АвиаПорт.Ru
17 декабря 2022, 19:23
Авиация и медиа: ТГ-марш!
Авиация остаётся сферой повышенного внимания и интереса. Среди авторов и СМИ, освещающих авиационную тематику, сохраняется конкуренция. Это факт даёт право на жизнь конкурсу профмастерства
Правила игры
Авиация на протяжении многих десятилетий остаётся сферой повышенного внимания и интереса для профессионалов и обывателей. Удовлетворить спрос на информацию помогают тысячи изданий. Большинство из них обращается к авиационной тематике время от времени. Некоторые держат руку на пульсе отрасли, готовя по нескольку публикаций в месяц. Наконец, отраслевые издания порой формируют поток новостей, в котором неподготовленный читатель рискует буквально утонуть.
Среди авторов и СМИ, освещающих авиационную тематику, сохраняется конкуренция. Этот безусловно позитивный фактор даёт право на жизнь конкурсу профмастерства. С одной стороны, он воздаёт по заслугам тем, что выполняет свою работу квалифицированно и честно. С другой - становится стимулом для самосовершенствования и роста.
Традиционными подходами при определении победителей различных конкурсов являются голосования и замеры по тем или иным метрикам. Голосования можно проводить либо в широкой аудитории (например, среди читателей), либо узким составом экспертов. Последние, в свою очередь, могут представлять как потребителей информации, так и непосредственно журналистское сообщество. К метрикам, позволяющим определить лидеров, можно отнести показатели "плодовитости" авторов, статистику по количеству прочтений, перепечаток и перепостов, либо по вовлечённости читательской аудитории.
Формирование оптимальной методики - творческий процесс. В случае конкурса, проводимого под эгидой Авиационного пресс-клуба, было реализовано простое и логичное решение. Клубный, закрытый характер мероприятия подразумевает, что оптимальным является голосование внутри профессионального сообщества. Организатор мероприятия - Отраслевое агентство "АвиаПорт" - предлагает несколько основных и специальных номинаций. Участники Авиационного пресс-клуба - представители пресс-служб компаний и организаций авиационной отрасли - в каждой из номинаций называют фамилии журналистов, которые, по их мнению, в наибольшей степени достойны поощрения. Непосредственная механика голосования проста: представители пресс-служб заполняют заблаговременно направленные анкеты, указывая в каждой из номинаций фамилии претендентов. Задача организатора - подсчитать, кого из журналистов упоминают чаще всего. Сам организатор также имеет право голоса в ситуации, когда два или более претендента получают одинаковое количество упоминаний.
Голосование в 2022 году проходило с умеренной интенсивностью, в этом плане за минувшие годы ничего не изменилось. В срок, отведённый для заполнения анкет, уложилось всего 24 пресс-секретаря. Ещё шесть анкет, полученных нами после отправки данных для печати дипломов, не рассматривались. Отметим, что для специалиста, занимающегося связями с общественностью и регулярно читающего подборки публикаций, заполнение анкеты является задачей на 15-20 минут.
Сухие факты
Как было отмечено ранее, нами предложено четыре основных номинации (деление идёт по формату издания: информагентство, газета, отраслевое издание и "новые медиа" - блоги, аккаунты в соцсетях и т.д.) В каждой основной номинации представлены две категории - воздушный транспорт и авиационная промышленность. В каждой основной номинации для каждой категории определяется один победитель и два призёра.
Две специальных номинации также имеют по две категории. Спецноминация "Разрешите взлёт" отмечает работу журналиста, начавшего писать об авиации в прошедшем либо текущем году. Специальная номинация "Иду на грозу" посвящена проблемным материалам и расследованиям. Также партнёр мероприятия - компания "Аэромакс" - объявила собственную специальную номинацию "Взгляд в беспилотное будущее", в которой была вручена только одна награда, так как разделения по категориям не было предусмотрено. В специальных номинациях называется только один победитель.
Приведём перечень призёров и победителей.
Основная номинация: Лучший журналист информагентства
Категория "Воздушный транспорт":
Победитель - Маргарита Меньшакова (Интерфакс)
Призёры - Артём Кореняко (РБК), Мария Амирджанян (ТАСС)
Награды победителю и призёрам вручил представитель генерального партнёра встречи Авиационного пресс-клуба - авиакомпании "Аэрофлот".
Категория "Авиационная промышленность":
Победитель - Мария Амирджанян (ТАСС).
Призёры - Маргарита Меньшакова (Интерфакс), Милена Синева (ТАСС).
Награду вручил представитель официального партнёра встречи Авиационного пресс-клуба - Госкорпорации Ростех.
Основная номинация: Лучший журналист ежедневной газеты
Категория "Воздушный транспорт":
Победитель - Айгуль Абдуллина (Коммерсантъ)
Призёры - Анастасия Львова (Известия), Инна Сидоркова (Ведомости)
Награды победителю и призёрам вручил представитель генерального партнёра - авиакомпании "Аэрофлот".
Категория "Авиационная промышленность":
Победитель - Анастасия Львова (Известия)
Призёры - Инна Сидоркова (Ведомости), Наталья Ячменникова (Российская газета)
Награду вручил представитель официального партнёра - Госкорпорации Ростех.
Основная номинация: Лучший журналист отраслевого издания
Категория "Воздушный транспорт":
Победитель - Илья Вайсберг (Авиасоюз)
Призёры - Екатерина Тропова (АТОР), Олег Пантелеев (АвиаПорт)
Награду вручил представитель партнёра встречи Авиационного пресс-клуба - "Международного аэропорта Шереметьево".
Категория "Авиационная промышленность":
Победитель - Андрей Фомин (Взлёт)
Призёры - Дмитрий Безобразов (Крылья Родины), Максим Пядушкин (АТО)
Награду вручил представитель официального партнёра встречи Авиационного пресс-клуба - "Объединенной авиастроительной корпорации".
Основная номинация: Лучший автор новых медиа
Категория "Воздушный транспорт":
Победитель - Максим Талавринов (Авиаторщина)
Призёры - Илья Шатилин (Frequentflyers), Марина Лысцева (Fotographersha)
Награду вручил представитель партнёра встречи Авиационного пресс-клуба - компании "Сирена-Трэвел".
Категория "Авиационная промышленность":
Победитель - Андрей Фомин (Взлёт)
Призёры - Александр Левин (АвиасалонМАКС), Максим Талавринов (Авиаторщина)
Награду вручил представитель официального партнёра - "Объединенной авиастроительной корпорации".
Специальная номинация: "Иду на грозу"
Категория "Воздушный транспорт":
Победитель - Максим Талавринов (Авиаторщина)
Награду вручил представитель авиакомпании "Победа", входящей в Группу "Аэрофлот".
Категория "Авиационная промышленность":
Победитель - Инна Сидоркова (Ведомости)
Награду вручил представитель партнёра встречи Авиационного пресс-клуба - компании "РТ - Проектные технологии".
Специальная номинация: "Разрешите взлёт"
Победитель - Айгуль Абдуллина (Коммерсантъ)
Награду вручил представитель официального партнёра - "Объединенной авиастроительной корпорации".
Специальная номинация: "Взгляд в беспилотное будущее"
Победитель - Айгуль Абдуллина (Коммерсантъ)
Награду вручил представитель партнёра встречи Авиационного пресс-клуба - компании "Аэромакс".
Читая между строк
Изучение анкет дало возможность не только выделить лидеров, но и оценить другие параметры: как много претендентов названо, есть ли ярко выраженные лидеры, каков отрыв лидеров от преследователей.
В номинации, посвящённой журналистам информационных агентств, фамилии корреспондентов повторялись в обоих категориях. Это, на наш взгляд, стало следствием того, что корреспонденты, специализирующиеся на тематике воздушного транспорта, также пишут и о гражданских программах авиастроения. Сокращение потока информации по новинкам военного авиастроения и, как следствие, числа публикаций по этой теме привело к тому, что корреспонденты "от оборонки" в этом году оказались в числе аутсайдеров, из тройки в категории "Авиационная промышленность" только Милена Синева специализируется на авиапромышленности, в то время как Мария Амирджанян и Маркарита Меньшакова пишут преимущественно о транспорте. Лидерство журналистов в этой номинации очевидно - победители и призёры имеют явный отрыв от претендентов, не получивших наград: четыре-шесть голосов и один-два голоса соответственно.
Ещё более ярко выражено лидерство среди корреспондентов газет. Победитель в категории "Воздушный транспорт" Айгуль Абдуллина набрала рекордные 11 голосов, ближайший преследователь - восемь, в то время как прочие претенденты - только один-три голоса. В категории "Авиационная промышленность" разброс не столь велик, лидеры имеют по четыре-пять голосов, аутсайдеры - один-два.
Следует отметить, что в деловых изданиях среди авторов, пишущих об авиации, отсутствует гендерное неравенство в том формате, в каком его можно было бы себе представить. Тут нет засилья бородатых мужчин с инженерным образованием. У авиационной журналистики теперь женское лицо. С чем это связано? Возможно - с общими процессами, происходящими в обществе (устранение того самого гендерного неравенства), возможно с тем, что сегодня ньюсмейкеры предпочитают не рассказывать журналистам ничего, требующего специального образования. Времена, когда в деловых СМИ на отраслевые темы писали журналисты, имевшие опыт работы в соответствующих отраслях, прошли. Впрочем, и у многих ньюсмейкеров отраслевой опыт не слишком велик. Так или иначе, не обойдусь без комплиментов в адрес победительниц в этих номинациях: конечно, их личное обаяние помогает "разговорить" собеседника, но вот способность сформулировать вопросы, корректно изложить сложную информацию на "красивые глазки" не спишешь: это результат глубокого погружения в проблематику.
Номинация "Лучший журналист отраслевого издания" откровенно разочаровала в том смысле, что многие опрошенные эксперты называли не по две-три фамилии претендентов, а ограничивались одной фамилией. В категории воздушный транспорт лидеры имели по два голоса, а аутсайдеры - только один голос. Увы, деградация отраслевой прессы видна "невооружённым глазом". Численность редакционных коллективов сократилась, тиражи упали, а некоторые издания либо вовсе прекратили существование, либо целиком ушли в онлайн-формат. Конечно, ничто не проходит бесследно: как в своё время Издательский дом А4 дал отрасли много талантливых журналистов, некоторые из которых запустили свои проекты, так и лучшие авиационные издания дали путёвку в жизнь авторам деловых СМИ. Среди победителей и призёров 2022 года Артём Кореняко и Максим Талавринов, ранее работавшие в "Авиатранспортном обозрении", но теперь представляющие другие издания. Несколько благополучнее выглядит ситуация в категории "Авиационная промышленность", где отрыв победителя Андрея Фомина и призёров от других претендентов более заметен.
Наибольшая конкуренция сложилась в номинации "Лучший автор новых медиа". Не обошлось в номинации без особенностей. В категории "Воздушный транспорт" большинство проголосовавших называли конкретного автора по имени и фамилии, а Максим Талавринов явно лидировал по результатам опроса с шестью голосами. Призёрам досталось четыре и два голоса, никто из преследователей более одного голоса не получил. Феноменом категории "Авиационная промышленность" стало то, что в ней голосовавшие указывали преимущественно названия Телеграм-каналов. Количество претендентов в этой категории - максимальное, а отрыв победителя всего в один голос. Явных лидеров, увы, пока не выявлено.
Основная номинация "Лучший автор новых медиа" в 2022 году введена впервые. В будущем она как минимум сохранится, как максимум - будет делиться на группы. Сегодня переток читательского интереса в Телеграм - явление очевидное, и авиация не стала исключением. Тематике авиапромышленности посвящено достаточно много каналов, авторы которых стараются остаться инкогнито. В 2022 году значительно сократилось внимание аудитории к некогда популярным социальным сетям, ныне признанным экстремистскими. В то же время, у авиации были свои амбассадоры с числом подписчиков, зашкаливавшим за 100 тысяч. Выскажу в адрес пресс-секретарей претензию: при голосовании в этой номинации обойти вниманием Артёма Каширина было, мягко говоря, странно.
В специальной номинации "Иду на грозу" обошлось без сюрпризов. Максим Талавринов и Инна Сидоркова подготовили достаточно большое количество статей, подаривших пресс-секретарям компаний авиационной отрасли бессонные ночи и нагоняи от начальства. Насколько мне известно, не обходилось и без бесед "по понятиям", в которых авторам намекали о существовании "запретных" тем. Но оба победителя в этой спецноминации не меняют своего подхода к подготовке статей, называют вещи своими именами и не пытаются обходить острые углы.
Награждение в специальной номинации "Разрешите взлёт" в 2022 году прошло без разделения по категориям: пресс-секретари компаний и воздушного транспорта, и авиационной промышленности с удивительным единодушием отметили Айгуль Абдуллину. Воистину, авиация обладает омолаживающим эффектом! Айгуль имеет опыт работы в СМИ с 2011 года, но стоило ей взять в качестве специализации авиационную тематику, как она стала молодым, но подающим надежды автором. Впрочем, среди авторов, которые начали писать об авиации в 2021 году, большой конкуренции действительно нет.
Наконец, Айгуль получила награду и в специальной номинации "Взгляд в беспилотное будущее". Нам здесь комментировать нечего: победителя назвала компания "Аэромакс", которая эту номинацию и учредила.
Вместо заключения
Мы надеемся, что и общественно-политические, и деловые, и отраслевые СМИ сумеют приспособиться к стремительно меняющемуся формату создания и потребления информации. Очевидно, что традиционная журналистика сталкивается со многими вызовами, но два из них следуют особого упоминания.
Первый - изменение формата. Массовому читателю трудно осилить "много букв", а ожидания от оперативности появления информации увеличились многократно. И если в первой половине 1990-е годов, по меткому определению Владимира Карнозова, отраслевая пресса жила с тактом один раз в месяц - с такой частотой выходили журналы, то во второй половине десятилетия и в начале нулевых появились еженедельные журналы и приложение "Независимое военное обозрение". Появление специализированных отраслевых порталов позволило читать новости ежедневно, обновления появлялись по нескольку часов в день. В нынешнем десятилетии бал правят ТГ-каналы, которые сигнализируют о выходе новых постов так часто, что сиюминутно отслеживать все сообщения стало просто невозможно. Информационный вал захлестнул читательскую аудиторию и породил апатию, сообщений много, но большинство из них просто пролистывается привычным движением пальца по экрану смартфона.
Второй вызов, актуальный для отраслевой журналистики - становление корпораций в качестве первоисточников информации. Сегодня крупные компании имеют свои официальные аккаунты в социальных сетях, в Телеграмм, некоторые выпускают корпоративные журналы. От коротких сообщений до развёрнутых статей с эксклюзивными подробностями - всё это формирует новую информационную среду, в которой специализированные издания теряют свою актуальность. Корпорациям зачастую не нужны посредники, чтобы работать с читательской аудиторией.
Третий вызов пока не стал массовым явлением, но сбрасывать его со счетов не стоит. В условиях проведения специальной военной операции государство стало закручивать гайки. То, что в 1990-е годы подробно раскрывалось в публикациях сейчас становится тайной за семью печатями, разглашение которой может обернуться суровым наказанием. Представители пресс-служб уже мрачно шутят, что самыми распространёнными темами для информационных сообщений становятся корпоративные спортивные соревнования и дни доноров. Но не исключено, что и сегодняшний уровень информационной открытости в будущем окажется лишь в наших воспоминаниях. Пока же мы видим, что насыщенные фактами и аналитикой публикации всё чаще появляются в анонимных ТГ-каналах....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси