О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Острота "Кинжала": как развивался проект гиперзвукового комплекса

Российские гиперзвуковые ракеты "Кинжал" впервые заступили на постоянное боевое дежурство в Калининграде

Российские гиперзвуковые ракеты "Кинжал" впервые заступили на постоянное боевое дежурство в Калининграде. 18 августа военное ведомство распространило видео перелета трех истребителей - носителей МиГ-31, которые выполнили посадку на аэродроме Чкаловский в Калининградской области. Как заявили в Минобороны, это развертывание выполнено "в рамках выполнения дополнительных мероприятий стратегического сдерживания". Хотя "Кинжал" уже успел принять участие в специальной военной операции, он до сих пор остается одной из самых закрытых систем в арсенале российской армии. В том, как развивался этот проект, каковы перспективы развития "Кинжала" и почему индекс "Х-47М2", который якобы носит система, - это фейк, разбирались "Известия".

Путь на Запад

В Министерстве обороны России 18 августа 2022 года сообщили, что в Калининградскую область на аэродром Чкаловск перебазированы три сверхзвуковых самолета МиГ-31 с гиперзвуковыми ракетами "Кинжал". Это первый случай, когда новейший комплекс вооружений с гиперзвуковым оружием появился в самой западной точке Российской Федерации.

"Кинжал" на сегодняшний день остается одной из самых секретных разработок российской ракетной и авиационной промышленности. Тем не менее после его премьеры в памятном выступлении президента РФ Владимира Путина перед Федеральным собранием 1 марта 2018 года про новейшую систему вооружений уже стали известны некоторые детали.

Комплекс 9-А-7660 "Кинжал" с гиперзвуковой ракетой и самолетом-носителем МиГ-31 разработан в 2000-2010-е годы коломенским КБ машиностроения совместно с РСК "МиГ". Выбор самолета неслучаен: именно такая машина, как МиГ-31, может выполнять роль не только носителя и стартовой платформы, но и первой разгонной ступени. КБ машиностроения широко известно своим наземным многофункциональным комплексом "Искандер-М" с твердотопливной аэробаллистической ракетой 9М723, и, судя по всему, именно она и послужила прототипом "Кинжала". Это весьма компактная ракета, она несет разные типы боевых частей и может запускаться на любой высоте и при любой начальной скорости носителя. Оставалось лишь доработать систему управления и научиться прицеливаться ракетой, подвешенной под самолет. В итоге был создан воздушный ракетный комплекс, не имеющий аналогов в мире.

Точные ТТХ-системы в открытой печати не публиковались. Однако известно, что дальность действия комплекса составляет около 2 тыс. км, а максимальная скорость ракеты может достигать 10 скоростей звука. В момент старта с такого носителя, как МиГ-31, ракета уже имеет высоту полета около 20 км и скорость не менее 1500 км/ч. За счет таких стартовых условий боеприпас "Кинжала" получает рекордную скорость полета и дальность действия, которая в несколько раз превышает дальность действия наземного прототипа.

Удар с гарантией

"Кинжал" летит по аэробаллистической траектории - то есть в плотных слоях атмосферы боеприпас движется с использованием подъемной силы обтекаемого корпуса, а в разряженных верхних слоях атмосферы - так же как все остальные баллистические ракеты, подобно брошенному камню. Такая комбинация позволяет получить максимальную дальность и уникальные противоракетные возможности. Ведь боеголовка управляется на всей траектории полета с помощью как аэродинамических рулей, так и с использованием маневровых микродвигателей. Это обеспечивает высокую точность и создает максимум сложностей для системы обороны потенциального противника - ведь ракету, которая в процессе полета совершает непредсказуемые маневры, крайне сложно сбить. Но это не все. После установки радиолокационной головки наведения ракета становится еще и самонаводящейся.

Скорее всего, ракеты комплекса оснащены радиолокационной системой наведения и могут поражать не только неподвижные цели с известными заранее координатами, но и наносить прицельные удары по движущимся объектам типа авианосца или другого корабля. Любая крупная радиоконтрастная цель будет найдена такой ракетой, выделена среди других и уничтожена с первого попадания.

Комплекс "Кинжал" может гарантированно поразить любую наземную и даже защищенную цель - скорость боеприпаса в момент падения превышает 1 км/сек. Ни один наземный объект не может быть защищен от такой угрозы, даже если она не несет ядерного заряда. А с ядерной боеголовкой проникающего типа она сможет одним попаданием "выкорчевать" любой заглубленный объект типа шахтной пусковой установки баллистической ракеты или стационарного подземного командного пункта.

По своим возможностям комплексы "Кинжал" относятся к стратегическим системам оружия, и недаром на самолетах-носителях МиГ-31, которые 18 августа прибыли в Калининград, видны эмблемы Дальней авиации ВКС России. По информации от Министерства обороны РФ, "Кинжалы" включены в состав именно Дальней авиации. И сегодня в рядах ВКС России есть уже целый полк самолетов - носителей МиГ-31, эскадрильи которого могут быть оперативно переброшены на любой удаленный аэродром и с подскока уйти к целям.

Таким образом, "Кинжал" сегодня - это новейшее средство быстрого и высокоточного реагирования практически на любые вызовы от сколь угодно сильного противника. Такого типа ракетных комплексов в настоящее время нет на вооружении ни в одной армии мира. Кстати, с базы под Калининградом "Кинжалы" могут поразить цели в Европе, включая всю территорию Франции и Великобритании. С Кольского полуострова можно контролировать всю северную Атлантику до Исландии. С Чукотки - всю Аляску, а из Крыма - центральную и восточную часть Средиземного моря.

Легенда о "Кинжале"

Не успев появиться в публичном медиапространстве, ракетный комплекс "Кинжал" сразу же начал обрастать легендами. К одной из них относится его якобы официальное название "Х-47М2". Любопытно, что индекса в системе обозначений техники Вооруженных сил России в действительности никогда не существовало.

История его появления такова: в 2014 году, по ошибке, в пересказе выступления главы корпорации "Тактическое ракетное вооружение" в СМИ появилось обозначение "перспективной ракеты для самолета 5-го поколения ПАК ФА Х-74М2". И действительно, глава КТРВ вел речь о ракете "воздух-воздух" для ПАК ФА К-74М2, по которой велись в то время работы. Индекс "К" имеют обычно именно боеприпасы "воздух-воздух", а вот индекс ракет "воздух-земля" начинается обычно с буквы "Х". Из-за этой путаницы чуть позже появился еще более странный индекс "Х-47М2". Он оказался настолько похожим на правду, что остался в массах и живет в медиапространстве до сих пор....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка