РБК
21 декабря 2022, 07:23
Уже не игрушка: зачем в Москве создают кластер по развитию беспилотников
Московский индустриальный парк "Руднево" выбран в качестве локации для одного из самых значимых проектов с точки зрения развития отрасли беспилотных летательных аппаратов и авиации РФ
"Для Москвы развитие беспилотных авиационных систем имеет особое значение, так как столица - один из важнейших рынков потребления беспилотников, - отметил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов. - Их использует как частный бизнес, так и многие отрасли городского хозяйства: в частности, при контроле хода строительства, для обследования и выявления самостроя, при создании цифровых моделей местности. Коптеры помогают оценить масштаб и темпы строительства, составить 3D-модель ландшафта, выявить климатические особенности местности. Все это говорит о том, что создание Центра БАС для Москвы является не только производственной необходимостью. Производители беспилотников смогут воспользоваться значительными налоговыми льготами как резиденты ОЭЗ: это льготы по налогу на прибыль, освобождение от имущественного, транспортного и земельного налогов".
Экономический контекст
Когда-то дроны воспринимались как развлечение, но сейчас рынок беспилотников - один из самых быстрорастущих рынков в мире, отмечает руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики (ДИиПП) Москвы Владислав Овчинский. Беспилотники успешно используются в энергетике, логистике, сельском хозяйстве, строительстве, геологодобыче. По данным аналитического агентства Drone Industry Insight, объем мирового рынка БАС в 2021 году составил $26,3 млрд. По прогнозам, среднегодовой рост отрасли составит 9,4%, к 2026 году объем рынка может достигнуть $41,3 млрд.
Российский рынок беспилотников в последние годы рос быстрее, чем экономика России в целом. По оценкам Фонда "Центр стратегических разработок" (ЦСР), среднегодовой прирост выручки компаний - участников этого сегмента составил 15,1% в 2019-2021 годах, а среднегодовой прирост ВВП России - 9,3%. Потенциал российского рынка эксперты ЦСР оценивают в $1 млрд. По информации правительства Москвы, сегодня в гражданском обороте России насчитывается свыше 40 тыс. беспилотных летательных аппаратов различного назначения. За пять лет их производство увеличилось в 2,5 раза, превысив 20 тыс. аппаратов в год. В Москве производство выросло более чем в четыре раза.
Санкции вывели на первый план вопросы импортозамещения, масштабного внедрения в экономику инноваций, комментирует ведущий эксперт в области инновационного развития, директор Центра экономики регионов ЦСР Марат Фаттахов. Как показало исследование ЦСР, четыре из пяти компаний, занятых в сфере производства беспилотников, почувствовали на себе негативное влияние происходящих изменений, вызванных в первую очередь разрывом импортных и экспортных цепочек, ограничениями трансфера технологий.
Беспилотная кооперация
Создание федерального центра беспилотных авиасистем поможет справиться с этими проблемами. В индустриальном парке "Руднево" (новый проект ОЭЗ "Технополис Москва") только в этом году сдадут около 120 тыс. кв. м площадей, в том числе для производителей беспилотных систем. В дальнейшем площадь производств вырастет почти до полумиллиона квадратных метров, отмечают в Комплексе экономической политики и имущественно-земельных отношений города Москвы. Также в индустриальном парке предусмотрена особая зона свободных полетов площадью более 100 гектаров и высотой до 500 м. Это будет полноценный испытательный полигон для тестирования БПЛА.
"Мы намеренно приняли решение о размещении федерального центра БАС именно в "Руднево", так как резиденты особой экономической зоны получат доступ к серьезным налоговым преференциям, - подчеркнул Владислав Овчинский. - Это льготы по транспортному налогу, налогам на имущество, на прибыль. Помещения там сдаются по достаточно низкой аренде плате. В "Руднево" будет создана вся необходимая социальная инфраструктура, кроме того, парк обладает хорошей транспортной доступностью".
Директор АНО "Центр развития транспортных технологий" Алексей Рогозин отметил, что в России отрасль беспилотников находится на начальном этапе развития, однако уже есть несколько компаний, осваивающих серийное производство. Основная цель федерального центра, по словам Владислава Овчинского, - собрать на одной территории действующие производства, а также стартапы, которые будут заниматься разработкой новых технологий. Кроме того, здесь планируется организовать центр сертификации, так как вопрос безопасности при полетах дронов - один из важнейших.
Развитие отрасли в настоящее время активно поддерживает государство. Так, для участников отрасли доступны субсидии по линии Минпромторга, говорит заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак: "Также есть возможность получить субсидирование затрат на НИОКР, на производство электронной компонентной базы и модулей на ее основе. Это иногда более чем 50% стоимости беспилотника".
Индустрии беспилотников необходима консолидация, считает инвестиционный директор Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ) Дионис Гордин: "Важно создать механизмы помощи производителям, чтобы они могли быстрее проходить стадию от стартапа до зрелых компаний, которые могут производить дроны для различных задач и выводить их на рынок". Создание федерального центра, где предполагается в режиме "одного окна" предоставлять комплекс услуг, чтобы быстрее поднять машину в небо, в этом, по мнению эксперта, безусловно, поможет. Помимо производственных площадок и испытательного полигона, здесь планируется организовать центр коллективного пользования оборудованием, чтобы компании не тратили средства на покупку собственного оборудования, а сосредоточили ресурсы на НИОКР и инновациях.
Москва - это центр лучших научных и инженерных кадров, говорит Владислав Овчинский. Поэтому "Руднево" станет центром компетенций, обучения, развития человеческого потенциала. Здесь планируется организовать авиационный учебный центр по подготовке высококвалифицированного персонала.
По мнению Марата Фаттахова, федеральный центр в "Рудневе" позволит комплексно обеспечить потребности компаний в инфраструктуре для проектирования, производства и испытания БАС, а также в кадрах.
Ориентиры на будущее
Развитие индустрии беспилотников особенно актуально для территорий, где есть проблемы с транспортной инфраструктурой. Заместитель гендиректора "Почты России" по логистике Сергей Сергушев отмечает, что сейчас логистический оператор при помощи дронов в первую очередь развивает доставку грузов именно в труднодоступные регионы страны. Как рассказал основатель и управляющий партнер Turing Flying Machines Александр Тихонов, дрон-доставщик для "Почты России" Т-300 поднимает 130 кг груза. Еще одна отечественная разработка - реактивный дрон вертикального взлета и посадки "Кама", который может доставить тонну груза за 1000 км всего за два часа. "С такими параметрами наш самолет целесообразно использовать в регионах Севера и Дальнего Востока", - поясняет генеральный директор ООО "Кама" Владимир Сычев.
Разработка беспилотников может стать импульсом для развития сквозных технологий в области разработки систем накопления энергии, двигателестроения, аэронавигационных и других технологий, отмечают в московской мэрии. Потребуется также разработать систему организации полетов, так как дронов со временем будет все больше, добавляет заместитель директора НИЦ "Аэроскрипт" Андрей Яблоков.
По своему значению сфера БАС для развития экономики страны сопоставима с космической отраслью, убежден Дионис Гордин. "Индустрия беспилотников очень требовательна к технологиям в сопутствующих отраслях: нужны композитные материалы, двигатели, бесперебойная связь. Это создает запрос на развитие внутри страны науки, конструкторских бюро, инженерных школ", - говорит эксперт.
Санкции только подстегнули создание новых производств беспилотников в РФ и локализацию ряда производств, продукцию которых ранее предполагалось импортировать, заявил Алексей Рогозин. Дионис Гордин отмечает важность того, чтобы такие технологии не просто импортозамещались и локализовывались, - нужен именно технологический суверенитет с опорой на отечественную школу. "Сейчас наша страна с точки зрения разработок, уровня команд идет наравне с другими странами. Убежден, что технологического базиса, который есть в стране, хватит для того, чтобы Россия стала одним из лидеров в мире в производстве беспилотников", - считает представитель Национальной технологической инициативы.
Ключевая задача любой новой технологии - найти нишу, где она будет использоваться, подчеркнул Владислав Овчинский. Беспилотники уже доказали свою экономическую эффективность в ряде направлений. Например, Москва начала активно использовать коптеры пять-семь лет назад: выявлять объекты самовольного строительства, нецелевое использование земельных участков, контролировать стройки и так далее. Использование беспилотников позволило существенно снизить процент нарушений. Этот опыт может быть полезен и для других мегаполисов и городов-миллионников....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 8, 2024
О летчике из Хакасии Серафиме Урыбине и боях в небе Восточной Пруссии
Ноябрь 8, 2024
"Как такси": климатологов тревожит стремительный рост спроса на частные самолеты