РТ на русском
26 декабря 2022, 08:51
"Часть ядерной триады": какие задачи выполняет российская дальняя авиация
23 декабря в России отмечается День дальней авиации. В настоящее время на вооружении стоят бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС
23 декабря в России отмечается День дальней авиации. Она является компонентом стратегических ядерных сил и составной частью Воздушно-космических сил РФ.
Историю отечественной дальней авиации принято отсчитывать с 23 декабря 1914 года, когда в Российской империи было сформировано первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков. Оно состояло из воздушных кораблей "Илья Муромец", созданных Игорем Сикорским.
За годы Первой мировой войны экипажи этой эскадрильи выполнили около 400 боевых вылетов для разведки и бомбардировки объектов противника. В воздушных боях ими было уничтожено 12 вражеских истребителей. 39 бойцов эскадрильи стали георгиевскими кавалерами.
С развитием технологий росла и роль дальней авиации в вооруженных конфликтах. В Великую Отечественную войну экипажи дальних бомбардировщиков совершили уже около 220 тыс. боевых вылетов, сбросив на противника более 2 млн бомб различного калибра. 312 авиаторов-дальников стали Героями Советского Союза, шестеро из них - дважды.
В послевоенные годы с появлением ядерного оружия и увеличением дальности полета бомбардировщиков дальняя авиация стала также выполнять функции сил ядерного сдерживания.
В наши дни стратегические бомбардировщики дальней авиации ВКС РФ являются составной частью ядерной триады, которая также включает в себя межконтинентальные баллистические ракеты и подводные ракетоносцы.
Помимо этого, дальние бомбардировщики могут использовать и конвенциональное оружие. Как отмечают в Минобороны РФ, сегодня они задействуются в специальной военной операции по защите Донбасса. Ранее они также использовались для нанесения ударов по террористам в Сирии.
От Ту-95 к ПАК ДА
По данным российского военного ведомства, на вооружении дальней авиации сегодня состоят стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, а также самолеты-заправщики Ил-78, учебные и транспортные самолеты различных модификаций.
Турбовинтовой бомбардировщик Ту-95 был принят на вооружение в конце 1950-х годов, однако удачные конструктивные решения и большой модернизационный потенциал позволяют ему успешно решать боевые задачи и в XXI веке.
Одна из последних модернизаций проекта прошла в 2020 году, когда в воздух поднялся Ту-95МСМ. Обновленный "стратег" был оснащен новыми системами управления вооружением, современным пилотажно-навигационным оборудованием, бортовым комплексом связи, радиолокационной станцией и средствами объективного контроля.
Помимо выполнения боевых задач, Ту-95 регулярно совершают патрулирование "над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов".
В отличие от Ту-95, летающего на турбовинтовых двигателях, сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 оснащаются турбореактивными силовыми установками, что существенно повышает их скоростные характеристики. Так, максимальная скорость Ту-160 составляет порядка 2 тыс. км/ч, в то время как у Ту-95 этот показатель достигает лишь 905 км/ч.
За грациозность и изящество линий летчики называют Ту-160 "Белым лебедем". Он был принят на вооружение в конце 1980-х годов и выпускался до 2000 года.
В 2015 году было решено возобновить производство данных машин в усовершенствованном варианте. Первый построенный с нуля обновленный ракетоносец Ту-160М поднялся в небо в январе 2022 года.
Как пояснили тогда в госкорпорации "Ростех", самолет сохраняет внешний облик известного бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, однако создается на совершенно новой технологической базе с использованием цифровых решений.
"Принципиальная важность сегодняшнего события в том, что новая машина полностью построена заново, с нуля, - заявил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь. - В новой машине на 80% обновлены и модернизированы системы и оборудование".
Помимо этого, продолжается работа по усовершенствованию ранее построенных бомбардировщиков.
Как отмечают в "Ростехе", Ту-160 является "самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом с изменяемой геометрией крыла".
Ту-22М3 - это дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Он предназначен для поражения наземных и морских целей во всем диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.
Данная модификация самолета Ту-22М была разработана во второй половине 1970-х годов и принята на вооружение в 1989-м.
По сравнению с Ту-95 и "Белым лебедем" он имеет меньшую дальность полета. Если у первых двух самолетов этот показатель превышает 10 тыс. км, то у Ту-22М3 он находится в пределах 7 тыс. км. Однако Ту-22М3 превосходит их по максимальной скорости - 2,3 тыс. км/ч.
"Ту-22М3 можно отнести как к самолетам фронтовой авиации, так и к самолетам дальней авиации. Все зависит от того, установлена ли на данном бомбардировщике система дозаправки", - пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.
Сегодня проводится масштабная модернизация этих бомбардировщиков-ракетоносцев. Первая обновленная машина, получившая индекс Ту-22М3М, поднялась в воздух в конце 2018 года.
Стоит отметить, что, помимо усовершенствования уже существующих бомбардировщиков, в России ведутся работы по созданию принципиально нового самолета такого типа.
В 2019 году Минобороны РФ утвердило технические требования проекта ПАК ДА - перспективного авиационного комплекса дальней авиации.
Разработка ПАК ДА была поручена ОКБ Туполева, а производство новых машин планируется развернуть на Казанском авиазаводе.
Гендиректор научно-производственного предприятия "Звезда" Сергей Поздняков в октябре сообщил о начале испытаний катапультного кресла, которое планируется использовать на ПАК ДА.
А в ноябре стало известно, что на самарском предприятии "ОДК-Кузнецов" были открыты три новых производственных корпуса, где будут производиться двигатели для ПАК ДА.
"Актуальная угроза для Запада"
По словам аналитиков, дальняя авиация активно применяется РФ для нанесения ударов конвенциональным оружием, в том числе в рамках спецоперации по защите Донбасса.
"В рамках СВО дальняя авиация может использоваться и используется для нанесения ракетных ударов по пунктам управления, военным предприятиям, энергетическим и транспортным объектам", - указал эксперт Бюро военно-политического анализа Николай Костикин в беседе с RT.
Юрий Кнутов отмечает, что благодаря этому удается серьезно снизить военный потенциал киевского режима.
"Эти самолеты наносят удары высокоточным оружием, крылатыми ракетами. Они играют ключевую роль в уничтожении командных штабов, пунктов управления, военных предприятий и ремонтных баз, мест сбора наемников и их подготовки. Кроме того, дальняя авиация активно задействована и для вывода из строя объектов энергетики. Все это способствует ослаблению ВСУ", - сказал специалист.
Дальняя авиация является также важной частью российских сил ядерного сдерживания, говорит военный эксперт Владислав Шурыгин.
"Дальняя авиация - это часть ядерной триады, которая является постоянно действующей актуальной угрозой для Запада. Благодаря наличию среди прочего таких самолетов Россия способна противостоять силам Европы и США. Этот фактор позволяет стабилизировать ситуацию в мире", - заявил аналитик в беседе с RT.
При этом Николай Костикин отметил, что, несмотря на развитие систем противовоздушной обороны, дальняя авиация не потеряла свою актуальность как средство доставки ядерного оружия.
"Несмотря на развитие ПВО и межконтинентальных баллистических ракет, стратегическая дальняя авиация не утратила своего значения как инструмента ядерного сдерживания. Она является дополнительной страховкой, чтобы гарантированно нанести удар по противнику", - заключил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 12, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за октябрь 2024 года
Ноябрь 12, 2024
Разработать документы для капремонта липецкого аэропорта выбрали опытного господрядчика
Ноябрь 12, 2024
Пятое поколение: что демонстрирует Россия на выставке Airshow China 2024
Ноябрь 12, 2024
Кыргызстанская авиация ждет финальный аудит для выхода из черного списка ЕС