О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Деньги дадут только закрытым аэропортам, но проблемы есть у всех

Росавиация попросит дополнительные 2,4 млрд на поддержку закрытых аэропортов Юга России. Остальным региональным аэропортам денег пока не дадут, несмотря на то, что они тоже испытывают проблемы с пассажиропотоком

Росавиация попросит дополнительные 2,4 млрд на поддержку закрытых аэропортов Юга России. Остальным региональным аэропортам денег пока не дадут, несмотря на то, что они тоже испытывают проблемы с пассажиропотоком.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) внесло в правительство проект распоряжения о продлении поддержки закрытым аэропортам Юга России на 3-й квартал 2022 года.

Предполагается, что дополнительное финансирование должно составить 2,4 млрд рублей. Общая сумма утвержденных на сегодня субсидий - 3 млрд рублей, из которых 1,3 млрд уже выплачены.

Другим аэропортам госпомощи пока не светит

Вместе с тем, основной пассажиропоток российской гражданской авиации формируется именно туристами и многие из них летят как раз на юг. А это значит, что отсутствие возможности прилететь в аэропорт Анапы или Геленджика приводит к снижению количества пассажиров и у тех аэропортов, откуда этот турист вылетал бы.

Однако, как ранее написала газета "Ведомости", Минфин отклонил инициативу оказать поддержку другим российским региональным аэропортам - на их нужды Минтранс совместно с Росавиацией и профильными ассоциациями просили еще 10 млрд субсидий.

Издание сообщает, что, по мнению специалистов Министерства, которые проанализировали отчетности аэропортов, пока у них "все не так уж и плохо".

На самом же деле, российские аэропорты продолжают терять пассажиров. В частности, если посмотреть на вещи реально, то ситуация разительно отличается от той, какой ее показывают в официальной статистике.

Например, мы недавно писали, что реальное снижение международного пассажиропотока "Аэрофлота" - до уровня 2000 года, а не 0,2%, как его пытаются представить, сравнивая несравнимые показатели. Даже по официальным прогнозам российская авиация по итогам года может недосчитаться как минимум 19 млн туристов.
Аналогичная ситуация и в аэропортовом бизнесе.

Сколько пассажиров на самом деле потеряла Москва

Например, Департамент транспорта Москвы (а Росавиация больше не публикует официальную статистику деятельности гражданской авиации) пишет, что в июне количество пассажиров московских аэропортов на внутренних рейсах превысило 4,5 млн и уровень восстановления пассажиропотока составил 97% от показателей 2019 года.

Однако важно учитывать, что хотя лето 2019 года было, конечно, рекордным в истории российской авиации, но вот внутренних рейсов это не особо касалось, так что сравнение не вполне корректно.

Рост интереса к внутренним авиалиниям у туристов возник только и исключительно на фоне кризиса в международных перевозках (начиная с ковида). А от состояния на 2021 год, с которым официальная статистика любит сравнивать нынешние международные показатели авиации, сегодня в московских аэропортах нашлось только 77% "внутренних" пассажиров, что полностью соответствует прогнозам экспертов и участников рынка.

А на международных рейсах и вовсе осталось чуть более трети от количества пассажиров, которые ими воспользовались в 2019 году, пока международное авиасообщение еще не пострадало, а именно 1,56 млн человек. Что, конечно, в два раза больше, чем годом ранее. Но ведь годом ранее в июне была еще закрыта даже Турция.

Итого, в июле 2022 года аэропортами московского авиаузла воспользовались на внутренних и международных рейсах на 37,5% меньше пассажиров, чем за аналогичный период 2019 года. И на 14,3% пассажиров меньше, чем за июнь 2021 года, когда, еще раз подчеркнем, несмотря на разгар сезона, фактически полностью были закрыты самые популярные международные направления (то есть лететь было попросту некуда и не за чем).

Что же касается еще одного показателя, который приводит Дептранс в качестве иллюстрации восстановления динамики роста спроса: +36% пассажиров по отношению к маю 2022 года, он действительно неплохой.

В прежние годы эта цифра варьировалась в пределах 10-20% роста. Но, во-первых, на более высокой в абсолютных цифрах базе, а во-вторых, она меняется в последнее время под влиянием слишком многих внешних факторов. Например, в кризисном 2020 году количество авиапассажиров в Москве в июне увеличилось сразу в три раза по отношению к маю.

Региональным аэропортам тоже нужны деньги, но еще нужнее пассажиры

"Количество передвижений людей растет и в Москве, и в регионах. Транспорт - это один из главных показателей того, что экономическая активность не пропадает. В этом году авиатранспортом в столицу прибыло много туристов из других городов России", - говорится в сообщении Дептранса.

Однако и в регионах, вопреки заверениям чиновников из Москвы, авиационная мобильность населения и не думает не расти. На пике туристического сезона основные аэропорты Краснодарского Края остаются закрытыми, а открытый Сочи недосчитался 6% пассажиров.

В Санкт-Петербургом Пулково, по последним открытым данным, пассажиропоток падал на 10-16%. А именно эти направления и являются основными точками притяжения для туристов и центрами деловой активности в стране. По другим регионам картина неоднозначная, но не тоже не позитивная.

"Пассажиропоток упал у тех, у кого была развита маршрутная сеть и было много международных рейсов", - говорит один из представителей регионального аэропортового бизнеса. По его словам, снижение пассажиропотока в этих случаях достигает 20%.

Есть и такие российские аэропорты, где наблюдается небольшой рост. Однако вполне логично предположить, что на жизнедеятельность малых аэропортов, откуда выполняются преимущественно региональные и межрегиональные дотационные рейсы нынешняя ситуация действительно повлияла в меньшей степени. И это внешне сгладит динамику пассажиропотока в целом по стране, но не отразится на общем негативном экономическом тренде.

Ранее мы писали, что эксперты отрасли уже ведут речь о том, что одними финансовыми вливаниями делу не поможешь - в авиацию вкладывается немало денег в 2022 году, но желаемого результата пока нет, что признается даже на уровне регулятора. Аэропортам нужны не деньги, а живые пассажиры.

В частности, например, представители компании "Аэродинамика", которая управляет аэропортом Краснодара, просит у властей разрешить аэропорту работать, используя воздушный коридор через Майкоп и Сочи в облет зоны ограничений....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация туроператоров России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка