О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Стратегия развития авиационных поставщиков до 2030 года (Проект)

Стратегия развития авиационных поставщиков до 2030 года определяет основные направления развития авиационных поставщиков, осуществляющих свою деятельность для нужд авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

Стратегия развития авиационных поставщиков до 2030 года (далее - Стратегия) определяет основные направления развития авиационных поставщиков, осуществляющих свою деятельность для нужд авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.

Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика авиационного поставщика на основе вовлечения и стимулирования всех участников бизнес-процессов к созданию авиационной техники и ее обслуживания.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области авиастроения.

Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Стратегия обеспечивает реализацию следующих документов стратегического планирования:
  • Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. № 1693-р;
  • Государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности". Стратегические приоритеты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 303.
Для реализации Стратегии необходима консолидация усилий органов государственной власти Российской Федерации, научного, научно-образовательного и предпринимательского сообществ (включая малый и средний бизнес) по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата, обеспечению необходимого технологического и кадрового потенциалов.

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области развития авиационных поставщиков, а также для разработки государственных программ Российской Федерации.

1. Общее состояние авиастроительной отрасли

Состав парка самолетов российских авиационных компаний для коммерческих перевозок в апреле 2022 г. насчитывал 1287 воздушных судов, из них пассажирских - 1101 единица, грузовых - 84 единицы, бизнес-джетов - 42 единицы, а также 60 воздушных судов, которые фактически не участвуют в коммерческих перевозках (в том числе эксплуатируются в федеральном государственном бюджетном учреждении "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента Российской Федерации, федеральном государственном бюджетном учреждении "Государственная авиакомпания "223 летный отряд" Министерства обороны Российской Федерации и федеральном государственном бюджетном учреждении "Авиационно-спасательная компания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и акционерным обществом "Производственное объединение "Космос").

Доля воздушных судов иностранного производства в действующем парке пассажирских самолетов для осуществления коммерческих воздушных перевозок в апреле 2022 г. составила 67,1%, на них приходится около 95% пассажирооборота.

По состоянию на апрель 2022 г. в эксплуатации российских авиационных компаний находилось 1160 пассажирских самолетов для осуществления коммерческих воздушных перевозок. В составе воздушных судов парка российских авиационных компаний около 700 самолетов получены в лизинг от иностранных лизингодателей и соответственно до марта 2022 г. были зарегистрированы в иностранных реестрах воздушных судов.

К апрелю 2022 г. практически весь этот парк воздушных судов перерегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Средний возраст пассажирских воздушных судов авиационных компаний, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, составляет 14,6 года, из них магистральных пассажирских самолетов - около 11 лет, региональных пассажирских самолетов - 31 год, в том числе по наиболее массовым типам воздушных судов А321neo, А320neо - 2 года, А321, А320 - 11 лет, А319 - 17 лет,

А330 - 12 лет, B737-800, В737-900 - 10 лет, B737-700, В737-500, В737-400, В737-300 - 22 года, B777-300 - 12 лет, "Сухой Суперджет 100" - 4,3 года, Як-42 - 28 лет, Ан-24, Ан-26 - 48 лет.

2. В настоящей Стратегии используются следующие понятия:

"авиационная техника" (далее - АТ) соответствует определению, приведенному в федеральном законе от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации";

"авиационный поставщик" - организация, предприятие или иное юридическое лицо:
  • осуществляющее предпринимательскую деятельность на основе обладания документально подтвержденным статусом об удовлетворении требованиям национального законодательства к юридическому лицу в области его заявленной хозяйственной деятельности;
  • входящее в состав участников по разработке и/или изготовлению авиационной техники, поддержанию ее летной годности в эксплуатации, в том числе за рубежом;
  • обязавшееся в соответствии с контрактом (договором) на поставку продать, либо оказать услуги потребителю, который предварительно одобрил его как своего поставщика, в обусловленный срок или сроки производимые или закупленные им товары (продукцию авиационно-технического назначения, авиационные материалы, горюче-смазочные материалы, сырье, авиационно-техническое имущество) в согласованном количестве и качестве, либо специализированные услуги (техническое обслуживание, ремонт, обеспечение технологических процессов, программное обеспечение и др. виды обеспечения производственной деятельности) для использования в предпринимательской деятельности потребителя или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
"консолидация поставщиков" - интеграция усилий правового, экономического, управленческого и иного характера, как со стороны государства, так и со стороны взаимодействующих организаций разных форм собственности, направленных на:
  • смягчение последствий "структурных изменений" в экономике Российской Федерации, в отношении мер краткосрочного характера;
  • формирование условий для создания конкурентной авиатехники, в отношении мер долговременного характера.
"развитие поставщиков авиационной техники" - процесс формирования условий и отношений между поставщиком и потребителем для обеспечения соответствия продукции авиационно-технического назначения требованиям к качеству, гарантирующему ее конкурентоспособность, в том числе:
  • вовлечение и стимулирование всех участников бизнес-процессов к участию в авиационной деятельности и создании авиационной техники;
  • разработку и внедрение мер контроля качества и безопасности при создании авиационной техники и их обеспечения;
  • повышение ответственности авиационных поставщиков перед своими потребителями;
  • снижение рисков всех форм и видов при создании авиационной техники;
  • повышения компетентности авиационных поставщиков в вопросах управления качеством и безопасностью продукции авиационно-технического назначения.
II. Оценка состояния развития авиационных поставщиков

В 2022 г. национальная авиационная промышленность оказалась в ситуации, когда вследствие санкций с российского рынка ушли иностранные поставщики, которые наполняли авиационной продукцией внутренний рынок Российской Федерации.

Техническая политика, проводимая авиационными интегрированными структурами в последние годы, была направлена на преодоление ограничения доступа российских организаций из сегмента малого и среднего бизнеса к процессам разработки, производства и поставки авиационно-технической продукции, в том числе для поддержания летной годности отечественной АТ, эксплуатируемой за рубежом.

Сохраняются внутренние проблемы поставщиков, такие как отсутствие достаточных компетенций в управлении цепочками поставок, управлении проектами, комплексировании продукции, маркетинге, продажах и проектировании компонентов ВС, доступности компонентов и материалов соответствующего качества по цепочке поставок (в том числе, в связи с вопросом импортозамещения).

Большинство отечественных поставщиков представителей МСП не соответствуют базовым требованиям заказчиков. Все еще предстоит ликвидировать "пробелы" в части уровня системы менеджмента качества, управления производством, управления издержками, стандартов проектирования и т. д. Даже при наличии продукта, отечественные поставщики упираются в отсутствие выстроенной системы послепродажного обслуживания.

Системные проблемы экономики Российской Федерации, такие как дорогие кредитные ресурсы, действующая схема ценообразования на гособоронзаказ (далее - ГОЗ) "издержки плюс", позволяющая зарабатывать при росте вертикальной интеграции и не стимулирующая развитие внешних поставщиков, а также система выбора поставщиков, направленная, в первую очередь, на снижение стоимости конечной продукции, отрицательно влияющая на ее качество (применительно к высокотехнологичной продукции авиастроения).

Кроме того, существуют специфические проблемы регулирования собственно авиационной промышленности, например, государственная поддержка ориентирована в основном на потребности интегрированных структур.

III. Цели и задачи Стратегии

Стратегией предусмотрены следующие Цели:

Определить меры по реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" и комплексной программы "Развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года", направленных на формирование условий для обеспечения соответствия отношений между поставщиком и потребителем качеству авиационной продукции, гарантирующему ее требуемую конкурентоспособность;
Формирование условий консолидации авиационных поставщиков всех уровней для производства авиационной техники с опережающими техническими, эксплуатационными и экономическими показателями.

Задачи, направленные на достижение целей стратегии:
  • совершенствование нормативной базы для управления авиационными поставщиками и качеством проектирования, сертификации, производства, технического обслуживания, ремонта и поставки АТ;
  • разработка и реализация мер по консолидации авиационных поставщиков, государства и бизнеса;
  • разработка и реализация мер по финансовой и правовой поддержке субъектов МСП - авиационных поставщиков;
  • разработка и реализация мер по непрерывному обучению и подготовке специалистов, их гарантированному трудоустройству на предприятиях авиационных поставщиков;
  • создание предпосылок к формированию равных конкурентных условий для участников бизнес-процессов, занятых в создании продукции и услуг авиационного характера.
IV. Меры, направленные на выполнение основных задач развития авиационных поставщиков

Гармонизация требований нормативных правовых актов интегрированных структур по закупочной деятельности для нужд авиастроения, в том числе унификация требований к авиационным поставщикам со стороны изготовителей финальных изделий.

Разработка методических рекомендаций по оценке авиационных поставщиков для обеспечения нужд гражданской авиации.

Формирование единой отраслевой информационной базы авиационных поставщиков для гражданского сектора авиастроения.

Создание и развитие отраслевых систем электронной прослеживаемости продукции авиационно-технического назначения на этапе производства и ремонта, включая производство сырья, материалов и полуфабрикатов (для целей предотвращения применения контрафактной продукции).

Разработка программы инвестирования проектов развития авиационных поставщиков до 2030 г.

Подготовка предложений для снижения налоговой нагрузки интегрированных структур и организаций, финансирующих проекты развития авиационных поставщиков.

Разработка системы подготовки и повышения квалификации специалистов авиационных поставщиков.

Создание системы аккредитации иностранных авиационных поставщиков по поставкам продукции авиационного назначения.

Внедрение системы гарантии проектирования, процедур взаимодействия разработчиков образцов АТ и регулирующих органов в области гражданской авиации в практику работы организаций-разработчиков гражданской АТ.

Обеспечение доступа авиационных поставщиков на льготной основе к базе нормативной и технической документации научно-исследовательских авиационных институтов и центров Российской Федерации (ВИАМ, ГосНИИ ГА, НИИ АО).

Получение для авиационных поставщиков, принадлежащих к верхним уровням поставок (ВС, компоненты I и II классов), учетной записи в международной информационной базе поставщиков аэрокосмической отрасли OASIS.

Проведение гармонизации нормативной документации по сертификации гражданских ВС, разработчиков и изготовителей образцов АТ согласно рекомендациям ИКАО на плановой и обязательной основе.

Внедрение надзора со стороны Авиационного кластера Государственной корпорации "Ростех", в том числе с привлечением профильных ассоциаций, за системами добровольной сертификации авиационных поставщиков (аналог схемы ICOP, принятой в IAQG). Формирование российской цифровой платформы по авиационной терминологии для сегмента гражданского авиастроения.

Актуализация блока национальных стандартов по управлению авиационными поставщиками в гражданском секторе авиастроения, включая, в том числе, обновление структуры иерархии поставщиков, подходов к ведению претензионной и рекламационной работы, методов оценки поставщиков.

Формирование преференций для авиационных поставщиков при заключении контрактов на создание, изготовление, испытания, ремонт и техническое обслуживание гражданской АТ (возможно на основе долгосрочных инвестиционных программ и субсидирования).

Осуществление перехода на единый эксплуатационный документ (талон летной годности компонента гражданского ВС (форма Е-02 для RRG-95), аналогичный иностранным формам EASA Form 1, FAA 8130-3) для продукции авиационно-технического назначения в секторе гражданского авиастроения в целях применения мировой практики по обеспечению прослеживаемости авиационной продукции и профилактики контрафакта.

Формирование методических рекомендаций по сбалансированному импортозамещению для гражданского сегмента авиастроения (на основе риск-ориентированного подхода).

Формирование нормативной базы по специальным процессам, применяемым в гражданском секторе авиастроения, и системы их сертификации, в том числе в NADCAP.

Внедрение и реализация заказчиками авиационной отрасли, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при участии АО "Корпорация "МСП", организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных органов (организаций) программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, в том числе заключения договоров, предусматривающих встречные инвестиционные обязательства поставщика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства такого товара и (или) по созданию, реконструкции имущества, используемого для оказания такой услуги (далее - программы развития поставщиков - субъектов МСП), предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Устранение бюрократических и финансовых преград для МСП-авиационных поставщиков с целью повышения конкурентоспособности при проведении закупочных процедур.

Определение мер финансовой поддержки технологического и промышленного развития МСП-авиационных поставщиков.

Расширение интегрированными структурами своих дистрибьюторских пулов, в том числе с привлечением организаций из сегмента малого бизнеса.

Меры в области обеспечения качества и безопасности авиационной техники в условиях прекращения действия соответствующих западных сертификатов:
  • повышение роли государства (по аналогии с военной продукцией) на начальном этапе с постепенным (по мере реализации Стратегии) ее снижением (примеры - издание соответствующих законодательных актов, кредитование и т. п.);
  • ужесточение контроля за деятельностью по сертификации авиационной техники и услуг;
  • обеспечение предотвращения использования контрафактной и фальсифицированной продукции при производстве и поставке комплектующих изделий и материалов авиационного назначения (обучение, просвещение, создание единых каталогов оригинальной продукции и т. п.);
  • формирование аккредитованных центров по контролю качества иностранных компонентов, поставляемых дистрибьюторами авиационным поставщикам;
  • повышение качества сертификации процессов и поставляемой авиационной продукции (посредством создания аналога ICOP).
V. Этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии

Реализация Стратегии включает в себя два этапа реализации:

I-й этап 2022-2025 гг. (Реализация первоочередных мер по развитию авиационных поставщиков);

II-й этап 2025-2030 гг. (Период устойчивого развития авиационных поставщиков).

Ожидаемые результаты реализации Стратегии отражены в прилагаемых целевых показателях реализации Стратегии развития авиационных поставщиков в авиационной отрасли до 2030 года.

VI. Основные механизмы реализации Стратегии

Определение уполномоченного органа государственной власти или организации, ответственной за создание и координацию деятельности национального центра субконтрактации.

Внедрение на обязательной основе в практику работы организаций-разработчиков гражданской АТ системы гарантии проектирования (Design Assurance System).

Разработка системы распределения ответственности за соответствие требованиям между авиационной администрацией (Росавиация) и организациями-разработчиками гражданской АТ, подобных DOA (ЕС) или ODA (США).

Разработка единой отраслевой системы повышения квалификации специалистов авиационных поставщиков на базе отечественных профильных организаций, оказывающих услуги по обучению и повышению квалификации специалистов отрасли.

Разработка единой автоматизированной системы прослеживаемости продукции авиационно-технического назначения, материалов и полуфабрикатов на этапах производства и ремонта Подготовка методических рекомендаций, описывающих развитие системы поставщиков, обеспечивающих расширение масштабов субконтрактации, в том числе в рамках деятельности крупнейших компаний с государственным участием и центров субконтрактации, а также проведения сессий производителей.

Разработка и утверждение перечня мероприятий, направленных на консолидацию мер поддержки инновационных, высокотехнологичных субъектов малого и среднего предпринимательства и их реализация.

Разработка механизмов финансирования долгосрочных инвестиционных программ поставщиков (в том числе льготного кредитования) и механизмов субсидирования НИОКР поставщиков.

Разработка программы стандартизации развития поставщиков, привлекаемых по направлениям импортозамещения выпускаемой продукции. Субсидирование программы стандартизации из федерального бюджета.

Подготовка и утверждение программы поддержки поставщиков продукции, подлежащей импортозамещению. Разработка механизмов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе внесение изменений в действующие в России законодательные и нормативно-правовые акты.

Разработка и утверждение программ развития поставщиков - субъектов МСП, в том числе по направлениям импортозамещения.

Формирование ФЦП, грантов научным и образовательным организациям по направлению развития поставщиков авиационной промышленности.

Создание на платформе ВУЗов (российских и стран ЕврАзЭС) и ведущих производителей авиационной техники технопарков поставщиков авиационной продукции (государственно-частное партнерство).

Создание международной системы сертификации ЕврАзЭС с формированием требований и реестра аккредитованных органов по сертификации и сертифицированных производителей продукции по требованию ГОСТ Р 58876.

Анализ ущерба от приостановления в России деятельности международных организаций и предъявления исков о возмещении вреда....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка