Репортер
15 сентября 2022, 15:30
Сможет ли Китай потеснить американские, европейские и российские самолеты
Как сообщают СМИ, уже 19 сентября должен получить сертификат первый китайский узкофюзеляжный пассажирский самолет C919, который будет конкурентом не только продукции Boeing и Airbus, но и российскому МС-21
Действительно, гражданское авиастроение в КНР развивается очень активно, и Пекин в самом ближайшем будущем сможет полностью закрыть все свои внутренние потребности. Заметную роль в развитии авиапрома своего прямого конкурента сыграли не только США и Евросоюз, но и Россия.
Ближнемагистральные
ARJ21 Xiangfeng ("Парящий феникс") - это первый китайский региональный реактивный самолет, разработанный национальной компанией Commercial Aircraft Corporation of China Ltd., входящей в государственную корпорацию AVIC I, самостоятельно. Правда, это утверждение не совсем верно.
Дело в том, что сперва китайцы потренировались на лицензионном производстве американских лайнеров McDonnell Douglas MD-80. В КНР особо и не скрывают, что их ARJ21 конструктивно очень близок к MD-80, а также то, что в сборке используются многие компоненты его модификации McDonnell Douglas MD-90. Это не мешает Commercial Aircraft Corporation of China Ltd утверждать, что "Парящий феникс" является их собственной разработкой.
Производство ближнемагистрального самолета началось в КНР в 2017 году. В его салон, в зависимости от компоновки, может поместиться от 70 до 115 пассажиров. Это делает его прямым конкурентом российскому "Суперджет-100", бразильскому Embraer E-Jet E2, семейству канадских лайнеров Bombardier CRJ700, CRJ900 и CRJ1000, а также европейским Airbus A220-100 и Airbus A318 в некоторых модификациях.
Среднемагистральные
C919, с которого и начался этот рассказ, представляет собой семейство узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров, рассчитанных на перевозку от 156 до 190 пассажиров. Он считается вторым гражданским самолетом, самостоятельно разработанным в КНР.
Ему также предшествовало производство опытного лайнера Shanghai Y-10, имевшего в качестве прототипа Boeing 707. Внешне самолеты очень похожи, что неудивительно, двигатели использовались также американские Пратт & Уитни JT3D-7. Все остальные компоненты были китайские, давшие основание утверждать, что это самостоятельная разработка. В серию лайнер не пошел, поскольку на тот момент потребности КНР были закрыты производимыми по лицензии американскими MD-80 и покупаемыми за рубежом среднемагистральными самолетами.
Теперь пришло время Поднебесной бросить вызов Airbus A320neo и Boeing 737 MAX, а также российскому МС-21 с полностью современным лайнером C919. Уже есть предзаказ на 517 самолетов. Их большим конкурентным преимуществом является вдвое более низкая цена: 50 миллионов долларов за единицу против 72 - 120 миллионов долларов за Airbus A320 или 78 - 108 миллионов за Boeing 737, в зависимости от модификации. Основным рынком сбыта C919 в среднесрочной перспективе предполагается китайский, дальше - как пойдет. Вернее, как полетит.
"Ахиллесовой пятой" данного перспективного проекта можно считать зависимость от поставок двигателей из-за рубежа. На китайском лайнере будут устанавливаться турбореактивные двухконтурные (турбовентиляторные) двигатели CFM International LEAP-1C с тягой в 14 тонн. CFM - совместное предприятие американской GE Aviation и французской Safran. Критическая зависимость от "западных партнеров" явно очень беспокоит Пекин, поэтому на замену LEAP-1C разрабатывается собственная силовая установка.
В этом плане нашему МС-21 очень повезло, что буквально с самого начала этого проекта перспективный российский лайнер планировался не только с американской, но и с отечественной силовой установкой ПД-14. Однако "западные партнеры" сделали все, от них зависящее, чтобы максимально затянуть появление нового конкурента. Из-за необходимости импортозамещать множество иных компонентов МС-21 пойдет в серию на несколько лет позже C919, с которым он стартовал одновременно.
Дальнемагистральные
Проект широкофюзеляжного лайнера CR929 вместимостью в 250-300 пассажиров, наверное, можно назвать главным нашим разочарованием. Предполагалось, что самолет будет разрабатываться и производиться совместно Россией и Китаем в равных долях. Наша страна должна была предоставить все технологии, основанные на советском опыте Ил-96, и производить композитные крылья. Все остальное, включая сборку, оставалось на долю китайских партнеров.
Однако тревожные звоночки начали звучать еще несколько лет назад, когда в прессу попала информация якобы о желании КНР разделить производство и продажи с Россией: они сами по себе, мы сами по себе. Тогда историю замяли, но шила в мешке оказалось не утаить. Минувшим летом профильный вице-премьер Юрий Борисов публично пожаловался, что Москву не устраивает ход сотрудничества с Китаем, поскольку ее доля непрерывно сокращается:
У нас идет с Китаем этот проект, идет в принципе не в том русле, которое нас устраивает… Наше участие все уменьшается и уменьшается. Я не хочу прогнозировать будущее этого проекта - будем мы из него выходить или не будем, но пока он по факту идет.
По факту, в новой программе развития гражданского авиастроения совместный российско-китайский CR929 вообще уже не фигурировал, что позволяет сделать самые неутешительные выводы. И кто бы мог подумать, что этим все закончится, правда?
В итоге Китай получил на блюдечке технологии производства широкофюзеляжного лайнера. Россия по сути осталась со своим дальнемагистральным Ил-96, который имеет шанс возродиться в модификации Ил-96-400М....
Авторские права на данный материал принадлежат «Репортер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Сентябрь 27, 2024
Аэрофлот вошел в международный рэнкинг "БРИКС 250"
Сентябрь 27, 2024
Аэропорт города Санья внедряет различные способы оплаты для удобства пассажиров
Сентябрь 27, 2024
Медведеву показали системы поражения БПЛА на полигоне Капустин Яр
Сентябрь 27, 2024
Разработчик рассказал, что БПЛА Supercam S350 постоянно модернизируется