край висит метров 300−600. Ну, куда там 300 метров лететь в горы? Нам никто не разрешит и командир не возьмет на себя такую ответственность, поскольку можно и самим попасть в беду. Когда чуть позволяет погода, мы идем по кромке, где нижний край на пределе, вертолет взлетает, чтобы оперативно оказать помощь пострадавшим. Погода, рельеф местности и водная поверхность - таких факторов очень много. Все происшествия случаются в самую неподходящую погоду и в труднодоступных районах, куда добраться пешком невозможно.

Помимо парашютного десантирования, у нас есть группа из пяти водолазов. Наши водолазы занимаются подводно-техническими работами. Они готовы оказать помощь. Также мы занимаемся автономным выживанием в разное время года. Например, зимой и летом ходим с ночевками. Когда есть умения разбивать лагерь, процент выживаемости раненых намного больше. Прибыв на место авиационного происшествия, спасатель должен оказать необходимую помощь всем пострадавшим.

- Есть ли у вас какие-либо приметы или суеверия?

- Мы стараемся не верить в суеверия. Суеверий очень много - это не для нас. Мы дежурим круглосуточно и готовы в любое время дня и ночи, 13-го числа, в праздник или выходной оказывать помощь. Нас этим не возьмешь. Самое главное, что мы доверяем друг другу. У нас все умеют укладывать и перекладывать запасные парашюты. Коллектив маленький, тут важно, что мы умеем работать сообща. Для нас положительные моменты, когда метеоусловия позволяют нам совершить прыжок с парашютом. Этому мы всегда рады, для парашютиста полный штиль - идеальные условия, для выполнения задачи. Мы начинаем мониторить погоду за два-три дня, чтобы она была хорошая....
Авторские права на данный материал принадлежат «Citysakh». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка