О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Одна дорога - в небо!". Наш гость - Герой России, Заслуженный летчик-испытатель Игорь Вотинцев

На вопрос, почему он стал летчиком, наш герой отвечает улыбкой: "У тех, кто родился в Жуковском, одна дорога - в небо"

На вопрос, почему он стал летчиком, наш герой отвечает улыбкой: "У тех, кто родился в Жуковском, одна дорога - в небо". И трудно не согласиться: самая длинная в Европе взлетная полоса авиаграда всегда дает "добро" отважным мечтателям и их крылатым машинам.

С мечтой о полете

Игорь Вотинцев родился в 1953 году в Жуковском. Шутит, что "под крылом самолета" он воспитывался с детского сада - здание располагалось на территории, которая позже отошла к ЛИИ.

"Вся жизнь "крутится" вокруг одного места. Даже детский сад мой был напротив здания Школы летчиков-испытателей, где я позже учился", - улыбается он.

Выбору летной профессии посодействовало и то, что родители Игоря были связаны с авиационными предприятиями города. Отец, Виктор Петрович был заместителем начальника базы ЖЛИиДБ, а мама, Полина Федоровна работала в ЛИИ техником.

"У родителей было много друзей летчиков, и их пример воодушевлял. Так что о работе летчика-испытателя я знал "из первых уст". Родители всецело поддерживали. Я поступил в Харьковское высшее военное училище летчиков - одно из трех училищ в Советском Союзе, где готовили пилотов истребительной авиации. После окончания училища летал в частях ВВС на самолетах МиГ-21", - рассказывает летчик.

Но была еще одна "высокая мечта": учить летать самолеты. Игорь еще курсантом знал, что будет учиться в Школе летчиков-испытателей, куда и поступил в 1978 году. За время обучения в ШЛИ Вотинцев освоил 12 типов самолетов и их модификаций, в том числе Ту-124, Ту-104, МиГ-23, МиГ-25, Су-17.

Как учат летать самолеты

В общей сложности Игорь Вотинцев занимался летно-испытательной работой 30 лет - с 1980 по 2010 годы.

"В июле 1980 года меня приняли летчиком-испытателем на Московский машиностроительный завод имени Сухого ("ОКБ Сухого"). Первым самолетом, в испытаниях которого пришлось участвовать, стал Су-17М2. В дальнейшем принимал участие в испытаниях Су-24, Су-24М, Су-25, Т-10 (прототип Су-27), С-37 (Су-47 "Беркут"). Участвовал в проекте "морской тематики". Так, в 1989 году мы сажали самолет на авианосец. Первую посадку на Су-27 сделал Виктор Пугачев. В этот же день на палубу сел МиГ-29, его пилотировал Токтар Аубакиров. А третий самолет - Су-25 посадил я, в задней кабине был Александр Крутов", - делится воспоминаниями испытатель.

Одним из самых запомнившихся испытательных полетов Вотинцев считает беспосадочный перелет Раменское - Комсомольск-на-Амуре и обратно:

"В 1987 году вместе с Николаем Садовниковым на Су-27УБ мы с четырьмя дозаправками в воздухе преодолели расстояние 13 700 километров и пробыли в воздухе 15 часов 42 минуты. На тот момент на истребителях столько никто не летал. Хотя, задачи поставить рекорд не было", - вспоминает он.

В 1997 году Игорь Вотинцев впервые поднял в воздух уникальный истребитель С-37 (Су-47 "Беркут") с обратной стреловидностью крыла. В процессе летных испытаний предполагалось проверить многие идеи. Не только аэродинамическую эффективность, но и такие характеристики, как малозаметность, способность летать на "дозвуке".

В 2001 году он совместно с летчиком-испытателем Юрием Ващуком испытал многоцелевой грузопассажирский самолет С-80ГП (СУ-80ГП). На самолете Су-32 установил два мировых рекорда высоты.

Героические будни

Золотую Звезду Героя Игорь Вотинчев получил за совокупность летных испытаний и многолетнюю работу. Героические будни летчика-испытателя - это не только летное мастерство на предельных высотах и скоростях, но и постоянный риск экстремальных ситуаций.

"К счастью, мне не приходилось катапультироваться - Бог миловал. Однако сложные полеты были. Так, когда в 1995 году мы с Игорем Соловьевым на Су-32 возвращались с авиасалона в Ле-Бурже, произошел частичный отказ управления, самолет стало раскачивать. Запросили аварийную посадку в Праге. При посадке шасси колеса оказались заблокированными. Покрышки слетели, диски от трения стерлись, загорелись остатки шин. Из кабины не выбраться - пламя!", , - рассказывает Игорь Викторович.

Однако риск, присущий профессии, - не повод отступать от мечты. "Главное - мечтать! Не бояться препятствий: все преодолимо, если живешь мечтой о небе", - говорит он.

Общий налет Игоря Вотинцева - свыше 4 500 часов. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, летчику-испытателю Вотинцеву Игорю Викторовичу Указом президента РФ от 4 апреля 1998 года присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". Награжден орденами Знак Почета и "За личное мужество"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Авиаград Жуковский». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка