Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"
17 октября 2022, 18:53
Секретные материалы. Какие изменения возможны для процедуры контрольных просмотров?
Отставшее от технологий регулирование оборота чувствительных геопространственных данных не обеспечивает ни их сохранности, ни развития рынка
Мероприятие состоялось 12 октября в Москве по инициативе Ассоциации "АЭРОНЕКСТ" и Центра регулирования искусственного интеллекта ПАО Сбербанк.
В обсуждении приняли участие представители нескольких Управлений Минобороны РФ, Минэкономразвития РФ, предприятий индустрии беспилотных авиационных систем, крупные системные заказчики - РЖД, Газпром нефть, Росатом, Роснефть.
Главной целью совещания стало предметное обсуждение с представителями органов государственной безопасности назревшей необходимости трансформации процедуры контрольных просмотров.
Суть вопроса
Результаты картографических и геодезических работ имели различную степень секретности, пожалуй, с первых дней появления этих профессий.
Информация, позволяющая ориентироваться на своей, а особенно чужой территории, знание топологии объектов, структуры, свойств и содержания недр в конкретных местах - все это являлось и является стратегической информацией, впрямую связанной с национальной безопасностью государства.
В настоящее время действует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203.
Согласно этому перечню, к таким сведениям отнесены:
- геопространственные сведения по территории РФ и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение;
- геопространственные сведения по территории РФ и другим районам Земли, раскрывающие результаты деятельности по дистанционному зондированию Земли (кроме данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с зарубежных космических аппаратов или российских космических аппаратов гражданского назначения), имеющие важное оборонное или экономическое значение.
Является ли уголовным деянием съемка пикника на лесной поляне или нет, можно пытаться понять из письма Государственного таможенного комитета РФ от 11 августа 1997 г. N 01-15/15278 "О контроле за перемещением картографических, топографических, аэрокосмических, геодезических и гравиметрических материалов", где к секретным отнесены снимки, покрывающие площадь в одном массиве на незастроенные и малозастроенные территории более 5000 кв. км, на города и поселки городского типа более 75 кв. км.
"По сути мы играем по правилам "сам догадайся". Компании нужно снять объект. А вдруг там что-то секретное? А как это понять? К кому обратиться? Первым на ум приходит, конечно, Министерство обороны. Но эта процедура регуляторно никак не закреплена. Никто не хочет попасть под 283 статью УК РФ, но как именно избежать этого - нигде не сказано", - заявил заместитель генерального директора АО "НИИАС" Андрей Павловский.
Что делать для соблюдения всех правил использования геопространственных данных, определяют принятые еще в 90-е годы прошлого века требования "Инструкции по определению и обеспечению секретности топографо-геодезических, картографических, гравиметрических, аэросъемочных материалов и материалов космических съемок на территории СССР" (СТГМ-90).
Дополнения к инструкции "Об особенностях производства аэросъемочных работ в районах особо важных или особорежимных промышленных и режимных военных объектов" (ПАРО-90) устанавливают процедуру контрольных просмотров данных, полученных с помощью аэрофотосъемки.
Особенность состоит в секретности этих инструкций, к тому же определяющих работу лишь с пленочными носителями, что в цифровой век выглядит архаизмом.
"Следование документам, связанным с обеспечением режима секретности, практически сводит на нет всю ценность данных, получаемых аэросъемкой с БВС", — заявил Максим Шинкевич, генеральный директор ГК "Беспилотные системы" (член Ассоциации "АЭРОНЕКСТ").
Итак, на сегодняшний день материалы, получаемые в процессе сбора любых геопространственных данных, изначально секретны с точки зрения закона и перед использованием должны пройти процедуру контрольного просмотра в уполномоченных органах, которая составляет в среднем около 2 месяцев.
Из-за этого сводится на "нет" основная ценность цифровых данных, называемых в мире "вторая нефть" - оперативность принятия точных управленческих решений на их основе.
К примеру, в случае аварии на ЛЭП в отдаленном районе беспилотник мог бы получить кадры и найти с их помощью повреждение в считанные минуты.
Однако это невозможно из-за того, что полученные данные должны обязательно пройти долгую процедуру контрольного просмотра прежде, чем ими можно будет пользоваться.
Безопасность
Вопрос о недостатках контрольных просмотров уже неоднократно обсуждался в Ассоциации с участием, в том числе, уполномоченных структур, но проблема остается. Подробнее мы писали здесь.
Может показаться, что с развитием космической съемки вся эта секретность осталась в прошлом и может быть априори снята.
Вместе с тем, летая на малых высотах, беспилотные и пилотируемые воздушные суда могут получать намного более точные и детальные цифровые данные различного формата, проанализировать которые человеческий глазом невозможно.
Многие из этих данных - например, геодезические поля - могут являться навигационной основой нового типа, что представляет стратегический оборонный интерес. По мнению силовых ведомств, допуск к таким данным и технологиям не может быть у произвольно широкого круга лиц.
Парадокс ситуации в том, что на растущем рынке услуг с применением БАС появляются новые игроки, которые и хотели бы не нарушать Уголовный кодекс, но в принципе не знают, как это сделать, ведь порядок прохождения необходимых процедур секретен.
Казалось бы, секретными должны быть сами сведения, а не процедура их правильного получения и использования законопослушными лицами.
Как результат, стабильно высокий сегмент рынка находится в тени, чувствительные данные абсолютно открыты к бесконтрольному использованию.
Трансформация
В ходе совещания Евгений Васин, руководитель направления Центра регулирования ИИ ПАО Сбербанк (Сбербанк - центр компетенций в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект"), выступил с докладом на тему "Эксперимент по цифровизации процедуры "контрольного просмотра" материалов аэросъемки с беспилотных воздушных судов".
По данным Сбербанка, на Россию приходится в лучшем случае 1% от мирового рынка аэрофотосъемки с БВС, хотя технологически страна имеет огромный потенциал в этой сфере.
Развитию мешает регуляторные проблемы, решать которые можно через апробацию новых подходов через механизм экспериментальных правовых режимов (ЭПР), отметил Андрей Незнамов, управляющий директор - начальник Центра регулирования ИИ ПАО Сбербанк.
В качестве территорий для такой апробации нового регулирования свои объекты готова представить компания "Газпром нефть", об чем сообщил руководитель Центра технологий беспилотных авиационных систем Дирекции инновационного развития "Газпромнефть-ЦР" Никита Сивой.
"Очевидно, что подход нужно менять. С одной стороны, всем интересантам должно быть понятно, как осуществлять съемку, какой порядок хранения и передачи данных и в какие сроки может быть получено разрешение на их использование. С другой стороны, необходимо определить оптимальный баланс интересов, который будет учитывать соблюдение всех контуров безопасности. Возможным инструментом для определения оптимальной модели взаимодействия всех участников может быть отдельный проект, реализуемый с использованием ЭПР", - отметил Владимир Волошин, и.о. директора Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития РФ.
По его словам, подобный подход позволит оперативно, без дополнительных усложнений запустить процесс, проанализировать работу и на базе полученных результатов применения спецрегулирования получить проработанные и опробованные изменения для их последующей фиксации в общем регулировании.
Как заявил Андрей Павловский, нынешнее регулирование аэрофотосъемочных работ разработано исходя из возможностей и ограничений "классических" авиационных работ.
Регулирование также не учитывает то, что для современных технологий аэрофотосъемка является всего лишь "промежуточным" этапом, необходимым для формирования цифровых пространственных данных.
"Законодательство оперирует понятиями аэрофотосъемки, картографической и топографической и иной продукции. Таким образом, не учитываются возможности современных информационных систем, систем передачи, хранения и обработки информации. При этом индустрия в целом практически полностью ушла от оперирования "бумажными" данными. Сложилась ситуация, когда регулирование и технологии разошлись кардинально. Необходимо четко разделить задачи, связанные с интересами рынка массового, когда съемка производится в заранее неопределенных местах и задачи индустриальные, когда, к примеру, собственники инфраструктуры на постоянной основе, производят съемки одного и того же объекта, или территории", - заявил Павловский.
Участники отметили, что для соответствия современным технологическим реалиям и сокращению срока принятия решений процедура контрольного просмотра может быть переведена в цифровой формат.
Как отметил представитель Национального центра управления обороной РФ, в нормативно-правовых актах нет никаких запретов на создание автоматизированной системы контрольных просмотров.
В свою очередь Максим Шинкевич предложил создать рабочую группу по разработке предложений по совершенствованию процедур рассекречивания геопространственных данных с учетом их современной специфики и возможностей техники.
По мнению Шинкевича, стоит ввести упрощенный режим прохождения контрольного просмотра на объектах ТЭК, где мониторинг проводится в регулярном режиме, а также рассмотреть возможность выделения зон, в которых можно будет проводить аэрофотосъемку без контрольного просмотра, - к примеру, на городских стройках.
Вопросы сохранности чувствительных данных, получаемых с применением БВС, в своем докладе также осветил генеральный директор Ассоциации "АЭРОНЕКСТ" Глеб Бабинцев, который отметил, что архаичная процедура контрольных просмотров все равно не уберегает от утечки геопространственных данных: зачастую, к примеру, крупные строительные проекты создаются с участием иностранных акционеров, проектную документацию могут разрабатывать в Европе, строить - подрядчики из Азии, все они так или иначе получают доступ к геопространственным данным для своей работы.
Тогда от чего "бережет" этот тяжеловесный и неповоротливый механизм контрольных просмотров?
В ходе мероприятия представители системных заказчиков, разработчики БАС и представители Минобороны высказали ряд предложений по модернизации устаревших подходов.
По итогам совещания участники договорились перейти к регулярному взаимодействию по обсужденным вопросам с привлечением иных профильных структур....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали