ТАСС
26 декабря 2022, 08:34
Шеф-пилот "Туполева" Виктор Минашкин: недругов надо встречать далеко от границ России
23 декабря в России отмечается День дальней авиации. Это профессиональный праздник для летчиков и военнослужащих, имеющих отношение к дальней авиации ВВС РФ
Детская мечта
Виктор Минашкин больше 30 лет испытывает туполевские самолеты. Общий налет шеф-пилота ПАО "Туполев" составляет свыше 7 тыс. часов. За плечами летчика - испытательные полеты высшей категории сложности, в том числе испытания самолетов Ту-22М3, цикл испытаний Ту-334 на сваливание, а также в условиях возможных отказов. Участвовал в испытаниях Ту-160 и ряда других машин.
В 2015 году летчик-испытатель Жуковской летно-испытательной и доводочной базы (филиала ПАО "Туполев") был награжден орденом Мужества за самоотверженность, проявленную при испытании авиационной техники в условиях, сопряженных с риском для жизни. В настоящее время Виктор Минашкин руководит летными службами ПАО "Туполев".
Как рассказывает испытатель, стать летчиком он мечтал с самого детства. Однажды ему довелось вместе с родителями лететь из Свердловска в Москву. Полет произвел на мальчика столь сильное впечатление, что он решил во что бы то ни стало стать летчиком и добился своего. "О профессии летчика-испытателя я тогда не знал ничего, что называется, от слова "совсем". Впервые я задумался об испытательной работе, уже будучи летчиком-истребителем. Так что, можно сказать, мечта о летно-испытательной работе появилась и росла вместе с моим профессиональным ростом как летчика", - говорит Виктор Минашкин.
В ОКБ А.Н. Туполева (сейчас - ПАО "Туполев" в составе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) госкорпорации "Ростех") летчик работает с 1989 года после окончания школы летчиков-испытателей в Жуковском. В то время была принята практика, при которой во время обучения к слушателям присматривались представители конструкторских бюро. Они оценивали как профессиональные, так и личные качества будущих летчиков-испытателей. Кроме того, для оценки уровня летной подготовки с выбранными кандидатами летчики-испытатели фирмы выполняли контрольные полеты.
"Собственно, так меня и выбрали. Профессионально в полете меня оценивал летчик-испытатель Валерий Павлов. Думаю, о личных качествах информация была получена от Александра Муравьева - моего инструктора в школе летчиков-испытателей и моего старшего товарища, с которым я служил в частях ВВС, Сергея Абрамова, он в это время уже работал на фирме Туполева", - отмечает Виктор Минашкин.
Летчик признается, что на него всегда производил огромное впечатление масштаб личности создателя КБ Туполева - Андрея Николаевича Туполева. Кроме того, еще в процессе обучения Минашкин выделял для себя самолеты марки "Ту". "В школе летчиков-испытателей мы проходили обучение на 15 типах самолетов. Не на земле, а в небе получали знания о самолетах всех фирм, за исключением мясищевской. От КБ Туполева в школе были представлены самолеты Ту-134 и Ту-154. Так что то, какие самолеты Туполев строил, мне удалось прочувствовать в полете. Когда поступило предложение работать на фирме Туполева, сомнений в выборе не было", - признается специалист.
Жизненное кредо туполевцев
ОКБ А.Н. Туполева является старейшим в России и в мире авиационным опытно-конструкторским бюро - 22 октября 2022 года отметило 100-летний юбилей. За годы существования специалистами бюро разработано свыше 300 проектов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.
В цитатнике выдающегося авиаконструктора А.Н. Туполева есть фраза: "Нашей стране нужна такая крепкая авиация, чтобы никто не решился подойти к нашим границам". По мнению Виктора Минашкина, это выражение - пусть его и не вешают на стенах в качестве лозунга - до сих пор является жизненным кредо для каждого из сотрудников бюро. "Оно всегда поддерживало каждого туполевца, помогало хорошо выполнять свою работу в тяжелые времена, когда значение стратегической авиации недооценивали. В свете последних известных событий эта фраза наполняется новым смыслом. Недругов надо встречать как можно дальше от наших границ", - подчеркивает летчик-испытатель.
В число основных профессиональных задач летчика-испытателя входит определение недочетов воздушного судна, прежде чем оно будет запущено в серийное производство. Также в ходе испытаний летчик должен отработать в небе систему управления машиной и все возможные чрезвычайные ситуации. На сегодняшний день основное направление развития ПАО "Туполев" связано с укреплением обороноспособности России. Предприятие производит и модернизирует самолеты дальней авиации Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, а кроме того, занимается разработкой новых авиационных комплексов.
Как отмечает Минашкин, определенная разница в испытаниях гражданской и военной техники все же существует и обусловлена различиями в руководящих документах по проведению испытаний в этих видах авиации.
«При этом профессии гражданского и военного летчика-испытателя во многом схожи. Основное различие между ними, на мой взгляд, проявляется не в воздухе, а на земле. Военный летчик-испытатель нацелен на объективную оценку авиационной техники и систем вооружения. а летчик-испытатель конструкторского бюро непосредственно участвует в создании этой техники и доведении ее до состояния, когда ее можно передать на испытания военным летчикам-испытателям, заказчику», - Виктор Минашкин, шеф-пилот ПАО "Туполев".
Авиационная краса и гордость России
За время работы в КБ Туполева Минашкин участвовал в испытаниях десяти типов воздушных судов. "Если учитывать модификации, их количество - 29. Общий налет составляет более 7 тыс. часов. Больше всего запомнились те, на которых проводились сложные виды испытаний, такие как поведение самолета на больших углах атаки и сваливании, например Ту-334, а также впервые поднятый в воздух Ту-204СМ", - рассказывает испытатель.
По словам летчика, максимальная высота, на которой он побывал за годы практики, составляет порядка 25 км на самолете МиГ-25. "На туполевских машинах я поднимался на высоту около 15 км на самолете Ту-22М3. Машины вели себя как им и положено. На МиГ-25 это был динамический потолок, а на Ту-22М3 - уход со сверхзвукового полета с разворотом на базовый аэродром", - вспоминает пилот.
Широко известна крылатая фраза А.Н. Туполева: "Хорошо летают только красивые самолеты". Летчик-испытатель утверждает, что профессионалы понимают ее буквально. "Летящий самолет - это всегда красиво. Когда самолет спроектирован с учетом аэродинамики, прочности и практичности, это неизменно приводит к эстетичному внешнему виду летательного аппарата. Так что эта фраза актуальна сегодня, как и вчера, и будет актуальна в будущем", - говорит Виктор Минашкин.
По словам испытателя, сам он считает самым красивым самолетом "Ту" советский, а затем российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. "А почему? Красота - она же не требует обоснования", - замечает Виктор Минашкин. Машина является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом, самым тяжелым боевым самолетом в мире и носит неофициальное название "Белый лебедь".
Многие авиационные эксперты полагают, что до сих пор по многим параметрам Ту-160 не имеет аналогов в мире.
"Иметь самолет, способный нести значительную боевую нагрузку на многие тысячи километров и при этом при необходимости выводить ее в стратосферу на сверхзвуковые скорости, - это уникальная возможность. И я уверен, что эта способность будет востребована еще очень долго», - Виктор Минашкин, шеф-пилот ПАО "Туполев".
Легендарный "Медведь", стратегический ракетоносец Ту-95, является самым быстрым на планете винтовым самолетом и единственным в мире турбовинтовым бомбардировщиком, ставшим одним из символов холодной войны. А кроме того, одним из старейших: летающий "Медведь" впервые поднялся в воздух в 1952 году. "Испытывать мне его довелось, - рассказывает Виктор Минашкин. - Это очень интересная машина, которая, несмотря на почтенный возраст, остается в строю. Уникальность этой машины в том, что заложенный в нее запас прочности позволяет ей после модернизации быть носителем современных средств поражения и выполнять сложнейшие задачи в реалиях современной обстановки на различных театрах военных действий".
Приметы, традиции и внештатные ситуации
У представителей каждой профессии есть свои приметы и ритуалы. Профессия летчика опасная и рискованная, поэтому пилоты КБ "Туполева" не исключение. "У каждого приметы и ритуалы свои. У меня они тоже есть, но кто ж о них расскажет", - говорит Виктор Минашкин.
Есть у туполевских летчиков и нерушимая традиция. "28 января мы отдаем дань уважения погибшему экипажу самолета Ту-95. Это стало традицией. Собираются не только те, кто продолжает трудиться на Жуковской летно-испытательной и доводочной базе, но и ушедшие на пенсию или перешедшие на другую работу", - рассказывает летчик-испытатель. Ту-95 потерпел катастрофу 28 января 1982 года, взлетая с аэродрома ЛИИ в очередной испытательный полет. Погиб экипаж в составе десяти человек, включая командира корабля летчика-испытателя Николая Кульчицкого.
Летчик-испытатель признается, что в его огромной практике происходило множество необычных или же внештатных ситуаций. По воспоминаниям летчика, самым необычным был случай, когда на одном из первых опытных самолетов Ту-204СМ отказали все указатели скорости и высоты полета. "В результате пилотировать при возврате на аэродром приходилось по ощущениям. И если на заре авиации скорость можно было оценивать по свисту ветра в расчалках, то в кабине современного лайнера это сделать было невозможно. Скорость на наших приборах была, мягко говоря, недостоверной. На ближнем приводе скорость по приборам была ноль", - отмечает пилот.
Впоследствии выяснилось, что причиной отказа техники оказалось закупоривание пухом приемников воздушного давления из-за недостаточного нагрева конструкции приемника. "Все закончилось благополучно", - резюмирует Виктор Минашкин.
Многие летчики-испытатели работают десятилетиями на одной фирме, потому что только годы и годы работы дают возможность досконально знать детали, историю создания того или иного комплекса, его элементов, "детские болезни". "Все знать невозможно. Но то, что работа на фирме долгое время помогает в испытаниях и взаимодействии с конструкторами, - это бесспорно", - подчеркивает он. В то же время Виктор Минашкин считает, что предела совершенству в профессии летчика-испытателя попросту нет.
На замену иностранцам
Летчику доводилось также испытывать магистральные узкофюзеляжные самолеты Ту-214, которые призваны заменить иностранные Boeing и Airbus. "Это хорошая машина. Кстати, самолет Ту-204СМ с двухчленной кабиной и целым рядом улучшений, направленных на уменьшение эксплуатационных расходов, уже был сертифицирован", - отмечает Виктор Минашкин.
Cудно задумывалось как один из самолетов целой линейки: ближнемагистрального Ту-334, среднемагистрального Ту-204/214, дальнемагистрального Ту-204-300 и грузового Ту-330. Испытатель подчеркивает, что главное в этой концепции - уменьшение эксплуатационных расходов авиакомпаний, которое достигалось бы унификацией конструкции и оборудования этих самолетов. "Также обучение экипажей должно было обеспечить возможность выполнения полетов на разных типах самолетов летчиками с минимальной дополнительной подготовкой", - добавляет Минашкин.
В качестве примера летчик приводит дальневосточную авиакомпанию "Владивосток Авиа", ранее входившую в десятку крупнейших в стране. "Практика "Владивосток Авиа" показала, что, несмотря на трехчленный экипаж и сравнительно большой вес самолета, грамотная эксплуатация авиационной техники позволяет выходить на экономические показатели не хуже, чем эксплуатация иностранных одноклассников", - отмечает летчик. Сегодня принято решение о масштабировании производства пассажирских Ту-214 в интересах российских авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 12, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за октябрь 2024 года
Ноябрь 12, 2024
Разработать документы для капремонта липецкого аэропорта выбрали опытного господрядчика
Ноябрь 12, 2024
Пятое поколение: что демонстрирует Россия на выставке Airshow China 2024
Ноябрь 12, 2024
Кыргызстанская авиация ждет финальный аудит для выхода из черного списка ЕС