Известия
28 июля 2022, 09:17
Если на то пошлины: в РФ могут отменить льготы для авиации и авиапрома
Российская авиация и авиапром могут лишиться ряда налоговых и таможенных послаблений
Налоговый барьер
Минтранс запросил у российских авиакомпаний позицию по возможной отмене таможенных и налоговых льгот при ввозе в РФ продукции для авиации и авиапрома, а также при продаже и лизинге самолетов внутри страны. Это следует из письма директора департамента госполитики в области гражданской авиации министерства Светланы Петровой в адрес российских перевозчиков - членов Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). С документом ознакомились "Известия".
Сейчас импортеры в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС; в объединение входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) освобождены от уплаты ввозной пошлины при поставках гражданских самолетов, авиадвигателей и комплектующих (решением комиссии Таможенного союза от 2009 года). Кроме того, в России обнулен НДС при ввозе самолетов и авиадвигателей из-за границы, при их продаже или поставках в лизинг внутри страны. Нулевой НДС также применяется к производству, ремонту или модернизации авиатехники (ст. 150 и ст. 164 Налогового кодекса РФ соответственно).
В письме Светлана Петрова попросила бизнес высказаться "о целесообразности отмены этих льгот". Позиции компаний нужны ведомству для подготовки к совещанию с Минфином, следует из документа.
Нулевой НДС при ввозе иностранных самолетов и при их реализации (в том числе передаче в лизинг) действует с 2010 года, напомнила авиаэксперт Елена Сахнова.
- До этого у "Аэрофлота" и "Трансаэро" (обанкротилась в 2015 году. - "Известия") был льготный режим по ввозу самолетов с освобождением от уплаты таможенных пошлин и платежей. Это временное освобождение заменили на нулевую ставку НДС с 2020 года, по сути продлив эти послабления, - сказала эксперт.
По мнению источника "Известий" в одной из авиакомпаний, инициатором нынешних изменений мог выступить Минфин или Минпромторг: первый, вероятно, хочет пополнить бюджет новыми сборами, а второй - поддержать отечественный авиапром, установив заградительные пошлины.
С этим мнением согласна и Елена Сахнова.
- Думаю, инициатором может быть Минфин - в целях бюджетного планирования и/или Минпромторг - в целях реализации программы отечественного авиастроения, защиты внутреннего рынка, гарантий спроса на продукцию, - полагает она.
"Известия" обратились за комментариями в пресс-службы правительства, Минпромторга, Минтранса и Минфина.
Самолет не ввезти
Два собеседника "Известий" в авиакомпаниях сказали, что возврат к уплате ввозной пошлины по самолетам непринципиален, ведь ввезти их в Россию в ближайшие годы все равно не получится - санкции западных стран запрещают поставки авиатехники в РФ. Boeing и Airbus в начале марта прекратили отправлять запчасти в нашу страну и обслуживать свои самолеты в парках отечественных перевозчиков.
- Самолет или двигатель по параллельному импорту ввезти в Россию не получится. Более мелкие комплектующие - возможно, - поделился мнением сотрудник одной из авиакомпаний.
Кроме того, решение по пошлинам нужно будет согласовать с комиссией ЕЭК, подчеркнул он.
В июне этого года совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) продлил до конца 2031 года действие нулевой пошлины на ввоз пассажирских самолетов на территорию стран ЕАЭС. Об этом неоднократно просили власти Казахстана. В то же время российская сторона призывала ввести пошлины для стимуляции компаний в союзных странах закупать российские самолеты - SSJ-100 и пока не окончательно сертифицированный МС-21, уточнил источник "Известий", знакомый с позицией представителя России в ЕЭК.
Замначальника отдела информационного обеспечения ЕЭК Сергей Цыпленков сказал "Известиям", что в последние месяцы тему изменения таможенных пошлин по самолетам и авиазапчастям не обсуждали на площадке комиссии.
- Такие вопросы рассматриваются в соответствии с предложениями сторон. По состоянию на 27 июля 2022-го подобных инициатив не поступало, - отметил он.
Весной Минпромторг утвердил список товаров, ввоз которых разрешен по параллельному импорту. В перечне фигурируют таможенные коды, соответствующие продукции для авиапрома - это различные изделия из металлов, пластика, стекловолокна и инструменты, используемые в производстве. Но из готовой авиационной продукции в перечне значатся только двигатели General Electric и электроустановки Siemens.
Хотя ввезти импортные самолеты в Россию не получится, перевозчикам нужны запчасти из-за границы для обслуживания действующего иностранного парка, отметил один из собеседников "Известий" в авиакомпании. А если отменить льготы, то сложности возникнут и с деталями - их стоимость, а значит, и цена перелетов в конечном счете вырастут еще сильнее, добавил собеседник.
- Более половины самолетов у российских авиакомпаний импортные (по оценке Минтранса, 67% из 1287 штук), их нужно как-то обслуживать в ближайшие годы. Ввоз запчастей осложнился из-за санкций, они подорожали, если добавить к этому еще 20-процентную пошлину и НДС, это еще плюс к цене перелета, - сказал источник.
Ведущий эксперт центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко отметил, что документ Минпромторга по импорту в части авиационной номенклатуры, вероятно, будут обновлять по запросам эксплуатантов авиатехники. При этом он уверен: авиакомпании смогут ввозить в Россию не только мелкоузловые детали, но и, например, двигатели.
- Ввезти двигатель вполне возможно. Больше всего на рынке есть комплектующих по типам самолетов, по которым уже сложился вторичный рынок, то есть производится их разборка. Когда он выводится из эксплуатации, с него снимают запчасти и перепродают, там учет деталей налажен слабо и санкционный контроль над путями их поставок тоже будет слаб. А вот под новейшие Airbus A350 поставить комплектующие будет сложнее. Это новые самолеты, вторичного рынка по этому типу еще нет, - объяснил эксперт.
Представители "Аэрофлота", S7 Airlines, "Победы" и Red Wings не ответили на запросы "Известий".
В "Уральских авиалиниях" предложения по отмене льгот оценивают негативно, сказала представитель авиакомпании Вера Гасникова. Она подчеркнула, что возврат к уплате пошлины приведет к значительному увеличению расходов на приобретение компонентов и запчастей, а отмена льгот по НДС - к дополнительному оттоку денежных средств из оборотного капитала авиакомпаний. Также в компании отметили, что поставить значительную долю агрегатов и запчастей для обслуживания самолетов иностранного производства сейчас можно исключительно из-за рубежа....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 2, 2024
Аэрофлот возобновил прямые рейсы из Москвы и Екатеринбурга в Гоа
Сентябрь 30, 2024
На пути к шестому поколению двигателей
Октябрь 2, 2024
В аэропорту Сочи прошли стажировку более 200 студентов со всей России
Октябрь 2, 2024
США перебросили на Ближний Восток первую из трех эскадрилий боевых самолетов