О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ночной охотник" и его "зверская" компания

Настоящим боевым дебютом для Ка-52 "Аллигаторов" и Ми-28Н "Ночных охотников" стала специальная военная операция, хотя эти машины поднимались и в небо Сирии

Эффект конкуренции

Настоящим боевым дебютом для Ка-52 "Аллигаторов" и Ми-28Н "Ночных охотников" стала специальная военная операция, хотя эти машины поднимались и в небо Сирии. Но там противник был намного слабее, тогда как на Украине против российской авиации работает широкая линейка средств ПВО. Тем не менее вертолеты успешно поддерживают с воздуха наступление союзных сил. Что, надо отметить, не так уж и просто, поскольку линию фронта, связывающую Северск, Артемовск и Соледар, противник превратил в мощный укрепрайон, насыщенный большим количеством средств противовоздушной обороны. И только высокий профессионализм, доведенный до высокой степени боевого искусства, позволяет экипажам успешно решать боевые задачи.

Благодаря телевизионным репортажам, схема боевого маневрирования ударных вертолетов не является большим секретом: чтобы не попасть в зону действия ПВО противника, к цели вертолеты выходят на минимальной высоте и только перед нанесением удара делают так называемую горку и применяют оружие. А уходят, отстреливая тепловые ловушки. При этом уничтожением наземных целей - боевой техники противника и опорных пунктов - возможности "Ночных охотников", "Аллигаторов" и "Крокодилов" (Ми-24) не исчерпываются. Российские вертолеты могут вести и воздушные поединки с противником. Что, впрочем, давно известно.

Еще 8 июня 1982 года в Ливане сирийский вертолет советского производства Ми-24, больше известный как "Крокодил", атаковал колонну израильской бронетехники, на подмогу которой прибыли два израильских реактивных истребителя F-4 "Фантом". Но, заходя в атаку на Ми-24, "Фантом" выдал себя излучением радиолокатора. По этому лучу экипаж вертолета и выпустил две управляемые ракеты (подчеркнем, тоже советского производства), которые попали в цель и разнесли в клочья израильский истребитель.

Похожая дуэль состоялась в октябре 1984 года во время ирано-иракской войны. Иранский "Фантом" выпустил по иракскому вертолету ракету, но она потеряла цель. Тогда экипаж "Фантома" решил сбить Ми-24, но иракский летчик не растерялся: с расстояния в 3,5 км выпустил сразу все 32 неуправляемые ракеты, увернуться от которых шанса не было, и "Фантом" разлетелся на части.

Не менее показательные эпизоды числятся и за Ка-52, и тут самое время отметить, что камовские вертолеты с характерной соосной схемой расположения винтов прежде использовались исключительно в интересах флота (противолодочная авиация) и пробивали себе дорогу на поле боя в острой конкуренции с машинами ОКБ М.Л. Миля - линейкой модернизаций Ми-24 и вертолетами нового поколения Ми-28 и Ми-28Н "Ночной охотник". Не исключено, что именно конкуренция позволила обеим машинам - и камовской, и милевской - подняться на самую высокую ступень в табели о рангах ударных вертолетов, ни в чем не уступая разрекламированным и самым тиражным в мире АН-64 "Апач".

Сначала была "Акула"

В ответ на появление у американцев вертолета "Апач" 16 декабря 1976 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о начале создания нового поколения боевых вертолетов. В конкурсе участвовали коллективы ОКБ М.Л. Миля и Н.И. Камова. Первым в воздух поднялся прототип боевого вертолета ОКБ Н.И. Камова (главный конструктор Сергей Викторович Михеев). Разработка милевского вертолета (генеральный конструктор Марат Николаевич Тищенко, главный конструктор Марк Владимирович Вайнберг) была завершена чуть позже. По итогам проводившихся в 1984-1994 годах сравнительных испытаний камовский вертолет, получивший наименование Ка-50 "Черная акула" (по кодификации НАТО: Hokum-A - "Обманщик", "Оборотень"), выиграл конкурс у еще недоведенного до полного совершенства Ми-28.

При создании Ка-50 ОКБ Камова максимально применило все имевшиеся тогда инновации в создании ударного вертолета нового типа: скоростную соосную компоновочную схему расположения винтов, первое в истории вертолетной авиации катапультное кресло, многолонжеронные композитные лопасти, эффективное бронирование, максимальную автоматизацию вооружения, при этом экипаж состоял из одного человека. Подобного в истории не бывало. Например, соосная схема, которая по сей день нигде в мире не используется, обеспечила "Черной акуле" простоту управления, высокую маневренность, а также повышенную боевую живучесть - за счет отсутствия весьма уязвимого рулевого винта с его системами управления и редуктором.

Отметим, что "Черные акулы" способны выполнять виражи с креном до 65 градусов, горки и пикирования с тангажами до 60 градусов. А скороподъемность более 15 м/с позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа во всем диапазоне высот и скоростей с перегрузкой более 3 единиц. Например, летчиков Центра боевого применения армейской авиации российских Вооруженных сил особенно восхищала способность "Акул" на скоростях до 200-220 км/ч разворачиваться на 180 градусов и встречать догоняющего противника залповым ударом в "лоб". Продолжительное время такой тактический прием был не под силу ни одному вертолету в мире: вот ты его догоняешь, а вот он уже летит тебе навстречу и ведет огонь...

Что касается штурмана, то его на Ка-50 заменил интегральный прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, предназначенный для поиска целей и автоматического наведения вооружения, а также для решения задач автоматизированного пилотирования и навигации. Бортовая ЭВМ автоматически принимает целеуказания от другого вертолета, самолета ДРЛО или наземного разведывательного комплекса и по команде пилота выводит полученную информацию на кабинный индикатор тактической обстановки и индикатор лобового стекла. Кроме того, на вертолете используется нашлемная система целеуказания. Поворачивая голову при слежении за целью, летчик тем самым автоматически ориентирует головки самонаведения ракет в нужном направлении.

Благодаря хорошей бронезащите, выдерживающей попадание 20-мм снарядов, Ка-50 стал наследником легендарного штурмовика Ил-2, вошедшего в историю Второй мировой войны как "летающий танк". К этому необходимо добавить многократное дублирование жизненно важных систем вертолета и наличие единственной в мире системы катапультирования с вероятностью спасения не менее 0,9.

В Центр боевого применения армейской авиации первые Ка-50 поступили в ноябре 1993-го, а уже в августе 1995-го "Черная акула" была принята на вооружение авиации Сухопутных войск России. Серийное строительство началось на авиазаводе в городе Арсеньеве Приморского края. Причем вертолет оказался доступен в пилотировании летчикам даже средней квалификации, прежде летавшим на классических вертолетах.

Тем не менее освоение уникальной боевой машины не обошлось без жертв. В июне 1998 года погиб начальник Центра подготовки заслуженный военный летчик, Герой Российской Федерации генерал-майор Борис Воробьев, освоивший Ка-50 в полном объеме - и как летчик-исследователь, и как летчик-испытатель - первым выполнил на "Черной акуле" мертвую петлю.

Благодаря таким пилотам, как генерал-майор Борис Воробьев, даже при неудовлетворительном финансировании уже к 2000 году Ка-50 ни в чем не уступал самому современному американскому вертолету АН-64 "Апач", который создавался в абсолютно "тепличных" условиях.

Ударный "Аллигатор"

Ка-52 "Аллигатор", который и пошел в большую серию, был выполнен в двухместном варианте. В ОКБ Камова, в частности (были и другие резоны), пришли к выводу, что один пилот, даже при имеющемся уровне автоматизации, не справится с одновременным пилотированием и боевым применением. Поэтому комплекс разведки и целеуказания перенесли на двухместный вертолет, который, кроме выполнения задач "командирской" машины, может использоваться и в ударном варианте, способном вести самостоятельные боевые действия, в том числе ночью и при сложных метеоусловиях. Особо важно, что при создании Ка-52 было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что упростило организацию серийного производства и освоение боевой машины в летных частях.

А в августе 2020 года с аэродрома на авиазаводе "Прогресс" поднялась в воздух модернизированная версия "Аллигатора" - Ка-52М. Вертолет оснащен усовершенствованным оптико-электронным прицелом с увеличенной дальностью обнаружения и распознавание целей, позволяющим применять более дальнобойные ракеты. Для большей точности стрельбы новый цифровой привод получила встроенная пушка. Также у Ка-52М появился новый радар с активной фазированной решеткой, а лопасти несущих винтов снабжены более мощной системой обогрева, что позволяет использовать машину в Арктике.

Тактико-технические характеристики ударного вертолета Ка-52
  • Размеры: длина фюзеляжа - 14,2 м, высота - 5,00 м, диаметр несущих винтов - 14,50 м, размах крыла - 7,3 м.
  • Максимальная взлетная масса - 10,8 т.
  • Силовая установка - 2 газотурбинных двигателя ТВаД ВК-2500 производства АО "ОДК-Климов" мощностью 2400 л.с. каждый (на взлетном режиме), на чрезвычайном - 2700 л.с. каждый.
  • Скорость: максимальная - 300 км/ч, крейсерская - 260 км/ч.
  • Потолок: статический потолок без учета влияния земли - 4000 м, динамический - 5500 м.
  • Скороподъемность - 15 м/с МСА (Р=0).
  • Дальность полета: практическая с полной заправкой внутренних баков - 460 км, перегоночная - 1200 км.
  • Вооружение: одна 30-мм пушка 2А42 во встроенной установке НППУ-80 (боекомплект 460 патронов 30 х 165 мм), две 23-мм двуствольные пушки ГШ-23Л в подвесных контейнерах УПК-23-250 (боезапас - 2 х 250 выстрелов 23 х 115 мм); 6 точек подвески с боевой нагрузкой 2800 кг: управляемые ракеты: 2 х 6 ПТУР 9М120-1 "Атака" (ПТРК 9К113У "Штурм-ВУ": максимальная дальность 6 км; лазерная система наведения, полуавтоматическая многоканальная); или 2 х 6 ПТУР 9А4172К "Вихрь-1" на пусковых установках УПП-800 (ПТРК 9К121М "Вихрь-М": максимальная дальность 10 км); 2 х 2 УР 9М39 "Игла-В" на пусковых устройствах АПУСУВ И-В или 2 х 2 УР 9М342 "Игла-С" на КАМ "Стрелец"; неуправляемые ракеты: 4 х 5 - 122-мм НАР С-13 в блоках Б-13Л5 или 4 х 20-80-мм НАР С-8 в блоках Б-8В20А: бомбы: 4 авиабомбы массой до 500 кг каждая.
Как уже отмечалось, Ка-52 - единственный в мире серийный боевой вертолет, оснащенный системой катапультирования (КАС-37-800М). При выдергивании рукояток катапультирования производится отстрел лопастей, а специальное взрывное устройство (СОАВ), вмонтированное в фонарь кабины пилотов, "разбивает" его, и из-за спины пилота стартует небольшая ракета, которая на фале вытаскивает летчика.

Не так давно стало известно, что 20 марта произошло первое в истории боевое катапультирование экипажа из вертолета, который был подбит зенитным огнем и получил повреждения, исключающие дальнейший управляемый полет. КАС-37-800М не подвела, катапультирование прошло успешно.

Ночной "Опустошитель"

Прошли годы, прежде чем Ми-24 по прозвищу "Крокодил" стал называться "Ночным охотником" и получил индекс Ми-28Н (по кодификации НАТО: Havoc - "Опустошитель"). Речь идет об ударном вертолете производства ПАО "Роствертол" (входит в холдинг "Вертолеты России"), предназначенном для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также для борьбы с малоскоростными воздушными целями и живой силой противника. Как уже было сказано, рождалась эта боевая машина в остром соперничестве с вертолетами фирмы Камова. А первые полеты опытный образец вертолета Ми-28 (еще без "Н") совершил 10 ноября и 19 декабря 1982 года (летчик-испытатель Гурген Рубенович Карапетян, штурман-испытатель Виктор Владимирович Цыганков).

Возможности впечатляют: Ми-28 может использоваться для огневой поддержки частей Сухопутных войск, сопровождения десантно-транспортных вертолетов, поражения воздушных целей и решения многих других боевых задач, однако основным его назначением является уничтожение бронетанковой техники противника. При этом считается, что вертолеты этого класса в борьбе с танками в 10-20 раз эффективнее самих танков, решающих такую же боевую задачу. В целом же, по боевым возможностям Ми-28 почти в два раза превосходит знаменитый Ми-24П (пушечный) и является самым мощным в мире боевым вертолетом.

Ми-28 - вертолет одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и Х-образным рулевым винтами, прямым крылом малого размаха и трехстоечным не убирающимся в полете колесным шасси с хвостовым колесом. Он способен совершать фигуры высшего пилотажа: петлю Нестерова, переворот Иммельмана, бочку, полет боком, полет назад, вбок со скоростью до 100 км/ч, разворот с угловой скоростью до 117 градусов/с, при этом максимальная угловая скорость крена - более 100 градусов/с.

Дальнейшим развитием новой милевской машины стал Ми-28Н ("Ночной охотник"), предназначенный для уничтожения танков и других бронированных целей, воздушных целей и живой силы противника в любое время суток и при любой погоде. Главным элементом, позволяющим говорить о "Ночном охотнике" как о принципиально новом боевом вертолете, является установленный на нем комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, созданный на базе обзорно-прицельных, пилотажных и навигационных систем Раменским приборным конструкторским бюро.

Этот комплекс, как заявляется, обеспечивает Ми-28Н возможность выполнять боевые задачи в любое время суток и в любых погодных условиях, на предельно малых высотах (около 5 м) с огибанием рельефа местности и в автоматизированном режиме. Аппаратура комплекса позволяет осуществлять поиск, обнаружение - распознание целей, ведение групповых боевых действий с автоматическим перераспределением целей между вертолетами, наземными и воздушными командными пунктами. Важнейший компонент комплекса - надвтулочная бортовая РЛС "Арбалет", разработанная российским объединением "Фазотрон", которая делает возможным полет в ночных условиях на предельно малой высоте.

Вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" принят на вооружение в декабре 2013 года. На начало 2021 года было произведено около 130 вертолетов этого типа, которых называют "летающими танками" и нередко применяют в боях для прикрытия "Аллигаторов".

Тактико-технические характеристики Ми-28Н
  • Размеры: длина фюзеляжа с пушкой - 17,05 м, высота - 3,82 м, диаметр несущего винта - 17,20 м, диаметр рулевого винта - 3,85 м.
  • Масса: нормальная - 10 900 кг, максимальная взлетная - 12 100 кг.
  • Силовая установка - 2 газотурбинных двигателя ВК-2500, установленных по бокам в верхней части фюзеляжа, мощностью 2700 л.с. каждый на чрезвычайном режиме, 1500 л.с. - на крейсерском режиме.
  • Скорость: крейсерская - 265 км/ч, максимальная - 300 км/ч.
  • Потолок: статический - 3600 м, динамический - 5600 м.
  • Скороподъемность - 13,6 м/с.
  • Дальность полета: максимальная - 450 км, с ПТБ - 1087 км.
  • Вооружение: одна встроенная 30-мм пушка 2А42 (боекомплект 250 патронов), 4 точки подвески: до 16 пусковых установок управляемых противотанковых ракет "Штурм-В" или "Атака-В", до 8 пусковых установок управляемых ракет класса "воздух-воздух" "Игла-В", 2-4 пусковые установки неуправляемых ракет калибров: 80, 122 и 240 мм, 30-мм пушка НППУ-28 (боекомплект 250 снарядов); два подвесных пушечных контейнера с 23-мм двуствольной авиапушкой ГШ-23, 1-2 универсальных вертолетных гондол.
  • Экипаж - 2 человека.
Отметим, что новейшие версии Ми-28Н способны применять управляемые ракеты "Вихрь" и "Гермес", а также ракеты воздух-воздух "Игла-В" с инфракрасной головкой самонаведения, предназначенные для поражения беспилотников, вертолетов, самолетов и крылатых ракет.

Делайте выводы...

…И маленькая ремарка. В отличие от американского вертолета AH-64, поступившего на вооружение через 9 лет после первого полета, начатый разрабатываться еще в СССР Ка-50 поступил на вооружение Российской армии только через 13 лет после первого полета, а Ми-28 аж через 31 год... Эксперты также отмечают, что принятые на вооружение Ка-52 и Ми-28 и получившие в войсках как положительные, так и отрицательные отзывы, в целом, выигрывают по бронированию и маневренности в сравнении с AH-64 "Апач", однако уступают ему по БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) и вооружению. Сравнимое с установленным на AH-64D/E, БРЭО появилось уже на модернизированном Ми-28НМ, как и на Ка-52М с усовершенствованными обзорно-прицельными системами и ракетами увеличенной дальности.

А вот отставание по ПТУР к началу 2021 года все еще сохранялось. Если американские вертолеты применяют ПТУР в режиме "выстрелил и забыл", то российским вертолетам, применяющим ПТУР "Атака" или "Вихрь", требуется сопровождение цели на всем протяжении полета ракеты. Причина: качество элементной базы и, соответственно, отсутствие компактных многодиапазонных головок самонаведения.

Но вернемся к специальной военной операции на Украине. Надо отметить, что в целом российские ударные вертолеты подтверждают заложенные в них характеристики. Однако опыт боевого применения позволяет наметить ряд направлений для совершенствования боевых машин и тактики их применения. В частности, отмечаются случаи поражения Ка-52 с помощью зенитных ракет, зафиксирован случай попадания в "Аллигатор" из противотанкового комплекса.

Именно боевой опыт, даже негативный, должен быть положен в основу совершенствования боевой тактики армейской авиации и совершенствования самой авиационной техники. При этом надо понимать, что на Украине задействована далеко не вся линейка средств противовоздушной обороны стран НАТО, поэтому необходимы решительные шаги на опережение - чтобы было чем неприятно удивить противника....
Авторские права на данный материал принадлежат «Медиагруппа Звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка