О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт Талакан отмечает 10-летие: с чего все начиналось и как он работал все эти годы

10-летие аэропорта Талакан - первой в истории современной России воздушной гавани, построенной без привлечения бюджетных средств за счет частного капитала

10-летие аэропорта Талакан - первой в истории современной России воздушной гавани, построенной без привлечения бюджетных средств за счет частного капитала. Сургутнефтегаз смог в рекордные сроки посреди тайги с нуля воплотить в жизнь невероятно смелый проект и тем самым внес масштабный вклад в устойчивое развитие огромной территории Восточной Сибири, меняя жизнь людей к лучшему.

Более 7 лет нефтяников-первопроходцев из Сургута доставляли самолетами в Мирный, а там ждала целая эскадрилья вертолетов. И снова взлет-посадка. В идеале дорога на Талакан занимала 6-9 часов, но из-за непогоды могла затянуться и на несколько дней.

"Бывало и такое, что летим-летим, сели. Думали, прилетели, а в тайге где-то сели, потому что не принимает. Погода нелетная. Посидим-посидим, снова взлетели", - вспоминает инженер-технолог базы производственного обслуживания НГДУ "Талаканнефть" ПАО "Сургутнефтегаз" Валерий Перегонцев.

С началом интенсивного освоения Талаканского месторождения объемы перевозок увеличивались, и было принято решение о строительстве на Талакане вертодрома для грузопассажирских Ми-8 и транспортников Ми-26.

"Когда стали подетальнее присматриваться: ну что там полоса будет небольшая, будет также какой-то павильон для того, чтобы ожидать вахту и прилета вертолетов. А почему бы не построитель аэропорт? Ну давайте. Мы тогда еще не понимали, во что мы ввязались и сколько придется терний пройти", - рассказал первый заместитель генерального директора ПАО "Сургутнефтегаз" Анатолий Нуряев.

Впервые Сургутнефтегаз приступил к строительству аэропорта. Пришлось много учиться, консультироваться, вникать в авиационную специфику. Более 30 специализированных компаний было привлечено к реализации проекта, но львиную долю работ выполнили самостоятельно.

"Генеральным проектировщиком был у нас, конечно, "СургутНИПИнефть", на субподряде у него выступал "Дальаэропроект". Основную работу выполнил собственными силами Сургутнефтегаз. Строительно-монтажный трест №1 выполнил более 60% всех работ, трест "Сургутнефтедорстройремонт" выполнил более 25%", - отметил первый заместитель начальника УКС производственных объектов ПАО "Сургутнефтегаз" Александр Миленин.

Основание комплекса зданий и сооружений - на твердую пятерку. Геологические особенности почвы потребовали заменить более двух миллионов кубометров грунта. Взлетно-посадочную полосу строили китайские подрядчики - выполнили единую монолитную конструкцию из железобетона со сложными системами сбора стоков, откосов.

"Необходим был полный контроль, начиная с выпуска бетона и заканчивая качеством укладки и выполнением деформационных швов на всех этапах, вплоть до рулежных дорожек и мест стоянок самолетов", - подчеркнул главный инженер НГДУ "Талаканнефть" ПАО "Сургутнефтегаз" Виталий Быков.

Стройматериалы доставляли в контейнерах по реке в поселок Витим (баржи шли одна за другой), а затем на Талаканское месторождение - автотранспортом. В пик строительства на объекте было задействовано 160 единиц техники, работали более восьмисот человек. В итоге аэропорт сдали в эксплуатацию в кратчайшие сроки - меньше чем за 2 года.

"Мне вообще довелось улететь отсюда первым бортом, который сюда прилетел. То есть приехала комиссия. Смотрели, принимали аэропорт. На этом же борту я улетал. Я уже совершил, наверное, не одну сотню этих перелетов. Никаких проблем никогда не было. Всегда приветливые культурные люди. Все здорово, с питанием все хорошо. Мы летали с ребятишками. Полный самолет детворы, все вот поехали на юг, в Юный нефтяник", - рассказал заместитель главного инженера управления электросетевого хозяйства НГДУ "Талаканнефть" ПАО "Сургутнефтегаз" Сергей Глухов.

Сегодня из аэропорта Талакан можно улететь практически в любой город России. Авиабилеты на регулярные рейсы пассажиры покупают онлайн. Жители ближайших поселков Витим, Пеледуй, Толон еще помнят изматывающую дорогу в отпуск или на лечение.

"Это занимало очень много времени. Пересадки, ожидания, гостиницы. А теперь мы сели в самолет, несколько часов - и мы на месте. В города Сибири мы летаем, в Казань, в Петербург, в Москву", - говорит жительница поселка Пеледуй Ирина Передистова.

"Пожалуйста, я приехала сюда на такси. 3 часа - и я уже в Сургуте. Пошли к врачу, к ортопеду - то, чего здесь нет. Именно для местных жителей это очень важно", - обратила внимание жительница поселка Витим Марина Корнилова.

Накануне юбилея в аэропорту только за один день обслужили 13 воздушных судов, это более 1300 пассажиров. Один за другим встречали и отправляли несколько авиарейсов: и самолетов, и вертолетов. По интенсивности воздушного движения Талакан уже входит в ТОП-3 Восточной Сибири, уступая лишь Иркутску и Якутску.

"За эти 10 лет мы перевезли (вы только вдумайтесь!) почти 2,5 млн человек! Все население Якутии меньше миллиона. Обслужили более 20 000 воздушных судов. Наш любимый показатель - взлетная масса - мы подошли почти к миллиону. То есть цифры колоссальные!" - говорит генеральный директор АО "Аэропорт Сургут" Евгений Дьячков.

Впервые в России организовано управление воздушным движением через полетно-информационное обслуживание. В аэропорту смонтировано самое современное навигационное оборудование: диспетчерский радиолокатор, система посадки самолетов, первоклассное оснащение взлетно-посадочной полосы - все для безопасности полетов.

"Сургутнефтегаз можно поставить в большой пример именно государственного подхода при строительстве аэродрома. Учтено все! Мы начали работать в 50 градусов мороза, то есть прошли сразу же проверку. Весь аэропорт - и аэродромное покрытие, и техника - прошли очень серьезное испытание", - подчеркнул начальник аэродромной службы полетной информации АО "ЮТэйр - Вертолетные услуги" Валерий Зелюля.

В штате аэропорта Талакан более 280 человек, в том числе сотрудники служб авиабезопасности, противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов, организации перевозок, спецтранспорта. Этот стратегически важный транспортный объект Восточной Сибири всегда должен быть в идеальном состоянии.

"Аэропорт будет очень востребован, очень загружен. Я считаю, что мы сделали правильный выбор, когда приняли решение о его строительстве. И принесли очень большую пользу не только для Сургутнефтегаза, но и для развития Якутии в целом", - обратил внимание заместитель генерального директора ПАО "Сургутнефтегаз" Сергей Савин.

Около 50 человек были награждены на торжественной церемонии, посвященной 10-летию аэропорта. Почетным знаком "За трудовые заслуги" отмечен машинист экскаватора Талаканского УТТ-1 Леонид ШарабУев. Почетные грамоты и благодарности получили сотрудники Сургутнефтегаза, аэропорта Талакан, авиакомпании UTair - как представители рабочих профессий, так и руководители....
Авторские права на данный материал принадлежат «СургутИнформТВ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка