ТАСС
18 августа 2022, 18:54
В МАИ повысили скорость реагирования на нештатные ситуации в полетах в десятки раз
Адаптивную систему управления летательными аппаратами, которая в десятки раз быстрее позволит реагировать на нештатные ситуации, разработали исследователи Московского авиационного института (МАИ)
Как пояснили в МАИ, человеку при такой нештатной ситуации, как отказ в системе управления, вызванной, например, сбоями в работе датчиков или стабилизаторов, требуется 4-5 секунд, чтобы распознать происходящее. И затем еще не менее 3-4 секунд, чтобы изменить свои действия. Адаптивная система управления способна реагировать на нештатную ситуацию в десятки раз быстрее - ей требуется 0,2-0,3 секунды.
"Если мы передадим системе управления способность человека адаптироваться к динамике объекта управления, к ее изменениям и оперативно реагировать на возникающие неполадки, то значительно повысим безопасность полета и точность пилотирования. Примерно 75% всех летных происшествий связаны с человеческим фактором. Новая система призвана значительно уменьшить этот процент", - сказал руководитель лаборатории "Искусственный интеллект и безопасность полета" НЦМУ "Сверхзвук", заведующий кафедрой 106 "Динамика и управление полетом" МАИ Александр Ефремов, слова которого приводятся в сообщении.
Он добавил, что параметры системы управления настраиваются постоянно в течение всего полета. После распознавания проблемы специальный алгоритм меняет эти параметры для стабилизации ситуации. "Вероятность того, что алгоритм ошибется, нулевая", - отметил ученый.
Исследователи успешно апробировали свою систему на пилотажных стендах с участием операторов и летчиков. В МАИ считают, что систему можно в дальнейшем использовать и в разрабатываемом сверхзвуковом самолете, а также, например, на возвращаемых космических аппаратах, вертолетах и так далее.
Над проектом работают специалисты лаборатории "Пилотажные стенды и системы самолет-летчик" кафедры 106 МАИ в рамках деятельности лаборатории "Искусственный интеллект и безопасность полета" Научного центра мирового уровня (НЦМУ) "Сверхзвук". Одной из целей центра является разработка инновационной конфигурации сверхзвукового пассажирского самолета....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК