О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Павел Власов: "Всё начиналось с авиамодельного кружка"

20-21 августа в Жуковском пройдет Детский авиационно-космический салон. В преддверии Салона мы встретились с Павлом Власовым и попросили рассказать о сегодняшнем положении дел с кадрами для авиационно-космической отрасли

В военном городке, в 1960 году в дружной семье военного родился Павел Власов, будущий Заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации. Сейчас на всех уровнях говорят об острой необходимости патриотического воспитания подрастающего поколения. А тогда без излишнего пафоса всё, с рождения окружавшее Павла, учило его любить Родину. Все мы родом из детства… Пример отца сформировал у него гордость за страну, победившую врага в Великой Отечественной войне и за короткое время сумевшую восстановить разрушенную экономику. "Он не учил меня как надо жить, он просто сам жил как надо", - скажет однажды Павел Николаевич об отце. Мама Антонина Максимовна, любящая, заботливая, но при этом строгая, с детства внушала сыну необходимость блестяще учиться, делать все "на отлично", быть разносторонне развитым человеком.

20-21 августа в городе Жуковский пройдет Детский авиационно-космический салон "ДАКС-2022". В преддверии Салона мы встретились с Павлом Николаевичем и попросили рассказать о сегодняшнем положении дел с кадрами для авиационно-космической отрасли.

Какую роль играют авиамодельные кружки? Справляются ли кружки и клубы со своими задачами? Приглашая на ДАКС-2022 ребят и их родителей, на что он рекомендует обратить внимание?


- На протяжении многих лет Вы работали на руководящих должностях на предприятиях авиационной и космической отраслей. Очевидно, что у Вас была возможность оценить возрастной состав работников. Есть ли приток молодёжи? Происходит ли в отрасли омоложение кадров?

- Я застал разные периоды в развитии авиационной промышленности. И период так называемого "безусловного приоритета", когда работать на фирме МиГ ведущим инженером, даже для членов семьи министров, конструкторов, было очень приоритетно. Инженеры, выпускники авиационно-технических ВУЗов стремились прийти на работу и работать именно там, так как это действительно было очень престижно. Далее были известные 90-е годы, когда не было перспективы развития, как казалось всем. Это мнение складывалось из разных аспектов, в первую очередь, отсутствие достойных условий и оплаты труда, отсутствие заказов, финансирования. Это был тяжелый, унылый, я бы так сказал, период для всех, кто мечтал об авиации. В последующие годы ситуацию вроде бы удалось изменить. Больше молодежи стало интересоваться этой сферой, понимали, да, что непросто сделать выбор в пользу авиации, что любые результаты в авиапромышленности, это результаты не завтрашнего утра, а для того, чтобы стать ключевым специалистом в авиа, космической отрасли, нужно этому посвящать все время, нужно посвятить этому свою жизнь! На сегодня я могу смело говорить, что приток молодых кадров существенно превышает тот, что был в 90-е и в начале 2000 гг, желающих прийти в авиаотрасль стало гораздо больше.

- Каково "качество" молодых сотрудников? Насколько они заинтересованы, вовлечены? Много ли среди тех, кто приходит в отрасль, и среди тех, кто занимает руководящие позиции, увлечённых, "идейных" авиаторов?

- Приток в отрасль оживился, по сравнению с тем, что был 10 лет назад. Но сегодняшняя ситуация специфична тем, что, например, в компьютерных играх, в блогерской среде, в IT сфере, можно очень быстро добиться какого-то заметного результата, профессионального роста, подняться по карьерной лестнице, перейти на новый уровень заработка. А в реальных отраслях, каковым является авиационная промышленность, создание авиационной и космической техники, это не происходит за один день или за одну бессонную ночь. Молодые кадры ждут быстрых изменений в жизни, пришел и сразу стал главным конструктором, к примеру. Но работа в этой сфере требует опыта, который накапливается годами. Тем не менее приходит достаточно иного молодых людей, мотивированных на свой профессиональный рост и готовых для этого трудиться, самосовершенствоваться, расти и учиться, чтобы достигать новых результатов.

- Какое событие из Вашего детства зародило интерес к авиации?

- Конкретного события я не выделю. Потому что я родился в авиационном городке, отец летал в качестве стрелка-радиста, во время Великой отечной войны, потом в учебном полку участвовал в обучение лётного состава. Позже часть трансформировалась в ракетные войска стратегического назначения, а служили в ней по большей части военные, которые пришли служить сразу после окончания войны. Таким было мое окружение. Поэтому сама жизнь, обстановка в военно-авиационном городке, среди воинов победителей, сражавшийся на фронтах Великой отечественной войны, среди тех, кто служил под началом героев, все это сформировало моё внимание, уважение, любовь к авиации и мою мечту летать!

- Вы занимались в авиамодельном кружке. Помните свои первые работы? Что оставило самые яркие впечатления с той поры: педагоги, друзья по кружку, соревнования?

- До того, как я пришел в авиамодельный кружок, у меня был сосед, которого звали дядя Гоша, Георгий Евстратович. По болезни он достаточно рано уволился из армии, и у него было много свободного времени, а был он, как говорят, человек очень рукастый. Он умел всё, ремонтировать радиоприемники и телевизоры, что в те времена было достаточно экзотично, он писал картины маслом и многое другое.

Но самое необычное и привлекательное для меня, ребенка тогда, стало то, что он был авиамоделистом, настоящим, который делал кордовые авиамодели, детальные копии самолетов. Он выходил во двор нашего дома, запускал их, тотчас собирая добрую половину военного городка. Смотреть, как летают модели, на всю эту атрибутику, созданную руками твоего знакомого, вызывало во мне восторг и желание быть причастным. Вот с этого и началось мое стремление к техническому творчеству. Так как в домашних условиях заниматься этим было практически невозможно, в те времена не было ни материалов, ничего, что можно было использовать, я пошёл в авиамодельный кружок. Это был Дом пионеров, а в нем кружок технического творчества, где мы делали летающие авиамодели, а я начинал с планеров, потом резиномоторка, потом кордовые, гоночные модели, потом бойцовые. Занимались ракетным моделизмом, судомоделизмом и даже радио, причем мы с приятелем собрали своими силами аппаратуру радиоуправления, которая работала метров на 50, а это была фантастика по тем временам.

- Можно ли сказать, что авиамодельные кружки, планерные школы и т.д. были полноценными кузницами кадров для авиационной отрасли?

- Эти структуры были кузницей людей, мотивированных на то, чтобы прийти в авиационную и космическую промышленность. То есть это были ещё не готовые кадры, но люди, которые стремились стать полноценным высококвалифицированными специалистами. Понять, что ты можешь сделать что-то руками, увидеть результат, совершенствоваться, ставить цели и идти к ним, в этом роль таких кружков, и она просто незаменима. Все, с кем бы я ни говорил, работая на МиГе, в ЛИИ и позже, все начинали с авиамодельного кружка. Именно тогда зарождалось желание сделать что-то летающее своими руками, и не просто что-то, а нечто выдающееся, которое будет летать.

- Складывается ощущение, что сегодня романтика лётных профессий поблекла. На Ваш взгляд, чем можно "зацепить" школьников, чтобы они начали интересоваться авиацией и космосом, мечтать стать пилотом, космонавтом или инженером?

- В годы моего детства говорили, что нужно отвлекать молодежь от улицы и вовлекать в такие вот кружки. Сейчас их нужно отвлекать от компьютерных игр, Интернета, социальных сетей и пагубных привычек. А для этого нужно, чтобы активно работали с детьми взрослые, которые знают, чем их заинтересовать. И важно, чтобы это носило не кампанейский характер, раз в пять лет встреча с выдающимся создателем авиационной техники, испытателем или космонавтом, а каждый день заниматься или ходить в кружок, 2-3 раза в неделю. Нужно открывать глаза детишкам на то, что существуют очень много интересных вещей, которые относятся к реальной жизни, в результате чего создается нечто реальное. Развивать и побуждать интерес к тому, чтобы сегодня сделать маленькую модель, маленький макет самолёта, завтра создать его в большем размере, а послезавтра сделать его летающим. А дальше идти к тому, чтобы создавать настоящие самолеты.

- Как Вы оцениваете положение дел в сферах технического творчества и технических видов спорта? Справляются ли кружки и клубы со своими задачами? Достаточно ли у них кадровых возможностей, достаточна ли материальная база?

- Во все времена можно было говорить, что для работы с молодёжью недостаточная база, мало кружков и т.д. И по-прежнему ключевая задача - может и не каждодневное, но системное взаимодействие с детьми и молодёжью в части привлечения и показа им, что можно делать, как можно делать и что это приводит к реальным, конкретным, материальным результатам, воплощается в нечто действующее. В этом смысле, Детский авиакосмический салон, который создается в городе Жуковском на базе Патриотического парка, и есть то подспорье, цель которого 365 дней в году работать с молодежью, по всем направлениям технического творчества, авто и мототехники и всего, что можно сделать своими руками, того, что реализуется в материальный продукт, того, что будет побуждать ребят сделать следующий больший шаг в этом направлении. И делать это так, чтобы они понимали, что авиация и космонавтика - это вполне реально.

- Вы были в числе организаторов ДАКС-2021, имели возможность следить за подготовкой мероприятия и его проведением. Оправдались ли Ваши ожидания?

- Да, ожидания от первого ДАКСа более чем оправдались, нам были понятны сильные и слабые моменты в организации прошлого года. И в этом году мы будем стараться учесть все замечания и развивать новые направления.

- Что, на Ваш взгляд, было самым ярким событием ДАКС-2021?

- Это мастер-классы, в прошлом году их было 15, в этом году планируется огромное количество, около 40. На них с детишками разного возраста занимаются вещами, которые, как я говорил выше, показывают, что и как нужно делать своими руками. Самолетики, макеты, ракеты и многое другое. Это был непрекращающийся интерес со стороны детворы, что в свою очередь стало приятным для организаторов сюрпризом. Летная программа безусловно тоже яркое событие, но это скорее зрелищная часть, чем какая-то смысловая, а вот смысловую часть наполняют именно мастер-классы, задача которых подтолкнуть к реальным шагам, чтобы потом ребенок сам создал самолёт или сел за штурвал.

- На что лично Вы обращаете приоритетное внимание при подготовке к ДАКС-2022?

- В силу профессиональной своей подготовки и деятельности понимаю, что праздник - это праздник, но приоритет в безопасности. Мое внимание к тому, чтобы летная программа была выполнена при соблюдении всех мер безопасности. Чтобы она была зрелищна, интересна для зрителей и вместе с тем никакого риска для участников мероприятия в себе не несла.

- Приглашая на ДАКС-2022 ребят и их родителей, на что бы Вы рекомендовали обратить внимание? Какие события точно нельзя пропустить?

- На мероприятии будет много интересных событий по авиации и космонавтики, да и не только, а также по многим техническим и патриотическим направлениям, и что посмотреть зависит от вкусовых предпочтений гостей. Я рекомендую потратить весь день и посмотреть всё....
Авторские права на данный материал принадлежат «Крылья Родины». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка