Известия
22 августа 2022, 07:22
Острота "Кинжала": как развивался проект гиперзвукового комплекса
Российские гиперзвуковые ракеты "Кинжал" впервые заступили на постоянное боевое дежурство в Калининграде
Путь на Запад
В Министерстве обороны России 18 августа 2022 года сообщили, что в Калининградскую область на аэродром Чкаловск перебазированы три сверхзвуковых самолета МиГ-31 с гиперзвуковыми ракетами "Кинжал". Это первый случай, когда новейший комплекс вооружений с гиперзвуковым оружием появился в самой западной точке Российской Федерации.
"Кинжал" на сегодняшний день остается одной из самых секретных разработок российской ракетной и авиационной промышленности. Тем не менее после его премьеры в памятном выступлении президента РФ Владимира Путина перед Федеральным собранием 1 марта 2018 года про новейшую систему вооружений уже стали известны некоторые детали.
Комплекс 9-А-7660 "Кинжал" с гиперзвуковой ракетой и самолетом-носителем МиГ-31 разработан в 2000-2010-е годы коломенским КБ машиностроения совместно с РСК "МиГ". Выбор самолета неслучаен: именно такая машина, как МиГ-31, может выполнять роль не только носителя и стартовой платформы, но и первой разгонной ступени. КБ машиностроения широко известно своим наземным многофункциональным комплексом "Искандер-М" с твердотопливной аэробаллистической ракетой 9М723, и, судя по всему, именно она и послужила прототипом "Кинжала". Это весьма компактная ракета, она несет разные типы боевых частей и может запускаться на любой высоте и при любой начальной скорости носителя. Оставалось лишь доработать систему управления и научиться прицеливаться ракетой, подвешенной под самолет. В итоге был создан воздушный ракетный комплекс, не имеющий аналогов в мире.
Точные ТТХ-системы в открытой печати не публиковались. Однако известно, что дальность действия комплекса составляет около 2 тыс. км, а максимальная скорость ракеты может достигать 10 скоростей звука. В момент старта с такого носителя, как МиГ-31, ракета уже имеет высоту полета около 20 км и скорость не менее 1500 км/ч. За счет таких стартовых условий боеприпас "Кинжала" получает рекордную скорость полета и дальность действия, которая в несколько раз превышает дальность действия наземного прототипа.
Удар с гарантией
"Кинжал" летит по аэробаллистической траектории - то есть в плотных слоях атмосферы боеприпас движется с использованием подъемной силы обтекаемого корпуса, а в разряженных верхних слоях атмосферы - так же как все остальные баллистические ракеты, подобно брошенному камню. Такая комбинация позволяет получить максимальную дальность и уникальные противоракетные возможности. Ведь боеголовка управляется на всей траектории полета с помощью как аэродинамических рулей, так и с использованием маневровых микродвигателей. Это обеспечивает высокую точность и создает максимум сложностей для системы обороны потенциального противника - ведь ракету, которая в процессе полета совершает непредсказуемые маневры, крайне сложно сбить. Но это не все. После установки радиолокационной головки наведения ракета становится еще и самонаводящейся.
Скорее всего, ракеты комплекса оснащены радиолокационной системой наведения и могут поражать не только неподвижные цели с известными заранее координатами, но и наносить прицельные удары по движущимся объектам типа авианосца или другого корабля. Любая крупная радиоконтрастная цель будет найдена такой ракетой, выделена среди других и уничтожена с первого попадания.
Комплекс "Кинжал" может гарантированно поразить любую наземную и даже защищенную цель - скорость боеприпаса в момент падения превышает 1 км/сек. Ни один наземный объект не может быть защищен от такой угрозы, даже если она не несет ядерного заряда. А с ядерной боеголовкой проникающего типа она сможет одним попаданием "выкорчевать" любой заглубленный объект типа шахтной пусковой установки баллистической ракеты или стационарного подземного командного пункта.
По своим возможностям комплексы "Кинжал" относятся к стратегическим системам оружия, и недаром на самолетах-носителях МиГ-31, которые 18 августа прибыли в Калининград, видны эмблемы Дальней авиации ВКС России. По информации от Министерства обороны РФ, "Кинжалы" включены в состав именно Дальней авиации. И сегодня в рядах ВКС России есть уже целый полк самолетов - носителей МиГ-31, эскадрильи которого могут быть оперативно переброшены на любой удаленный аэродром и с подскока уйти к целям.
Таким образом, "Кинжал" сегодня - это новейшее средство быстрого и высокоточного реагирования практически на любые вызовы от сколь угодно сильного противника. Такого типа ракетных комплексов в настоящее время нет на вооружении ни в одной армии мира. Кстати, с базы под Калининградом "Кинжалы" могут поразить цели в Европе, включая всю территорию Франции и Великобритании. С Кольского полуострова можно контролировать всю северную Атлантику до Исландии. С Чукотки - всю Аляску, а из Крыма - центральную и восточную часть Средиземного моря.
Легенда о "Кинжале"
Не успев появиться в публичном медиапространстве, ракетный комплекс "Кинжал" сразу же начал обрастать легендами. К одной из них относится его якобы официальное название "Х-47М2". Любопытно, что индекса в системе обозначений техники Вооруженных сил России в действительности никогда не существовало.
История его появления такова: в 2014 году, по ошибке, в пересказе выступления главы корпорации "Тактическое ракетное вооружение" в СМИ появилось обозначение "перспективной ракеты для самолета 5-го поколения ПАК ФА Х-74М2". И действительно, глава КТРВ вел речь о ракете "воздух-воздух" для ПАК ФА К-74М2, по которой велись в то время работы. Индекс "К" имеют обычно именно боеприпасы "воздух-воздух", а вот индекс ракет "воздух-земля" начинается обычно с буквы "Х". Из-за этой путаницы чуть позже появился еще более странный индекс "Х-47М2". Он оказался настолько похожим на правду, что остался в массах и живет в медиапространстве до сих пор....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК