О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Часть ядерной триады": какие задачи выполняет российская дальняя авиация

23 декабря в России отмечается День дальней авиации. В настоящее время на вооружении стоят бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС

23 декабря в России отмечается День дальней авиации. В настоящее время на вооружении стоят бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС. Кроме того, в России создается и новый самолет этого класса - ПАК ДА. Самолеты дальней авиации не только продолжают выполнять функции сил ядерного сдерживания, но и неоднократно принимали участие в боевых действиях, в том числе в конфликтах в Сирии и на Украине. По словам аналитиков, дальняя авиация - стратегически важная составляющая оборонного потенциала России.

23 декабря в России отмечается День дальней авиации. Она является компонентом стратегических ядерных сил и составной частью Воздушно-космических сил РФ.

Историю отечественной дальней авиации принято отсчитывать с 23 декабря 1914 года, когда в Российской империи было сформировано первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков. Оно состояло из воздушных кораблей "Илья Муромец", созданных Игорем Сикорским.

За годы Первой мировой войны экипажи этой эскадрильи выполнили около 400 боевых вылетов для разведки и бомбардировки объектов противника. В воздушных боях ими было уничтожено 12 вражеских истребителей. 39 бойцов эскадрильи стали георгиевскими кавалерами.

С развитием технологий росла и роль дальней авиации в вооруженных конфликтах. В Великую Отечественную войну экипажи дальних бомбардировщиков совершили уже около 220 тыс. боевых вылетов, сбросив на противника более 2 млн бомб различного калибра. 312 авиаторов-дальников стали Героями Советского Союза, шестеро из них - дважды.

В послевоенные годы с появлением ядерного оружия и увеличением дальности полета бомбардировщиков дальняя авиация стала также выполнять функции сил ядерного сдерживания.

В наши дни стратегические бомбардировщики дальней авиации ВКС РФ являются составной частью ядерной триады, которая также включает в себя межконтинентальные баллистические ракеты и подводные ракетоносцы.

Помимо этого, дальние бомбардировщики могут использовать и конвенциональное оружие. Как отмечают в Минобороны РФ, сегодня они задействуются в специальной военной операции по защите Донбасса. Ранее они также использовались для нанесения ударов по террористам в Сирии.

От Ту-95 к ПАК ДА

По данным российского военного ведомства, на вооружении дальней авиации сегодня состоят стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, а также самолеты-заправщики Ил-78, учебные и транспортные самолеты различных модификаций.

Турбовинтовой бомбардировщик Ту-95 был принят на вооружение в конце 1950-х годов, однако удачные конструктивные решения и большой модернизационный потенциал позволяют ему успешно решать боевые задачи и в XXI веке.

Одна из последних модернизаций проекта прошла в 2020 году, когда в воздух поднялся Ту-95МСМ. Обновленный "стратег" был оснащен новыми системами управления вооружением, современным пилотажно-навигационным оборудованием, бортовым комплексом связи, радиолокационной станцией и средствами объективного контроля.

Помимо выполнения боевых задач, Ту-95 регулярно совершают патрулирование "над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов".

В отличие от Ту-95, летающего на турбовинтовых двигателях, сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 оснащаются турбореактивными силовыми установками, что существенно повышает их скоростные характеристики. Так, максимальная скорость Ту-160 составляет порядка 2 тыс. км/ч, в то время как у Ту-95 этот показатель достигает лишь 905 км/ч.

За грациозность и изящество линий летчики называют Ту-160 "Белым лебедем". Он был принят на вооружение в конце 1980-х годов и выпускался до 2000 года.

В 2015 году было решено возобновить производство данных машин в усовершенствованном варианте. Первый построенный с нуля обновленный ракетоносец Ту-160М поднялся в небо в январе 2022 года.

Как пояснили тогда в госкорпорации "Ростех", самолет сохраняет внешний облик известного бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, однако создается на совершенно новой технологической базе с использованием цифровых решений.

"Принципиальная важность сегодняшнего события в том, что новая машина полностью построена заново, с нуля, - заявил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь. - В новой машине на 80% обновлены и модернизированы системы и оборудование".

Помимо этого, продолжается работа по усовершенствованию ранее построенных бомбардировщиков.

Как отмечают в "Ростехе", Ту-160 является "самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом с изменяемой геометрией крыла".

Ту-22М3 - это дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Он предназначен для поражения наземных и морских целей во всем диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.

Данная модификация самолета Ту-22М была разработана во второй половине 1970-х годов и принята на вооружение в 1989-м.

По сравнению с Ту-95 и "Белым лебедем" он имеет меньшую дальность полета. Если у первых двух самолетов этот показатель превышает 10 тыс. км, то у Ту-22М3 он находится в пределах 7 тыс. км. Однако Ту-22М3 превосходит их по максимальной скорости - 2,3 тыс. км/ч.

"Ту-22М3 можно отнести как к самолетам фронтовой авиации, так и к самолетам дальней авиации. Все зависит от того, установлена ли на данном бомбардировщике система дозаправки", - пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.

Сегодня проводится масштабная модернизация этих бомбардировщиков-ракетоносцев. Первая обновленная машина, получившая индекс Ту-22М3М, поднялась в воздух в конце 2018 года.

Стоит отметить, что, помимо усовершенствования уже существующих бомбардировщиков, в России ведутся работы по созданию принципиально нового самолета такого типа.

В 2019 году Минобороны РФ утвердило технические требования проекта ПАК ДА - перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

Разработка ПАК ДА была поручена ОКБ Туполева, а производство новых машин планируется развернуть на Казанском авиазаводе.

Гендиректор научно-производственного предприятия "Звезда" Сергей Поздняков в октябре сообщил о начале испытаний катапультного кресла, которое планируется использовать на ПАК ДА.

А в ноябре стало известно, что на самарском предприятии "ОДК-Кузнецов" были открыты три новых производственных корпуса, где будут производиться двигатели для ПАК ДА.

"Актуальная угроза для Запада"

По словам аналитиков, дальняя авиация активно применяется РФ для нанесения ударов конвенциональным оружием, в том числе в рамках спецоперации по защите Донбасса.

"В рамках СВО дальняя авиация может использоваться и используется для нанесения ракетных ударов по пунктам управления, военным предприятиям, энергетическим и транспортным объектам", - указал эксперт Бюро военно-политического анализа Николай Костикин в беседе с RT.

Юрий Кнутов отмечает, что благодаря этому удается серьезно снизить военный потенциал киевского режима.

"Эти самолеты наносят удары высокоточным оружием, крылатыми ракетами. Они играют ключевую роль в уничтожении командных штабов, пунктов управления, военных предприятий и ремонтных баз, мест сбора наемников и их подготовки. Кроме того, дальняя авиация активно задействована и для вывода из строя объектов энергетики. Все это способствует ослаблению ВСУ", - сказал специалист.

Дальняя авиация является также важной частью российских сил ядерного сдерживания, говорит военный эксперт Владислав Шурыгин.

"Дальняя авиация - это часть ядерной триады, которая является постоянно действующей актуальной угрозой для Запада. Благодаря наличию среди прочего таких самолетов Россия способна противостоять силам Европы и США. Этот фактор позволяет стабилизировать ситуацию в мире", - заявил аналитик в беседе с RT.

При этом Николай Костикин отметил, что, несмотря на развитие систем противовоздушной обороны, дальняя авиация не потеряла свою актуальность как средство доставки ядерного оружия.

"Несмотря на развитие ПВО и межконтинентальных баллистических ракет, стратегическая дальняя авиация не утратила своего значения как инструмента ядерного сдерживания. Она является дополнительной страховкой, чтобы гарантированно нанести удар по противнику", - заключил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка