Известия
19 августа 2022, 07:40
"Як" так: авиакомпаниям предложили летать за рубеж на советских самолетах
Российским авиакомпаниям предложили взять в лизинг советские самолеты Як-42. Они позволят беспрепятственно выполнять рейсы за границу и не опасаться санкций
Второе дыхание
Российским авиакомпаниям предложили рассмотреть лизинг советских 120-местных самолетов Як-42Д. Весной-летом к нескольким перевозчикам обращался владелец 14 таких бортов - компания "АТ-Лизинг", сообщили источники "Известий" на авиарынке. Некоторым компаниям организация направила предложение в письменной форме, с другими ее представители общались устно, уточнили собеседники. В частности, лизинг Як-42 рассматривали в "Ираэро", Red Wings и группе Utair, знают источники "Известий". Лессор заверил, что управляет центром по техобслуживанию и ремонту этих самолетов в Челябинске и ремзаводом в Быково (Московская область), то есть может сдать борты "под ключ" с полным поддержанием их летной годности.
"Ираэро" еще до введенных весной санкций в отношении российской авиаотрасли искала на рынке самолет большей вместимости, чем рассчтианный на 100 пассажиров российский Superjet: на некоторых направлениях спрос на перевозку этой машиной не покрывался. В Як-42Д 120 мест, сказано в материалах "АТ-Лизинг". Весной "Ираэро" начала поиск пилотов и механиков на этот тип.
- Но предложенные Як-42 нас не устроили. И вряд ли мы будем рассматривать другие самолеты этого же типа. Дело не в его возрасте, а в его эксплуатационных характеристиках, - сообщил "Известиям" гендиректор авиакомпании Юрий Лапин.
Два источника в Utair тоже сообщили "Известиям", что эксплуатировать Як-42 авиакомпании группы не планируют.
- Лизингодатель готов поддерживать эксплуатацию самолетов только в течение трех лет, дальше - нет. Брать самолеты на три года никто не будет. А в нынешней ситуации фактического локдауна, отсутствия многих заграничных рейсов на ближайшие три года отрасли хватит и существующего парка, - объяснил один из собеседников в Utair.
Представитель Red Wings сообщил, что предложение по лизингу Як-42Д могло быть актуально перед летним сезоном, когда компании только формировали полетные программы.
- Як-42Д - надежный самолет, имеет хорошие летно-технические характеристики, но это устаревшая модель, которая в экономической эффективности сильно уступает современным SSJ-100. Однако с учетом ограничений, которые санкции накладывают на развитие отечественной авиации, такое предложение могло бы быть предметно рассмотрено, но до начала летнего сезона, а не в разгар, - сообщил он.
Пресс-секретарь Utair не ответил на запрос "Известий". Связаться с представителем "АТ-Лизинга" редакции не удалось.
Back to USSR
Як-42 - это советский трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный ОКБ им. А.С. Яковлева в середине 1970-х годов специально для "Аэрофлота". Первый полет национальный перевозчик совершил на "Яке" в конце 1980 года. По данным портала Russianplanes, с 1997-го по 2003-й было произведено 187 бортов Як-42. В 1980-х годах на Саратовском авиазаводе начали собирать модификацию самолета с увеличенными дальностью и максимальным взлетным весом - Як-42Д. Именно ее сейчас предлагает эксплуатантам "АТ-Лизинг". Последний самолет был поставлен заказчику в 2003 году. Производство модели прекращено.
Около 20 Як-42 до сих пор летают в России и Казахстане. В парке сибирской авиакомпании "Красавиа" - шесть "Яков", у "Ижавиа" - еще шесть (два из которых сейчас не летают). По данным Росавиации, еще несколько самолетов есть у оператора деловой авиации "РусДжет", у "Джет Экспресс", у авиакомпании "Космос" (входит в контур госкорпорации "Роскосмос"). Эти самолеты также используют в специальном летном отряде "Россия".
Но, несмотря на свою надежность, модель морально устарела, говорят в авиакомпаниях. В Red Wings напомнили, что из-за трех двигателей Як-42Д потребляет больше топлива, чем Superjet; для полетов на нем требуется третий член летного экипажа (бортмеханик), что повышает фонд оплаты труда.
- Плюс дальность Як-42Д заметно ниже и не позволила бы задействовать его на значительной части наших международных маршрутов, на которых летают SSJ-100, - добавил представитель Red Wings Александр Воробьев.
Директор "Ижавиа" по общим вопросам Павел Кульнев отметил, что подготовка экипажей на "Як" не проводится более 10 лет и на рынке жесточайший дефицит пилотов на этот тип.
- Кроме того, у нас практически не осталось аэропортов, где бы производили предполетное и послеполетное обслуживание "Яков" - то есть два авиамеханика у нас всегда летают на рейсе, занимая два пассажирских места, которые можно было бы продать. Сам салон очень компактный, узкий. Лететь у окна на "Яке" не так уж комфортно, - рассказал собеседник.
По мнению Павла Кульнева, экономически эффективная эксплуатация этих самолетов сегодня возможна только при мощной господдержке или на международных рейсах, где цена билета выше.
- Но, опять же, тогда самолет нужно дооборудовать специальной авионикой (затраты до 50 млн рублей) и переподготовить экипаж для международных рейсов - должен быть хотя бы один уже аттестованный на этот тип командир-инструктор, который подготовит второго пилота, - заключил Павел Кульнев.
Представитель "Красавиа" сообщил, что письменных предложений об аренде дополнительных Як-42 им не поступало. Компания сейчас ориентируется на новые, более экономичные самолеты, уточнил он, - например, ждет сертификации и первых поставок "Байкалов" в 2025 году.
Главное преимущество "Яков" перед SSJ - это то, что в них нет импортных компонентов, пояснил главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.
- Для "Суперджетов" поставки запчастей сейчас наиболее осложнены. Пока что SSJ летают, но что с ними будет через год - никто не знает. То есть "Яки" могли бы на время закрыть жизненно важные для нас маршруты. Кроме того, они более вместительны, дальность их полетов тоже больше, чем у базовой версии SSJ. Можно было бы, например, открыть новые рейсы в азиатские страны, подальше, или в Турцию из регионов, - полагает Илья Шатилин.
Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев добавил, что этот самолет полностью обслуживается в России, включая украинские двигатели Д-36, так что импортозависимости и санкционных рисков у него действительно нет. Поэтому в перспективе он может быть интересен заказчикам, но пока авиакомпаниям хватает имеющихся в парках самолетов, подытожил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Сентябрь 30, 2024
На пути к шестому поколению двигателей
Сентябрь 30, 2024
Курганский аэропорт объявил об изменении рейсов до Москвы и Сургута
Сентябрь 30, 2024
В октябре 2024 возобновятся рейсы из Самары в Шарджу
Сентябрь 30, 2024
Правительство ждет роста грузоперевозок авиатранспортом в 2024 году на 15%