Алюминиевая Ассоциация
10 октября 2022, 13:03
Алюминиевые причалы для воздушных судов
Во времена строительства Байкало-Амурской магистрали была популярна песня, в которой опытный летчик находил над тайгой верный курс и сажал самолет прямо на поляну
Под крылом - зеленое море тайги
Россия с площадью 17 млн квадратных километров - самое большое государство мира. Не секрет, что во множество регионов нашей страны только самолетом или вертолетом можно долететь. Но судам - пусть даже воздушным - требуются "причалы", а число объектов аэропортовой и аэродромной сети России после распада СССР сократилось в 6,5 раз. Как быстро и экономически эффективно восполнить эти потери?
Аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами (ГВПП) лишь на первый взгляд являются оптимальным решением. В период распутицы использование ГВПП становится практически невозможным. В мороз набравший влагу грунт вспучивается, а в сухой сезон интенсивно и неравномерно выдувается, что в результате приводит к значительному снижению несущей способности грунта, образуются дефекты покрытия, в том числе колеи, углубляющиеся при повторных проходах, что также негативно влияет на эксплуатационные качества полосы, соответственно, укорачивает срок жизни воздушных судов и снижает уровень безопасности их эксплуатации. При расположении взлетно-посадочных полос и посадочных площадок на несвязных, пылеобразующих грунтах в сухое время года из-за интенсивного пылеобразования безопасность эксплуатации воздушных судов также не может быть обеспечена.
Применение бетонных аэродромных плит (ПАГ - плита аэродромная гладкая) экономически невыгодно, а зачастую и просто невозможно. Из-за большой массы конструкции: например, масса ПАГ-14 составляет 4,2 т - доставка таких плит в труднодоступные регионы сопряжена с огромными сложностями. Кроме того, для монтажа плит требуется специальная техника, подготовка искусственного основания, что существенно увеличивает стоимость работ.
Сборно-разборные аэродромные покрытия из стальных полос, которые начали применяться в период Второй мировой войны, уже сняты с производства. Они имели ряд недостатков. Так, при переувлажнении основания покрытия, грунт выдавливается через отверстия перфорации и стыковые соединения, загрязняя поверхность покрытия и снижая его фрикционные свойства. В распутицу такие покрытия могут принимать воздушные суда массой до 15 т, что сегодня недостаточно. Наконец, аэродромные покрытия из стальных полос подвержены коррозии и маломобильны. Так что же, выхода нет?
Экосистема скажет спасибо!
В 1960-е годы в США для обустройства поверхностей временных ВПП, рулежных дорожек и стояночных площадок стали использовать алюминиевые плиты АМ2. В СССР с 1970-х в 26-м ЦНИИ МО разрабатывали аэродромную алюминиевую плиту ААП-3 для сборно-разборных покрытий под самолеты массой до 40 т.
Выбор "крылатого" металла в качестве конструкционного материала неслучаен. Алюминий прочен, обладает отличной коррозионной стойкостью, устойчив к воздействию топлива, смазочных материалов, антигололедных реагентов. Кроме того, алюминиевые аэродромные плиты в отличие от других покрытий сохраняют оптимальные сцепные свойства и при больших перепадах температур (от -55 до +60°С). Такой сезонный разброс типичен, например, для Якутии.
Технологичность обустройства аэродромных площадок из алюминия тоже на высоте. Для укладки алюминиевого покрытия не требуется делать подушку из щебня и песка, как при укладке бетонных плит, что позволяет многократно сократить расходы и сроки выполнения работ. Алюминиевое покрытие ремонтопригодно, а после его демонтажа почва остается неповрежденной. Все эти качества тем весомее, что сочетаются с легкостью комплекта покрытия. Например, алюминиевая вертолетная площадка легче выполненной из бетонных плит более чем в десять раз!
Сегодня наиболее известным производителем алюминиевых сборно-разборных покрытий является британская компания Faun TrackWay, использующая в качестве базового элемента конструкции ламели различных типоразмеров. А что же Россия?
Красноярский ответ
В нашей стране разработкой сборной взлетно-посадочной вертолетной площадки из алюминиевых плит по заказу Алюминиевой Ассоциации занимается красноярская многопрофильная группа компаний "СИАЛ", в частности входящий в нее литейно-прессовый завод "СЕГАЛ". Алюминиевые сборно-разборные покрытия получили название "СИАЛ-АЭРО". Исследования эксплуатационной пригодности и безопасности сборного покрытия из алюминиевых плит, выпускаемых ЛПЗ "СЕГАЛ", показали эффективность и надежность их применения в качестве искусственного покрытия для посадочных площадок под тяжелый и средний класс вертолетов, что подтверждено сертификатами соответствия.
Комплект основного покрытия (SA01), предназначенный для вертолетов с максимальным взлетным весом до 60 т, уже успешно эксплуатируется в Красноярском и Краснодарском краях. Проведены испытания и проходит сертификацию облегченный комплект SA02, предназначенный для вертолетов класса Ми-8 с максимальной взлетной массой до 20 т.
Комплекты транспортируются в контейнерах за один вертолето-вылет. Общая масса ламелей, необходимых для монтажа вертолетной площадки 25х25 м для круглогодичной эксплуатации вертолета типа Ми-26 составляет 16,5 т, а вес облегченной SA02 для вертолетов типа Ми-8 - всего 8,4 т.
Площадка монтируется при любых погодных условиях и на любое покрытие без использования специальной тяжелой техники. И зачем специальная техника, если вес одной двухметровой алюминиевой ламели, выполненной из сплава 6082, всего 11 кг в основной версии и 6,4 кг в облегченной - для площадки SA02. Сама операция по сборке вертолетной площадки занимает около четырех часов. О подобной оперативности при использовании других технологий не приходилось даже мечтать!
"С функциональной точки зрения пилоты вертолетов не видят разницы между бетонной, асфальтовой и алюминиевой площадками, - говорит генеральный конструктор ЛПЗ "СЕГАЛ" Алексей Киселев. - А ведь наши конструкции в отличие от бетонных, асфальтовых и стальных не только существенно быстрее и проще монтируются и не подвержены коррозии, но еще и мобильны. Алюминиевое покрытие можно легко собрать и вернуть на склад до следующего применения".
Очевидно, что алюминиевые покрытия позволят решать вопросы обеспечения транспортной доступности в труднодоступных районах. Типовые комплекты алюминиевых площадок позволяют оперативно развертывать такое покрытие в сжатые сроки даже при укладке на неуплотненное грунтовое основание, что особенно актуально для районов Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоны. Востребованы такие решения также для эффективной работы в условиях чрезвычайных происшествий, нужд санитарной, поисково-спасательной, деловой и беспилотной авиации, при создании инфраструктуры для эксплуатации газовых и нефтяных месторождений, в том числе в условиях Крайнего Севера. Облегченные мобильные площадки из алюминия могут быть полезны для развития сети аэротакси.
Сегодня красноярцы реализуют пилотный проект создания алюминиевой сборно-разборной рулежной и взлетно-посадочной полосы, которые позволят быстро увеличить пропускную способность имеющихся аэродромных сооружений, а также могут быть использованы для возврата на ВПП выкатившихся на грунт самолетов. С учетом сказанного, новая продукция для аэродромной инфраструктуры ГК "СИАЛ" найдет спрос не только на отечественном, но и на международном рынке.
Ассоциация "Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия" (Алюминиевая Ассоциация) создана при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в декабре 2015 года. Деятельность Ассоциации направлена на создание оптимальных условий для развития алюминиевой промышленности и смежных с ней отраслей. В Ассоциацию входят 128 компаний, в том числе крупнейшие предприятия алюминиевой отрасли России. На долю этих компаний приходится более 67% всего объема производства алюминиевой продукции высоких переделов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Алюминиевая Ассоциация». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали