СургутИнформТВ
16 декабря 2022, 18:57
Аэропорт Талакан отмечает 10-летие: с чего все начиналось и как он работал все эти годы
10-летие аэропорта Талакан - первой в истории современной России воздушной гавани, построенной без привлечения бюджетных средств за счет частного капитала
Более 7 лет нефтяников-первопроходцев из Сургута доставляли самолетами в Мирный, а там ждала целая эскадрилья вертолетов. И снова взлет-посадка. В идеале дорога на Талакан занимала 6-9 часов, но из-за непогоды могла затянуться и на несколько дней.
"Бывало и такое, что летим-летим, сели. Думали, прилетели, а в тайге где-то сели, потому что не принимает. Погода нелетная. Посидим-посидим, снова взлетели", - вспоминает инженер-технолог базы производственного обслуживания НГДУ "Талаканнефть" ПАО "Сургутнефтегаз" Валерий Перегонцев.
С началом интенсивного освоения Талаканского месторождения объемы перевозок увеличивались, и было принято решение о строительстве на Талакане вертодрома для грузопассажирских Ми-8 и транспортников Ми-26.
"Когда стали подетальнее присматриваться: ну что там полоса будет небольшая, будет также какой-то павильон для того, чтобы ожидать вахту и прилета вертолетов. А почему бы не построитель аэропорт? Ну давайте. Мы тогда еще не понимали, во что мы ввязались и сколько придется терний пройти", - рассказал первый заместитель генерального директора ПАО "Сургутнефтегаз" Анатолий Нуряев.
Впервые Сургутнефтегаз приступил к строительству аэропорта. Пришлось много учиться, консультироваться, вникать в авиационную специфику. Более 30 специализированных компаний было привлечено к реализации проекта, но львиную долю работ выполнили самостоятельно.
"Генеральным проектировщиком был у нас, конечно, "СургутНИПИнефть", на субподряде у него выступал "Дальаэропроект". Основную работу выполнил собственными силами Сургутнефтегаз. Строительно-монтажный трест №1 выполнил более 60% всех работ, трест "Сургутнефтедорстройремонт" выполнил более 25%", - отметил первый заместитель начальника УКС производственных объектов ПАО "Сургутнефтегаз" Александр Миленин.
Основание комплекса зданий и сооружений - на твердую пятерку. Геологические особенности почвы потребовали заменить более двух миллионов кубометров грунта. Взлетно-посадочную полосу строили китайские подрядчики - выполнили единую монолитную конструкцию из железобетона со сложными системами сбора стоков, откосов.
"Необходим был полный контроль, начиная с выпуска бетона и заканчивая качеством укладки и выполнением деформационных швов на всех этапах, вплоть до рулежных дорожек и мест стоянок самолетов", - подчеркнул главный инженер НГДУ "Талаканнефть" ПАО "Сургутнефтегаз" Виталий Быков.
Стройматериалы доставляли в контейнерах по реке в поселок Витим (баржи шли одна за другой), а затем на Талаканское месторождение - автотранспортом. В пик строительства на объекте было задействовано 160 единиц техники, работали более восьмисот человек. В итоге аэропорт сдали в эксплуатацию в кратчайшие сроки - меньше чем за 2 года.
"Мне вообще довелось улететь отсюда первым бортом, который сюда прилетел. То есть приехала комиссия. Смотрели, принимали аэропорт. На этом же борту я улетал. Я уже совершил, наверное, не одну сотню этих перелетов. Никаких проблем никогда не было. Всегда приветливые культурные люди. Все здорово, с питанием все хорошо. Мы летали с ребятишками. Полный самолет детворы, все вот поехали на юг, в Юный нефтяник", - рассказал заместитель главного инженера управления электросетевого хозяйства НГДУ "Талаканнефть" ПАО "Сургутнефтегаз" Сергей Глухов.
Сегодня из аэропорта Талакан можно улететь практически в любой город России. Авиабилеты на регулярные рейсы пассажиры покупают онлайн. Жители ближайших поселков Витим, Пеледуй, Толон еще помнят изматывающую дорогу в отпуск или на лечение.
"Это занимало очень много времени. Пересадки, ожидания, гостиницы. А теперь мы сели в самолет, несколько часов - и мы на месте. В города Сибири мы летаем, в Казань, в Петербург, в Москву", - говорит жительница поселка Пеледуй Ирина Передистова.
"Пожалуйста, я приехала сюда на такси. 3 часа - и я уже в Сургуте. Пошли к врачу, к ортопеду - то, чего здесь нет. Именно для местных жителей это очень важно", - обратила внимание жительница поселка Витим Марина Корнилова.
Накануне юбилея в аэропорту только за один день обслужили 13 воздушных судов, это более 1300 пассажиров. Один за другим встречали и отправляли несколько авиарейсов: и самолетов, и вертолетов. По интенсивности воздушного движения Талакан уже входит в ТОП-3 Восточной Сибири, уступая лишь Иркутску и Якутску.
"За эти 10 лет мы перевезли (вы только вдумайтесь!) почти 2,5 млн человек! Все население Якутии меньше миллиона. Обслужили более 20 000 воздушных судов. Наш любимый показатель - взлетная масса - мы подошли почти к миллиону. То есть цифры колоссальные!" - говорит генеральный директор АО "Аэропорт Сургут" Евгений Дьячков.
Впервые в России организовано управление воздушным движением через полетно-информационное обслуживание. В аэропорту смонтировано самое современное навигационное оборудование: диспетчерский радиолокатор, система посадки самолетов, первоклассное оснащение взлетно-посадочной полосы - все для безопасности полетов.
"Сургутнефтегаз можно поставить в большой пример именно государственного подхода при строительстве аэродрома. Учтено все! Мы начали работать в 50 градусов мороза, то есть прошли сразу же проверку. Весь аэропорт - и аэродромное покрытие, и техника - прошли очень серьезное испытание", - подчеркнул начальник аэродромной службы полетной информации АО "ЮТэйр - Вертолетные услуги" Валерий Зелюля.
В штате аэропорта Талакан более 280 человек, в том числе сотрудники служб авиабезопасности, противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов, организации перевозок, спецтранспорта. Этот стратегически важный транспортный объект Восточной Сибири всегда должен быть в идеальном состоянии.
"Аэропорт будет очень востребован, очень загружен. Я считаю, что мы сделали правильный выбор, когда приняли решение о его строительстве. И принесли очень большую пользу не только для Сургутнефтегаза, но и для развития Якутии в целом", - обратил внимание заместитель генерального директора ПАО "Сургутнефтегаз" Сергей Савин.
Около 50 человек были награждены на торжественной церемонии, посвященной 10-летию аэропорта. Почетным знаком "За трудовые заслуги" отмечен машинист экскаватора Талаканского УТТ-1 Леонид ШарабУев. Почетные грамоты и благодарности получили сотрудники Сургутнефтегаза, аэропорта Талакан, авиакомпании UTair - как представители рабочих профессий, так и руководители....
Авторские права на данный материал принадлежат «СургутИнформТВ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 12, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за октябрь 2024 года
Ноябрь 13, 2024
"20 авиационный ремонтный завод" выплатит ОДК по суду около 47 млн рублей
Ноябрь 13, 2024
В Кировской области работу санавиации продолжат "Русские вертолетные системы"
Ноябрь 13, 2024
В Кызылорде открылся новый терминал аэропорта